Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация моделей наставничества в обучении по специальности "Мастер по обслуживанию и ремонту автомобиля" в свете использования стандартов Ворлдскиллс

17.12.2020 90 120
Беляев Игорь Николаевич
Беляев Игорь Николаевич, мастер производственного обучения

Костромской машиностроительный техникум

Костромской машиностроительный техникум принимает участие в демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс в компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» второй год. В первый год в эксперименте принимали участие 23 выпускника по специальности «Мастер по обслуживанию и ремонту автомобиля». В 2019-2020 учебном году через процедуру демонстрационного экзамена прошли уже две полноценные учебные группы.

Срок обучения по специальности «Мастер по обслуживанию и ремонту автомобиля» в Костромском машиностроительном техникуме составляет 2 года и 10 месяцев. Это три полноценных курса.

На протяжении трех лет обучения студенты день за днем готовятся к процедуре экзамена. На первом курсе огромное значение имеет работа с мотивацией обучающихся. Именно поэтому вместе со студентами первого курса мы всегда стараемся попасть на экскурсии в автосервисы и автомобильные центры города Костромы. Такие мероприятия производят сильное впечатление на обучающихся, они с восторгом и интересом смотрят на работу настоящих профессионалов. Свой вклад в формирование позитивного и правдивого представления о профессии вносит и проведение традиционных классных часов. Особенно интересными получаются классные часы, в которых принимают участие выпускники прежних лет, которые с высоты полученного в профессии опыта и просто прожитых лет увлеченно и искренне рассказывают о том, чем живут сегодня. Здесь может найти свое место модель взаимодействия «активный профессионал – равнодушный потребитель», в котором мотивационная и ценностная поддержка сочетаются с развитием коммуникативных, творческих, лидерских качеств, происходит стимулирование идей саморазвития, осознанного подхода к построению собственной образовательной и карьерной траектории.

Я сам являюсь куратором учебных групп автомехаников, благодаря чему имею возможность оценить вовлеченность, заинтересованность и мотивированность к получению данной профессии у обучающихся через непосредственное наблюдение. Сочетание ролей преподавателя, мастера производственного обучения и куратора учебной группы представляет широкие возможности для реализации модели «педагог – студент», которое способствует ценностному и личностному наполнению, а также позволяет корректировать образовательную траекторию.

Уже на первом курсе обучающиеся в теории и на практике знакомятся с устройством автомобиля, в том числе с устройством двигателя. А ведь именно с двигателем связаны ключевые задания демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс.

На втором курсе обучающиеся посвятят много времени освоению всех тонкостей технического обслуживания автомобиля. И эти навыки также пригодятся им на демонстрационном экзамене, где выпускникам предстоит найти в ходе диагностики с применением измерительных приборов и при простом осмотре неисправности, которые закладывает для них эксперт. Научиться устранять эти неисправности, ремонтировать тот самый двигатель и другие агрегаты студентам предстоит на третьем году обучения.

Обучение состоит из теории, учебной и производственной практики. На учебную практику студенты ходят по подгруппам. При численности группы 25 человек на каждую подгруппу приходится по 12-13 студентов. Обучение происходит в две смены. Рассмотрим пример организации занятий по работе с двигателем. Имея четыре двигателя для сборки-разборки, я ставлю ребят в «тройки». В каждой такой «тройке» я стараюсь поставить слабого обучающегося с более сильными. Это испытанный способ подтянуть отстающих и слабых обучающихся.

Здесь легко узнаваема модель «студент – студент», которая подразумевает такое взаимодействие обучающихся, при котором один из них стоит на образовательную ступень выше, имеет черты лидера или организатора, которые позволяют ему оказать существенное влияние на наставляемого, избегая при этом строгой субординации. Взаимодействие «успевающий – неуспевающий», традиционный вариант поддержки, позволяющей достигнуть больших образовательных результатов.

При работе в парах и тройках также есть место для взаимодействия по модели «равный – равному», в котором осуществляется обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый креативным; взаимная поддержка, совместная работа над поставленной задачей.

От занятия к занятию «тройки» студентов также меняются двигателями. И здесь хотелось бы отметить постепенное устаревание материальной базы, в особенности, с моральной точки зрения. Сегодня производители автомобилей ежегодно представляют новые модели легковых автомобилей, совершенствуют двигатели, коробки передач и пр. Очень хотелось бы предоставить обучающимся возможность работать с современными, актуальными моделями агрегатов и диагностического оборудования.

Уже на втором году обучения молодые люди, обучающиеся по специальности «Мастер по обслуживанию и ремонту автомобиля», выходят на производственную практику, которая проходит на базе автосервисов города Костромы. Еще ни разу предприятия не отказали в приеме наших студентов к себе на практику, что говорит не только о востребованности профессии, но и о доверии к нашим обучающимся. Попадая в реальные рабочие условия, многие из них растут не только профессионально, но и в личностном плане: становятся серьезнее, ответственнее. Здесь, на производственной практике, они видят и трудности профессии, и ее достоинства, в том числе востребованность и оплачиваемость. Конечно, в этот момент у некоторых обучающихся возникает соблазн, получив ряд простых навыков, устроиться на работу (а кому-то к этому времени уже исполняется 18 лет). Из тех студентов, кто покидает обучение на этом этапе, многие потом сожалеют о принятом решении и признают, что стоило бы доучиться, чтобы получить полноценную квалификацию. Именно в этот период моя роль как педагога-наставника позволяет снизить негативные проявления подросткового кризиса и помочь проявить свои способности, а также определиться с выбором дальнейшей траектории обучения.

