Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мультимедиа технологии на уроках математики

05.11.2013 764 2131
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, методист, преподаватель математики и информатики

Вятский колледж культуры

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Василий Ключевский

 

Если историку XXI века как-то нужно будет назвать данное тысячелетие, то скорее всего слово «компьютерный» будет всего названии. Трудно найти изобретение, которое изменило наш мир больше, чем компьютер. Естественно, что процессы информатизации и компьютеризации коснулись и образования.


Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик [2].


Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкие современным детям мультимедийные технологии. Что же такое мультимедиа?


Во-первых, это программный продукт, обязательно предоставляющий пользователю интерактивный, то есть диалоговый, режим работы, который предполагает обмен командами и ответами между человеком и компьютером. Во-вторых, это среда, где используются разнообразные видео- и аудиоэффекты. Она очень напоминает видеофильм, зрителю которого предоставляется возможность самостоятельно выбирать ту или иную сюжетную ситуацию [4, С. 252].


Использование мультимедиа технологий на уроках математики имеет ряд преимуществ, так как помогает:

  1. рационализировать формы преподнесения информации: информация, доносимая до студента одномременно несколькими видами – через текст, изображения, звук – воспринимается существенно белее эффективно. Большинство людей запоминают 15% услышанного и 25%  увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 65%.
  2. повысить степень наглядности: с помощью эффектов, являющихся основной частью мультимедиа, можно показать то, чего в обычных условиях увидеть или услышать нельзя.
  3. получить быструю обратную связь: интерактивность мультимедиа управляет последовательностью демонстрации; получением дополнительной информации в виде подсказок, всплывающих в разных точках экрана; возможностью вести диалог,  помещая контрольные вопросы и т.д., что в значительной мере моделирует работу преподавателя и способствует развитию коммуникативных способностей обучающихся;
  4. отвечать научным и культурным интересам и запросам учащихся;
  5. создать эмоциональное отношение к учебной информации, так как студентов привлекает новизна проведения таких моментов на уроке;
  6. реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса [7].

В последнее время создано много мультимедийных продуктов. Это и энциклопедии из различных областей жизни, обучающие программы, презентации, игры, интерактивные тесты и т.д. Однако не все можно использовать в рамках урока. Поэтому преподавателю, желающему применять на уроках современные мультимедийный средства обучения, часто приходится самому разрабатывать подобные программы. Одним из самых распространенных и доступных для создания типов  мультимедийных проектов считаются компьютерные презентации, которые создаются с помощью приложения PawerPoint [4, C.166-167].


Что же представляет собой компьютерная презентация?

Проведем аналогию с обычной книгой. Книга состоит из страниц с текстом, и презентация тоже состоит из страниц, но только электронных, которые кроме текста могут содержать мультимедийные объекты. Электронные страницы презентации называются слайдами.


Книгу мы обычно читаем последовательно, просто перелистывая ее страницы. В процессе просмотра компьютерной презентации могут реализовываться различные последовательности  представления слайдов и различные мультимедиа эффекты [8].


При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации. На таких уроках ярче реализуется принципы доступности, наглядности. Уроки - презентации обеспечивают получение большого объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).


А) Использование презентаций в теоретическом материале

При изучении нового материала можно проводить урок - лекцию с применением мультимедийной презентации. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые студенты списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как преподаватель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран).

Стоит отметить, что компьютер позволяет продемонстрировать преобразования пространства или плоскости в динамике. Это способствует не только лучшему запоминанию учебного материала, но и обеспечению оптимального включение и адаптации нового материала в имеющиеся у студентов знания.


Б) Использование презентации в практическом материале

Так же используется презентация и на практических занятиях. Во первых, удобно представлять условия решаемой задачи на экране, проверять правильность выполнения предложенного задания, так как при проверке правильности решения обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, опорных моментов, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.

Еще презентацию можно использовать для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Можно предложить обучающимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.


В) Использование презентации при контроле знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность студентов. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые студент записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию преподавателя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

Также можно создать презентацию-тренажер для проверки усвоения теории или практики. Тренажер предназначен для индивидуальной работы обучающихся за компьютером с целью самопроверки уровня своих теоретических или практических знаний и восполнения пробелов, и не предполагает выставления учителем оценок. [6]


Использование интерактивной доски в процессе обучения

Все выше указанные мультимедийные продукты можно проецировать на интерактивную доску, что дает дополнительные возможности.

