Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Урок расчётно-экспериментальной работы из серии «Экономика отрасли и предприятия» (2 часа)

05.11.2013 336 1250
Землянникова Светлана Владимировна
Землянникова Светлана Владимировна, преподаватель математики

Профессиональный лицей №55 г.Россоши

Тема урока: Тела вращения. Нахождение площади поверхности и объёма тел вращения.


Цель урока: Закрепить, осмыслить и обобщить ранее полученные знания. Применить знания по теме в практической деятельности путём решения экспериментальных задач. Показать значимость предмета в профессии и жизни. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

 

Задача урока: Опираясь на знания по теме «Тела вращения», рассчитать площадь поверхности постамента под штукатурку.

Зная площадь поверхности, рассчитать:

  • затраты на оплату труда бригаде штукатуров;
  • время, затраченное на выполнение данной работы, оптимальное число рабочих в бригаде;
  • затраты на приобретение и доставку необходимого количества раствора.

Оборудование: ПК, проектор, презентация PowerPoint, таблицы справочные, шаблоны таблиц для отчётов, инструктивные карточки.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

 

Проверка посещаемости

Сообщение темы урока, целей.

 

II. Актуализация предыдущих знаний и умений

 

1. Учащиеся слушают заранее подготовленные  доклады. Они сопровождаются презентацией (приложение 1 (rar/pptx)). Материал, изученный ранее:

  • цилиндр, его элементы, площадь поверхности и сечений цилиндра, объём цилиндра (слайды 1-14).
  • конус, его элементы, площадь поверхности и сечений конуса, объём конуса. Усечённый конус, площадь боковой поверхности усечённого конуса (слайды 15-27).
  • шар, сфера, шаровой сегмент, шаровой слой, площадь поверхности, объём (слайды 28-38).

 

Тематические конспекты «Цилиндр», «Конус», «Шар» есть у каждого учащегося и к тому же демонстрируются на экране. (Материал для показа на доске «приложение 1»)

 

2. Разминка: учащиеся устно отвечают на вопросы и решают задачи, которые демонстрируются на экране (слайды 39-44). При ответе учащийся должен дать определение искомой величины, сказать формулу, по которой она находится.

Задачи:

1) Вычислить площадь боковой поверхности цилиндрического монолитного постамента, высота которого 1 м, а диаметр 6 м.

Вопросы: сколько оснований? Как расположены? Перечислить элементы цилиндра.

2) Вычислить площадь боковой поверхности постамента в форме усечённого конуса, если образующая равна 1,6 м, а диаметры оснований 12 м и 10 м.

Вопросы: охарактеризовать основания, образующие, высоту и т.д.   

3) Вычислить площадь боковой поверхности постамента в форме шарового слоя, если диаметр шара 20 м, а высота постамента 1,4 м.

 

3. Тестирование

Вопросы теста предлагаются на доске как часть презентации 1 (слайды 45-49). Учащиеся заполняют бланки ответов. Далее предлагается самоанализ и самооценка по критериям указанным в презентации.

 

III. Выполнение расчетно-экспериментальной работы

 

1. Сообщение учителя:

Математика – самая древняя наука, изучаемая вами. Сегодня на уроке мы с вами убедимся в том, что она актуальна в наши дни. Вся страна живет в ожидании светлой даты 65-летия Победы: вниманием окружены оставшиеся в живых ветераны, украшается город. Но особое внимание к дорогим местам: могилам героев и памятникам их побед.

2. Демонстрация фото-слайдов военной техники (приложение 2 (rar/pptx)).

3. Алгоритм выполнения работы:

Используя знания по теме, мы рассчитаем затраты на выполнение штукатурных работ для памятников ко Дню Победы. В ходе подготовки к уроку мы с вами подобрали соответствующие постаменты к военной технике Великой Отечественной войны. Форма постаментов и есть изучаемые нами тела вращения. В перечень затрат входит оплата труда бригаде штукатуров,  приобретение и доставка необходимого количества раствора и т. д.

 

Ваша работа на уроке состоит из следующих этапов:

1) расчет площади боковой поверхности постамента, которую необходимо оштукатурить;

2) расчет  заработной платы бригады;

3) расчет объёма раствора, необходимого для работы;

4) расчет оптимального количества рабочих в бригаде с учётом времени затвердевания раствора;

5) расчет затрат на приобретение и доставку раствора (сколько раз необходимо привезти раствор);

6) расчет общих затрат.

 

Необходимые данные выбираем из таблицы, подготовленной учащимися заранее.

 

Справка.

 

Цена за 1 куб.м. цементного раствора (улучшенная, под «веничек», через сито)

Доставка цементного раствора

Вместимость

Время затвердевания раствора

Мешок сухой штукатурки 25 кг на 15 м2 (короед, дождь)

Мешок сухой штукатурки 25 кг на 20 м2

(байрамикс)

 

3000 руб.

 

500 руб. в час

1,5 куб.м.