Именно в процессе прохождения производственной практики появляется возможность для реализации модели «работодатель – студент».

Так последовательно, на протяжении трех лет обучения, через теорию и практику обучающиеся подходят к демонстрационному экзамену как важнейшему событию на пути становления будущего профессионала.

Имея за плечами опыт участия в нескольких экзаменах в качестве эксперта, а также опыт личного участия в Национальном чемпионате «Навыки мудрых», я могу отметить типичные ошибки выпускников на демонстрационном экзамене. Самым же проблемным местом для них традиционно является задание на диагностику. Например, по заданию экзаменуемому предлагается установить неисправность автомобиля, который не заводится. Сделать это необходимо с помощью диагностического оборудования. Нужно подключить аппаратуру и по показаниям приборов установить неисправность – причину, по которой не заводится двигатель. Компьютер, конечно, покажет результаты измерений, но их еще нужно интерпретировать. Такая диагностика напоминает работу врача, который должен по собранному анамнезу и результатам анализов установить болезнь и назначить лечение. Нет сложности в том, чтобы поменять тормозные колодки: разобрал – собрал. А в случае с диагностикой уже нужно поработать головой. Конечно, в процессе обучения, уже зная трудные места будущего экзамена, стараешься акцентировать на них внимание, уделяешь больше времени важным моментам.

Уязвимым местом в подготовке будущих автомехаников является материальная база, которая неизбежно устаревает. Приведу простой пример. Осенью 2020 года я принимал участие в Национальном чемпионате «Навыки мудрых». В одном из заданий мне предстояло работать с коробкой передач, которую ставят сегодня на новые отечественные автомобили. Подобной у нас в мастерских нет (во всяком случае пока). Да и организаторам пришлось ее купить для оснащения площадки. Также пришлось работать с большим количеством измерительных приборов, не все из которых есть в учебной мастерской. И компенсировать это опытом работы в реальных автомастерских в процессе прохождения производственной практики тоже вряд ли возможно. Мало кто доверит практиканту работу с дорогостоящим оборудованием.

Еще одним слабым местом в обучении являются учебники. Недавно техникум закупил новые учебники в соответствии с топ-50. И в некоторых вопросах они уже могут считаться устаревшими. В связи с этим приходится при подготовке к занятиям многие вещи находить в интернете, что, конечно же, отнимает немало времени.

В этой ситуации возрастает роль педагога и мастера производственного обучения как наставника, который с учетом своего опыта способен скорректировать образовательную траекторию обучающихся.

Когда материальная база или учебники отстают от практики, по-настоящему важное значение приобретает профессиональное самосовершенствование педагога-наставника, неустанный интерес ко всему новому в профессии.

Личное участие наставника в профессиональных конкурсах повышает его авторитет в глазах наставляемых. Кроме того, дает возможность непосредственно получать передовой, наиболее актуальный и востребованный на рынке труда опыт, который в свою очередь наставник передает наставляемым.

В этом плане Национальный чемпионат Ворлдскиллс по рабочим профессиям, а также проводимый по его стандартам демонстрационный экзамен являются значительным подспорьем.

Сама цель движения Ворлдскиллс заключается в повышении престижа рабочих профессий, в развитии профессионального образования через совмещение лучших практик и профессиональных стандартов. На площадках чемпионатов демонстрационных экзаменов участники имеют возможность работать с современным оборудованием. Эксперты могут общаться друг с другом. Участники – с экспертами. Тесное общение в кругу профессионалов, обмен передовым опытом позволяет постоянно совершенствоваться и расти в профессиональном плане.

Поскольку на площадках постоянно присутствуют работодатели, которые являются основными заказчиками квалифицированных кадров, сами чемпионаты Ворлдскиллс и демонстрационный экзамен становятся своеобразным «трамплином» для лучших выпускников, молодых талантливых специалистов, дают им возможность карьерного роста в будущем за счет хорошего старта и уверенных первых шагов в профессии. Набор компетенций, по которым проводятся чемпионаты и демонстрационный экзамен, отображает актуальные потребности рынка труда.

Конечно, участие в таких мероприятиях нужно и важно как в качестве соревнующегося, так и в качестве эксперта. Хорошо также и то, что теперь есть возможность для экспертов-наставников старшего поколения принять участие не только в роли эксперта, но и в роли конкурсанта. Благодаря Национальному чемпионату «Навыки мудрых» педагоги-наставники могут проявить себя, а также почувствовать себя в роли наставляемого. Это своеобразный способ получить экспертную оценку со стороны и обратную связь, поставить себя на место обучающегося, еще раз лучше понять его потребности и трудности.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Реализация моделей наставничества в обучении по специальности "Мастер по обслуживанию и ремонту автомобиля" в свете использования стандартов Ворлдскиллс




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*