Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМетодическая разработка может быть использована преподавателями системы среднего профессионального образования и системы дополнительного образования в области декоративно-прикладного искусства.
Методическая система обучения декоративно-прикладному искусству способствует решению обучающих, воспитательных и развивающих задач, направленных на формирование и развитие творческих способностей студентов, также на овладение новыми приемами, навыками и технологиями изготовления изделий из керамики.
Модель методической системы включает также условия для развития художественных способностей студентов, таких, как:
- создание проблемных ситуаций при постановке творческих заданий;
- выполнение заданий на оптимальном уровне сложности;
- направленность обучения на личностно-ориентированное взаимодействие со студентами;
- включение процесса индивидуально-творческой деятельности студентов;
- включение мотивационного компонента;
- выделение отдельных задач по решению образного содержания керамических изделий;
- направленность особенностей технологического процесса на решение образного содержания изделий из керамики;
- применение оъемно-пространственного мышления при формировании сложных геометрических тел;
- изучение основ современного дизайна.
В современной теории обучения функции методов обучения разделяют на 2 группы. Первая группа связана с воспитательными, образовательными и развивающими целями обучения, а вторая группа - с управленческими методами обучения – побуждающими – мотивационными, организующими и контролирующими. Также личное наблюдение, чувственная наглядность необходимы в обучении.
Для формирования художественных способностей студентов необходимо учитывать новейшие тенденции в области формообразования современной керамики. Принцип научности предполагает соответствие содержания учебной программы уровню развития современной научной мысли, накопленному опыту по технологии художественной керамики.
Развитию художественно-творческих способностей, таких, как зрительная память, наблюдательность, образное, абстрактное и конструктивное мышление способствует применение принципа наглядности. Через наблюдение, построение и использование художественных форм и пластических и декоративных качеств материала происходит развитие профессионального интереса.
Четкое структурированное учебного материала, связи учебных и наглядных пособий, выделение главных понятий и категорий способствуют полному раскрытию у студентов художественно-творческих способностей.
Система учебных понятий по керамике должна строится на принципах от «простого» к «сложному», и чтобы в последующих занятиях использовались навыки и приемы, полученные ранее. Это и есть принцип систематичности и последовательности обучения
В процессе деятельности, направленной на развитие художественных способностей повышается их творческая активность. Но эта активность должна быть осознанна. Здесь подключается мотивационный компонент обучения. Предпосылками развития креативности являются сознательное и прочное усвоение технологических особенностей производства керамических изделий, принципов формообразования, пластических и конструктивных приемов. Изучение истории керамического производства, особенностей художественного и образного языка мировых керамических центров, также современные тенденции развития искусства керамики необходимы для развития и формирования интеллекта личности художника – керамиста, способного креативно мыслить в соответствии с мировыми тенденциями в производстве керамических изделий. Главным принципом является доступность обучения при достаточном уровне его сложности. Учет Уровня развития художественных способностей и интеллектуальных особенностей, уровня развития высших психических функций способствует развитию этого принципа
Очень важно изучение принципов изготовления керамического изделия в процессе подготовки художника - педагога.
При развитии творческих способностей происходит индивидуальное осмысленное видение, которое осуществляется путем переосмысления материала, его образного и идейного содержания.
Ручная лепка, формование на гончарном круге, моделирование, набивка и отливка в гипсовую форму, является усложняющей задачей. Использование определенных керамических материалов (гончарная глина, шамотная масса, шликер, фаянс) – учитывая возможности и специфику технологии обработки этих материалов, перед студентами ставится задача по созданию образности в керамическом изделии.
Учет темперамента, года обучения, уровня подготовленности, уровня развития художественных способностей позволяет определить для каждого студента направление в обучении и выявить этапы, в которых он испытывает сложности. Выделяю такие этапы, как:
- создание эскиза в 3-х мерном изображении;
- соблюдение технологического процесса при формообразовании керамического изделия;
- соответствие внешнего и внутреннего содержания.
На первом этапе создания керамического изделия студентами (поиск замысла) использую объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, метод проблемного обучения. На этапе « работа в материале» воплощение замысла от студента требуется постоянное совершенствование знаний, умений и навыков, изучение аналогов (высоких образцов художественной керамики), работа с материалом. Здесь я ставлю акцент на методы проблемного типа (эвристический и исследовательский). Также важной задачей является овладение умениями и навыками по трансформации эскиза с плоского изображения в трехмерное (в материал). Это проблема восприятия, и для передачи образа необходимо держать в памяти все мельчайшие компоненты и элементы изображаемого. Это очертания, пропорции, стилистические особенности, особенности конструктивного построения, декоративные элементы.
Проведение занятий в форме лекций, бесед, практических занятий лучшим образом способствует изучению истории возникновения искусства керамики, специфики построения керамических форм, разработки упражнений аналитического, исследовательского характера, направленности каждого занятия на решение творческих задач. Также я использую постановку учебных задач, направленных на выявление специфики образного языка художественной керамики (пространственная композиция, декоративность, пластичность, колорит). Большую роль играет использование наглядного материала – готовых фотографий, каталогов с выставок, стендов с технологическими этапами (технологические карты с подробным описанием процесса изготовления отдельных керамических изделий), информация с интернет – источников.
Основное внимание необходимо уделять одновременному совершенствованию взаимодополняющим способностям, которые обеспечивают наиболее успешное развитие творческих способностей личности студентов. Направленность в обучении на личностно-ориентированное взаимодействие со студентами, создание мотивационной потребности, выделение задач по решению образного содержания керамических изделий по постановке учебных задач – все это способствует реализации образного содержания в работах студентов.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методические особенности преподавания художественной керамики на специализации "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы"
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.