40 мин. – 1,5 часа

800 руб

 

1000 руб

Вид работы

толщина

Производительность

Стоимость работы за 1 м2

Насечка

 

1 м2за 10 -30 мин

30 руб

Штукатурка:

Улучшенная

Декоративная:

Под «веничек»

 

 

Через сито

 

Короед

 

 

 

Дождь

 

 

 

Байрамикс (бархат)

 

7-30 мм

 

7-30 мм

 

 

7-30 мм

 

3-5 мм

 

 

 

3-5 мм

 

 

 

2 мм

 

2 м2 в час

 

По улучшенной через 15-30 мин бить веником

 

1 м2за 20 мин

 

1 м2за 5 мин накладывается, ждать 15-30 мин и + 5 мин затирается

 

1 м2за 5 мин накладывается, ждать 15-30 мин и + 3 мин затирается теркой прямо

 

1 м2за 5 мин накладывается, ждать 15-30 мин и + 5 мин затирается

 

200 руб

 

220 руб

 

 

100 руб

 

200 руб

 

 

 

200 руб

 

 

 

200 руб

 

IV. Этап творческой работы

 

1) Опережающее задание: выбор военной техники, подбор формы и размеров постамента.

2) Работа в творческих группах: расчёт площади поверхности для штукатурных работ, выбор вида штукатурных работ. В зависимости от выбора составление технологической цепочки работ.

3) Выполнение расчета, заполнение сводной таблицы, оформление отчета.

 

V. Итог урока

 

Перед тем как бригадиры доложат о проделанной работе, я хочу сказать вам о своем выборе темы и вида этого урока. Математика мой любимый предмет из тех, которыми я владею. День Победы мой любимый праздник. И как хорошо, что сегодня они встретились. Вы выполнили не просто математическое задание, мы с вами заложили фундамент для будущего России «У народа, забывшего прошлое – нет будущего». Надеемся, что это не про нас.

А сейчас приглашаю к защите бригаду №1.

Защита результатов, проверяется оформление  работы и оценивается активность членов групп.

Подведение итога занятия.


Инструктивная карточка к уроку РЭР из серии «Экономика отрасли и предприятия», 2 курс

 

Тема: Тела вращения. Нахождение площади поверхности и объёма тел вращения.

 

Задание: Вычислить площадь поверхности под оштукатуривание. Используя результаты вычислений, определить какой финансовый расход должен понести заказчик на:

- оплату труда штукатурам,

- приобретение раствора и его доставку.

Определите сколько рабочих должно быть в бригаде (учесть время затвердевания раствора, технологию штукатурных работ).

 

Указания.

  1. Указать размеры и форму постамента.
  2. Указать стоимость работы за 1 м2, выработку в 1 час.
  3. Рассчитать площадь поверхности под штукатурку.
  4. Рассчитать оплату труда бригаде.
  5. Результат занести в таблицу.

Площадь боковой поверхности постамента (кв.м.)

Оплата труда бригады

 

 

 

 

6. Охарактеризовать поверхность постамента и указать толщину раствора.

7. Вычислить объём раствора, необходимого для работы.

8. Определить оптимальное число рабочих в бригаде.

9. С учетом времени затвердевания раствора, его объёма и числа рабочих в бригаде, определить, за сколько приёмов доставлять раствор.

10. Указать стоимость раствора и его доставки (опережающее задание).

11. Рассчитать затраты на приобретение и доставку раствора.

12. Результат занести в таблицу.

Толщина раствора.

Объём раствора.

Стоимость раствора.

Стоимость доставки.

Затраты  на приобретение  и доставку раствора.

Затраты на приобретение сухой штукатурки (для «короед», «дождь», «байрамикс»)

 

 

 

 

 

 

 

Справка.

 

Цена за 1 куб.м. цементного раствора (улучшенная, под «веничек», через сито)

Доставка цементного раствора

Вместимость

Время затвердевания раствора

Мешок сухой штукатурки 25 кг на 15 м2 (короед, дождь)

Мешок сухой штукатурки 25 кг на 20 м2

(байрамикс)

 

3000 руб.

 

500 руб. в час

1,5 куб.м.

40 мин. – 1,5 часа

800 руб

 

1000 руб

Вид работы

толщина

Производительность

Стоимость работы за 1 м2

Насечка

 

1 м2за 10 -30 мин

30 руб

Штукатурка:

Улучшенная

Декоративная:

Под «веничек»

 

 

Через сито

 

Короед

 

 

 

Дождь

 

 

 

Байрамикс (бархат)

 

7-30 мм

 

7-30 мм

 

 

7-30 мм

 

3-5 мм

 

 

 

3-5 мм

 

 

 

2 мм

 

2 м2 в час

 

По улучшенной через 15-30 мин бить веником

 

1 м2за 20 мин

 

1 м2за 5 мин накладывается, ждать 15-30 мин и + 5 мин затирается

 

1 м2за 5 мин накладывается, ждать 15-30 мин и + 3 мин затирается теркой прямо

 

1 м2за 5 мин накладывается, ждать 15-30 мин и + 5 мин затирается

 

 

 

 

200 руб

 

220 руб

 

 

100 руб

 

200 руб

 

 

 

200 руб

 

 

 

200 руб

 

Используемая литература

  1. А.В. Погорелов; Геометрия. Москва Издательский дом «Яхонт» 1998.
  2. Журнал «Математика в школе», 2003., №8.
  3. А.М. Шепелев «Штукатурные работы». Москва «Высшая школа» 1988.
  4. Е.Д. Белоусов, О.С.Вершинина «Малярные и штукатурные работы». Москва «Высшая школа» 1990.
  5. С.В. Соколова «Основы экономики». Москва «Академия» 2003. Начальное профессиональное образование.
  6. Л.Н. Череданова «Основы экономики и предпринимательства». Москва «Академия» 2002. Начальное профессиональное образование. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*