Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Спецкурс по риторике «Искусство быть услышанным»

31.10.2013 336 2289
Даншина Виктория Сергеевна
Даншина Виктория Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы

Профессиональный лицей №55 г.Россоши

Пояснительная записка


Речевое мастерство, умение правильно говорить и четко выражать свои мысли очень важно в публичном выступлении. Слушатели обращают внимание на всё: жесты, одежду, мимику, на то, как подготовлен оратор к своему выступлению и как он реагирует на поведение аудитории. При этом необходимо учитывать несколько факторов: целевая аудитория, степень осведомленности в данной проблеме, время и т.д.


Умение говорить хорошо необходимо всем, каждый человек должен точно, кратко и красочно выразить свои мысли, быть оратором (слайд №2).


Уже в школьном возрасте многие сталкиваются с необходимостью грамотно представить доклад, реферат, тезисы. Часто одного владения фактическим материалом, темой высказывания бывает недостаточно, нужно еще уметь грамотно, наиболее эффектно представить свою работу. Не менее важно при этом аргументированно и этично отстоять свою точку зрения в полемике или дискуссии, не ущемляя достоинства оппонента, проявляя уважение к чужому мнению. Этому, безусловно, нужно учиться. Созданию устного публичного монолога, правилам ведения дискуссии посвящен предлагаемый элективный курс.


Программа спецкурса «Искусство быть услышанным» рассчитана на 8 часов и предназначена для предпрофильной подготовки учащихся вне зависимости от выбранного направления, так как при любой специализации необходимо уметь грамотно и профессионально выстраивать монолог и вести полемику.

Основная цель курса (слайд №3) – совершенствование речевой компетентности учащимися, овладение навыком устного публичного монолога.

 

Задачи курса (слайд №4):

  • повторение и углубление усвоенных ранее в курсе русского языка и литературы знаний о стилях, типах речи, композиции, выразительно-изобразительных средствах языка;
  • формирование навыка монологической речи, соответствующей основным нормам современного русского литературного языка;
  • знакомство с правилами ведения дискуссии, понятием «речевой этикет».

 

Тематическое содержание курса:

  1. Древнегреческий философ Сократ. – 1 час.
  2. Речь и общение. Культура общения. – 1 час.
  3. Монологическая речь и ее особенности. – 1 час.
  4. Публичное выступление. Логическая организация выступления.– 1 час.
  5. Изобразительно-выразительные средства языка. – 1 час.
  6. Полемика, дискуссия, спор. Выйти победителем! – 1 час.
  7. Паралингвистические средства и техника речи. – 1 час.
  8. Речевой этикет. – 1 час.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол.

часов

Тезисное изложение

вопросов темы

Виды деятельности

1.

 

 

Древнегреческий философ Сократ (слайд №5).

1

 

Философия жизни Сократа. Этический рационализм Сократа

Лекция с элементами беседы.

Групповая работа –

выявление качеств, необходимых оратору.

2.

Речь и общение. Культура общения (слайд №6).

1

Отличие устной речи от письменной. Диалог, полилог и монолог. Дистантное общение. Явные и скрытые участники общения. Основные правила общения.

Лекция с элементами беседы.

Групповая работа – выявление качеств, необходимых хоро-шему собеседнику.

Индивидуальная работа – выявление собственного уровня общительности (по тестам).

3.

Монологическая речь и ее особенности (слайд №7).

1

Виды речи: информаци-онная, убеждающая, побуждающая. Их жанровые особенности (лекция, отчет, доклад, реферат, поздравление, напутственное слово, агитационная речь и т.д.). Целевые установки, их влияние на речевое воплощение.

Лекция с элементами беседы. Групповая работа – выявление особенностей жанровых разновидностей монологической речи.

4.

Публичное выступление. Логическая организация выступления (слайд №8).

1

Композиция текста и ее взаимодействие с темой и идеей произведения. Заголовок – важнейший элемент композиции. Виды вступления и заключения. Способы доказательства. Эмоциональность как способ достижения определенных целей.

Лекция с элементами беседы. Групповая работа – анализ видов вступления и заключе-ния. Индивидуальная работа – подбор доказательств к определенному тезису.

5.

Изобразительно-выразительные средства языка (слайд №9).

1

Лексические, морфологические, синтаксические средства выразительности. Способы воздействия на слушателей и достижения определенных целей с помощью выразительных средств.

Работа в группах – исследовательская работа по теме. Индивидуальная работа – создание собственных текстов и их редактирование.

6.

Полемика, дискуссия, спор. Выйти победителем! (слайд №10)

1

Требования к полемике. Структура дискуссии и полемики. Правила ведения дискуссии и полемики. Корректные и некорректные приемы ведения полемики, дискуссии и спора.