Интерактивный доска, заменяя обычный экран компьютера, позволяет управлять компьютером, видеть слайды презентаций, рисовать поверх их, делать с помощью специального маркера различные пометки, изображать графики, диаграммы, передвигать объекты и надписи, вызывать изображение клавиатуры и печатать тексты, выходить в Интернет и т.д. [1].


Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал [3].


Кроме этого интерактивную доску можно использовать и как обычную меловую или маркерную доску, то есть делать на ней записи и рисовать. Отличия заключаются в том, что не будет необходимости чистить доску от мела или спиртовых маркеров, и все написанное вами на доске можно отредактировать и сохранить. Кроме того, интерактивная доска позволяет быстро создавать новые чистые экраны, переключается между всеми экранами урока (возврат к предыдущим записям), использовать различные фоны и линовку доски, писать разными цветами и выделать написанное, быстро и точно рисовать геометрические фигуры [5].


К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать ключевые моменты. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

 

Вывод

 

Для того, чтобы понять, плодотворны ли для наших студентов уроки математики с помощью мультимедиа технологий, я провела три фрагмента урока: 1) демонстрация презентации с помощью интерактивной доски,  2) самостоятельные ознакомление с презентацией на ПК; 3) лекция. Затем студенты отвечали на вопросы по пройденному теоретическому материалу. Результаты усвоения знаний на каждом из фрагментов урока таковы:

1) материал презентации, проецируемой на интерактивную доску, усвоили 94%;

2) материал презентации, с которой студенты самостоятельно познакомились, усвоило 64 %;

3) материал лекции усвоило 16%.


Кроме этого, среди этих же студентов был проведен опрос: какой фрагмент урока им понравился больше и почему?

Результаты таковы:

1) фрагмент урока с использованием интерактивной доски понравился 72% обучающихся, так как данный материал был наглядным, интересным, красочным, привлекали внимание различные картинки, анимации, все непонятные моменты тут же были пояснены преподавателем;

2) фрагменту урока с самостоятельным изучением презентации симпатизируют 24 % обучающихся, так как материал также был для них интересным и наглядным, понравилось то, что работали в индивидуальном темпе и можно было всегда вернуться к непонятному материалу и еще раз про него прочитать;

3) лекция понравилась всего 4%, тем, у кого слуховая память (студентки 1сб).


Как мы видим, предпочтение студенты отдают урокам с применением мультимедиа технологий.

Таким образом, можно сделать вывод, что студентам более интересны занятия, проводимые с помощью мультимедиа технологий, и усваивают они знания, полученные таким способом, намного лучше.


В заключении хотелось бы добавить, что в центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Я считаю, что применение мультимедиа технологий как раз решает эту задачу, кроме этого является одним из перспективных.

 

Список литературы:

  1. Алешин, Л.И. Информационные технологии: учебное пособие [Текст] / Л.И. Алешин. – М.: Литера, 2008. – С. 206-207.
  2. Калинин, И.А. Электронный учебник [Текст] / И.А. Калинин // Математика в школе. – 2000. - № 8.– С.75-77. - (Компьютер на уроке).
  3. Крымова, Л.Н. Интерактивная доска на уроках математики [Текст] / Л.Н. Крымова // Математика в школе. – 2008. - № 10.– С.31-39. -  (Технические средства обучения).
  4. Макарова, Н.В. Информатика. 10-11 класс [Текст] / Н.В. Макарова, В.Б. Акимов, Е.В. Петухова, О.Н. Смирнова. – СПб: Питер, 2006. – 300 с.
  5. Новак, А.Ю. Интерактивная доска Saharacommunicator 77: учебное пособие [Текст] / А.Ю. Новак. – Киров: ООО «1-АйТи Трейд», 2008.– С. 5.
  6. Рупакова, Л.О. Обучающие программы по арифметике на основе гипертекстов [Текст] / Л.О. Рупакова // Математика в школе. - 2007. – № 3. –С.68-75. – (Компьютер на уроке).
  7. Смирнов, А.В. Технические средства в обучении и воспитании детей: учеб. пособие для средних учебных заведений [Текст] / А.В. Смирнов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С.22-23.
  8. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов [Текст] / Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – С.323-324.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*