Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Пакеты прикладных программ как средство повышения качества знаний студентов средних специальных учебных заведений

01.04.2011 2262 2 6376
Путилкина Наталья Павловна, преподаватель

Саранский государственный промышленно-экономический колледж

     В настоящее время происходит стремительная модернизация системы образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения.

     Кардинальные перемены во всех областях человеческой жизни, которые несут за собой эти информационные и коммуникационные технологии и новые модели деятельности вкупе с новыми социальными требованиями мирового сообщества, требуют совершенно иного уровня грамотности, соответствующего запросам информационного общества. Новые технологии приобретения знаний, новые педагогические подходы к преподаванию и усвоению знаний должны способствовать активизации интеллекта обучаемых, формированию их творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения. 

     С учетом модернизации обучения актуальным сегодня является активное использование компьютерных технологий. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс в качестве педагогических инноваций ни у кого не вызывает сомнений. Но процесс их поиска и реализации, связанный с развитием нетрадиционных форм, методов и средств обучения, основанных на преимуществах компьютерных технологий, вызывает острые дискуссии среди педагогов. Любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны субъекта, и без нее обучение невозможно. Но степень этой активности в реальной действительности неодинакова при использовании различных методов и средств обучения.

     Идея включения в учебный процесс разнородных источников информации, преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе  значима не только для студентов, но и для педагогов, также оказавшихся в ситуации «информационного взрыва». Принципиально важным при этом становится одновременное повышение информационной культуры как студентов, так и педагогов. Наметившийся в последние годы разрыв между умением ориентироваться в современной медийной среде у преподавателей и студентов должен быть либо преодолен, либо сознательно использован педагогом для повышения качества процесса обучения. Это может произойти в тех случаях, когда преподаватель переводит обучение в режим диалога, открытого для любой информации, когда поводом для изучения и исследования становится любое явление культуры, вызывающее интерес у аудитории.

      Медиаобразование выступает здесь как педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии (формирование коммуникативной компетенции, аудиовизуальной и информационной грамотности) на основе развития критического мышления, выработки собственных концепций на базе информационных потоков, передаваемых по различным каналам связи.

     Одним из наиболее широких направлений внедрения информационных технологий в среднем профессиональном образовании является применение прикладного программного обеспечения.

      Рассмотрим возможности информационных технологий, позволяющие повысить качество подготовки студентов в системе среднего профессионального образования на примере Саранского государственного промышленно-экономического колледжа (СГПЭК).

      Политика СГПЭК в области качества образования направлена на эффективное решение экономических и технологических проблем Республики Мордовия путем подготовки компетентных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, обладающих высокими гражданскими и нравственными качествами. В колледже осваиваются новые производственно-технологические решения, применяется современное оборудование, методы организации учебного и воспитательного процесса. Усовершенствование практических навыков и приобретенных компетенций студентов  в соответствии с требованиями времени проявляется в активном использовании прикладных программных продуктов в учебном процессе.

     В прикладное программное обеспечение его можно разделить на основные группы:

- проблемно-ориентированные программные продукты и пакеты,

- системы автоматизированного проектирования (САПР),

- методо-ориентированные пакеты прикладных программ,

- пакеты прикладных программ общего назначения,

- интеллектуальные информационные системы,

- офисные пакеты прикладных программ,

- программные средства мультимедиа.

     В СГПЭК применяются следующие программы из перечисленных групп.

     Проблемно-ориентированные – это обширная группа пакетов программ, разработанных для автоматизации процессов решения различных  функциональных задач в промышленной и непромышленной сферах деятельности.

     Студенты специальностей «Бухгалтерский учет» и «Менеджмент» получают знания и осваивают навыки работы в программной среде 1С.Предприятие 8.1. Выпускники специальностей «Автоматизированные системы обработки информации и управления»и «Информационная безопасность» имеют опыт работы в режиме конфигурирования 1С.Предприятие 8.0. На лекционных занятиях изучаются основы построения информационных систем, а на лабораторных занятиях реализуются проекты прикладного характера, например, система автоматизации работы библиотеки.

     Одним из показателей качества подготовки студентов специальности «Правоведение» является умение работать в справочно-информационных системах «Гарант» и «Консультант Плюс». Владение навыками работы в этих средах является важным фактором при трудоустройстве выпускников.  Для поддержки системы менеджмента качества в колледже используется автоматизированная система оценки качества образовательных услуг, которая позволяет обрабатывать информацию о показателях работы преподавателей и студентов, проводить анкетирование студентов для выяснения их мнения о качестве образовательных услуг, оказываемых колледжем.

     Пакеты прикладных программ общего назначения и офисные программы изучаются студентами колледжа в курсе «Информатика» на первом году обучения. А затем совершенствуются и поднимаются на новый качественный уровень на втором курсе в рамках дисциплин «Информационные технологии»  на специальностях  «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и «Автоматизированные системы обработки информации и управления» и «Информатика» на специальностях экономического и технического профиля. На втором курсе больше внимания уделяется непосредственно способам применения информационных технологий для решения профессиональных задач.