Лекция с элементами беседы. Работа в группах – подбор аргументов на заданную тему. Ролевые игры – организация дис-куссии, полемики на социально-значимую тему.

7.

Паралингвистические средства и техника речи (слайд №11).

1

Паралингвистические средства: взгляд, мимика, поза, жесты, движения. Техника речи: темп речи, тембр голоса, дикционная четкость, звуковая выразительность.

Лекция с элементами беседы. Групповая работа – отработка полученных  знаний на практике для наиболее эффективного воздействия на слушателей. Инди-видуальная работа – выступление и анализ выступления с акцентом на пара-лингвистические средства и технику речи.

8.

Речевой этикет (слайд №12).

1

Несловесные средства этической информации, формулы речевого этикета.

Лекция с элементами беседы. Ролевые игры – разыгрывание и анализ  этикетных ситуаций.

 

Содержание тем и методические рекомендации к проведению занятий

 

Тема 1.

Древнегреческий философ Сократ

Философия жизнь Сократа. Этический рационализм Сократа.

Обзор биографии Сократа - древнегреческого философа, который внес огромный вклад в изучение философии и этики, логики, диалектики.

Изучение философских взглядов Сократа - древнегреческого философа, одного из родоначальников диалектики, как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Характеристика призвания Сократа, мастерства диалога, метода исследования истины.

 

Тема 2.

Речь и общение. Культура общения

Что такое общение. Что такое речь. Сообщения учащихся о психологии учащихся: «контакт масок», формально – ролевое, светское общение, манипулятивное, духовное, межличностное и деловое общение.

Отличие устной речи от письменной. Диалог, полилог и монолог. Дистантное общение. Явные и скрытые участники общения. Основные правила общения.

Речь как психическая функция. Диалогическая, монологическая и полилогическая речь как формы внешней устной речи. Характеристика диалогической, монологической и полилогической речи. Психологические и психолингвистические концепции речевой коммуникации.

 

Тема 3.

Монологическая речь и ее особенности.

Виды речи: информационная, убеждающая, побуждающая. Их жанровые особенности (лекция, отчет, доклад, реферат, поздравление, напутственное слово, агитационная речь и т.д.). Целевые установки, их влияние на речевое воплощение.

Монолог, монологическая речь как вид речи, совсем или почти не связанный с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Классификация и типы монологической речи, отличительные признаки и условия обеспечения.

 

Тема 4.

Публичное выступление. Логическая организация выступления.

Композиция текста и ее взаимодействие с темой и идеей произведения. Заголовок – важнейший элемент композиции. Виды вступления и заключения. Способы доказательства. Эмоциональность как способ достижения определенных целей.

Структура выступления:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
Примерное распределение времени:
-  вступление – 10-15%;
-  основная часть – 60-65%;
-  заключение – 20-30%

 

Вступление.
Тщательно продуманное и включающее в себя:

  • Объяснение цели
  • Название темы
  • Расшифровку темы с целью точного определения содержания выступления и четкое определение стержневой идеи.
  • Вступление – важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Краткость выступления. При подготовке вступления следует выбрать тему, которая имеет целью вызвать интерес публики

Основная часть.

В основной части излагается главный материал последовательно разъясняются выдвинутые  положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

- проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей ихразрешения)

- хронологическое изложение.

- изложение от причин к следствиям (от частного к общему).

- индуктивное изложение (от общего к частному).

 В главной части важно соблюдать основные правила композиции. Логическая последовательность, стройность изложенного материала. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров.


Заключение.

В заключении: формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления, заключение должно быть убедительным и ярким, и обязательно согласовываться со вступлением и основной частью. В заключении имеет смысл повторить стержневую  идею и вновь вернуться к основным моментам главной части. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению.

Как выступать (способы выступления).

Необходимо избрать способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

 

Тема 5.

Изобразительно-выразительные средства языка

Лексические, морфологические, синтаксические средства выразительности. Способы воздействия на слушателей и достижения определенных целей с помощью выразительных средств: антонимы, гипербола, литота, синонимы, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, перифраз, сравнение, фразеологизмы, эпитет, аллюзия, реминисценция, авторская пунктуация, анафора, антитеза, восклицательные частицы, градация, инверсия, риторические вопросы и восклицания, синтаксический параллелизм, эпифора и т.д.


Тема 6.

Полемика, дискуссия, спор. Выйти победителем!

Требования к полемике. Структура дискуссии и полемики. Правила ведения дискуссии и полемики. Корректные и некорректные приемы ведения полемики, дискуссии и спора.

Спор — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.

Cпор - это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

Виды спора

  • Конструктивный или дискуссия
  • Деструктивный
  • Устный
  • Письменный
  • Организованный
  • Стихийны

Условия для начала спора:

  • Наличие минимум двух сторон имеющих индивидуальный взгляд на предмет спора.
  • Наличие разногласий у сторон-спорщиков и личную заинтересованность в разрешении этих разногласий.
  • Готовность спорящих к спору и наличии у каждой стороны аргументов различной степени убедительности

Логический такт и манера спорить

По отношению к доводам противника хороший спорщик должен избегать двух крайностей:

  • он не должен упорствовать, когда или довод противника очевиден, или очевидно правильно доказан;
  • он не должен слишком легко соглашаться с доводом противника, если довод этот покажется ему правильным.

Борьба с уловками в споре.

Позволительные уловки:

1) оттягивание возражения (ставятся уточняющие вопросы, как бы выясняя его)

2) ответ можно начинать немного издалека, который имеет отношение к вопросу, но прямо не связан

3) аргументы вразброс – в ответ на нечестивые уловки противника в том случае, когда оппонент все отвергает


Уловки, которых стоит избегать.

  • Аргументы к интеллекту, которого якобы не достаточно.
  • Аргумент к сиюминутной выгоде, не заботясь о последствиях.
  • Аргумент к невежеству – не осведомленность противника в обсуждаемой теме, факты придумываются, делаются ссылки на якобы установленные принципы.
  • Аргумент на публику.
  • Ставка на ложный стыд (казаться лучше, чем есть).
  • Спекуляция на нравственных ценностях.
  • Подмазывание аргумента, нахальное ведение спора.

Борьба с уловками:

1) предварительно готовиться (цель спора, вероятные аргументы)

2) настроить себя на возможные некорректные уловки

3) оценить достоинства и недостатки оппонента

4) сделать заготовки, которые могут нейтрализовать

5) не стоит бояться провала

6) мобилизация не сражение

7) соблюдать правило терпимого отношения к инакомыслию, признать, что оппонент в чем-то прав

8) соблюдать правила последовательного анализа, альтернативы

9) использовать принцип корректного ведения спора

10) не дайте спровоцировать себя на перепалке, используйте возвратный довод


Полемика — это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечеловеческие ценности, права человека, складывается общественное мнение. Она служит воспитанию активной гражданской позиции.

Дискуссия отличается от полемики как своей направленностью, так и используемыми средствами. Если цель дискуссии - достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики - не само по себе согласие, а скорее победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. В дискуссии всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины. Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению дискуссии Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.


Тема 7.

Паралингвистические средства и техника речи.

Паралингвистические средства: взгляд, мимика, поза, жесты, движения. Техника речи: темп речи, тембр голоса, дикционная четкость, звуковая выразительность.

Паралингвистических средств общения (от греч. par - "около" и "лингвистика") - невербальных (неречевых) средств передачи информации.

Различаются три вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические (в письменной речи).  К фонационным паралингвистическим средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ...). К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика.

 

Тема 8.

Речевой этикет.

Из истории этикета. Этикетные требования к речи человека. Национальные особенности русского речевого этикета. Структура речевого этикета, его основные составные части: формулы вежливости, этикет общения (правила ведения разговора), этикет письменного общения.

Несловесные средства этической информации, формулы речевого этикета.

Люди постоянно используют предметы или действия, важные для них не сами по себе, а, прежде всего той информацией, которую эти предметы или действия передают. Действия бывают самыми разными. С помощью одних действий мы управляем дорожным движением. Другими условными знаками общаются судьи на спортивной площадке. Всем известны химические, математические и другие знаки. Особой системой знаков считают и этикет. Специальный "Словарь по этике" так определяет, что такое этикет: "ЭТИКЕТ" (фр. Etiqette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т. д.), особенности одежды (выбор праздничной, траурной или будничной одежды хорошо показывает, как мы понимаем обстановку, как относимся к другим участникам общения). Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. С помощью слов можно рассказать решительно обо всем.


Приложение: презентация (ppt).


Литература 

  1. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения: Практикум в 2-х частях. – Саратов, 2002.
  2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.: 1983.
  3. Дзюбенко О.Г., Присяжный Т.В. Культура дискуссий. – Киев: 1990.
  4. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: 1990.
  5. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М.: 1978.
  6. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. – М.: 2003.
  7. Михайлова О.А., Голомидова М.В. Шаги к искусной речи. Учебное пособие. – Пермь: 1995.
  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: 2001.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*