     Из программ общего назначения в колледже применяются широко распространенный пакет MSOffice и группа программ OpenOffice. Наряду с профессиональными знаниями квалифицированное использование программных продуктов MSWord, Excel, PowerPoint, Outlook позволит выпускникам любой специальности достойно реализовать себя в профессиональной деятельности.

     Студенты и преподаватели колледжа имеют возможность работать в сети Интернет, функционирует локальная сеть, соответственно развиваются навыки работы с поисковыми системами и сетевыми программами. Ресурсы глобальной сети используются при организации самостоятельной работы студентов колледжа.

     Студенты специальностей «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и «Автоматизированные системы обработки информации и управления» на занятиях по специальным дисциплинам учатся применять средства VBAв Excel 2007 для решения практических задач из экономических, технических и социальных отраслей деятельности. Например, при реализации численных методов, методов оптимизации и статистического анализа данных при изучении дисциплин «Математические методы», «Пакеты прикладных программ», «Численные методы», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

     Для получения проектно-конструкторской документации активно используются системы автоматизированного проектирования. Из данной группы прикладных программ в СГПЭК имеются программные продукты КОМПАС – 3DLTV10, Вертикаль v10, Гемма 2D и  3D, AutoCad. САПР применяются на технических специальностях при изучении дисциплин «Компьютерная графика», «Системы автоматизированного проектирования», «Программирование для оборудования с ЧПУ». Под руководством преподавателей колледжа студенты участвуют в республиканских конкурсах по профилю специальности.

В 2010 году студенты компьютерных специальностей получили возможность программирования в среде DELPHI 2009 на занятиях по дисциплинам «Основы алгоритмизации и программирования» и «Технологии разработки программного продукта». Преподаватели колледжа применяют на этих занятиях такой вид учебной деятельности как метод проектов. 

     На качественном уровне выполняются курсовые работы на базе MicrosoftSQLServer2005 при изучении дисциплины «Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем».

     Студенты специальности «Сварочное производство» имеют уникальную для Мордовии возможность приобретения профессиональных навыков работы на высокотехнологичных программно-управляемых лазерных и плазменных установках для резки металлов. Для работы промышленного оборудования составляется пакет заданий в среде MAZAK и Sigma-Nest, который затем управляет процессом резки. Студенты проходят практику на территории Ресурсного центра, оборудованного по последнему слову техники, получая востребованную современную рабочую профессию «Оператор лазерной и плазменной резки».

Применение мультимедиа-технологий позволяет задействовать все органы чувств человека для постижения нового, формирует красочный, объемный образ изучаемого объекта, способствует лучшему усвоению предъявляемого материала.

     Программные средства мультимедиа представлены в колледже в виде игровых программ, графических редакторов. На третьем курсе студенты специальности « Автоматизированные системы обработки и управления» изучают курс компьютерной верстки и дизайна в программе AdobePhotoshop. На конкурс исследовательских работ студентов в конце учебного года наши студенты часто представляют видеоролики, которые они готовят на занятиях в программе WindowsMovieMaker.

     Чтобы обеспечить качество образовательного процесса, преподаватели постоянно совершенствуют свои навыки владения современными информационными технологиями, например, уровень создания и применения учебных презентаций, разработанных в PowerPoint. Составление электронных презентаций студентами является одним из видов домашнего задания. Задается тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к ним добавить соответствующие комментарии. Презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе - в данном случае она является главной целью работы.

Преподаватели колледжа создают электронные учебники с помощью свободно распространяемых прикладных программ-конструкторов, например, TeachBookConstructor, либо в среде гипертекстовых документов с помощью MSFrontPage. Разрабатываются тестовые задания по дисциплинам в системе Moodle, которые в дальнейшем используются в процессе обучения, выполняя как обучающую, так и контролирующую диагностическую функцию. Применение прикладных программ при разработке методического обеспечения дисциплин придает им более завершенный характер, повышая их качество.

     Активное внедрение прикладного программного обеспечения в учебный процесс делает обучение студентов в колледже более интересным, повышает мотивацию студентов, делает шире круг их компетенций. Все эти факторы являются показателями качества предоставляемых образовательных услуг в СГПЭК, что способствует достижению стратегических целей колледжа. Рассмотренные программные продукты необходимы и полезны в учебном процессе, а также при развитии навыков  исследовательской деятельности студентов других  ссузов. Имеет смысл интенсивное применение и других прикладных программных продуктов  в образовательных  программах средних профессиональных учебных заведений.




Назад к списку

Комментарии
Статья актуальна, но надо признать, что общая информатизация нашего образования - хромает. Это проблема поколений! Те кто придут в образование после нас поднимут её на качественно новый уровень!
Георгий Тепнадзе
Первый раз слышу о среде MAZAK. Для чего она?
Евгений Дюньков

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*