Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока по дисциплине «Литература»

28.10.2013 2530 7473
Ульянова Галина Ивановна
Ульянова Галина Ивановна, преподаватель русского языка и литературы

Кумертауский горный колледж

Технологическая карта урока

 

Дата проведения: ___________ 

Место проведения: аудитория № _______ 

Группа: _________

 

1.

Тема: Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

2.

Тип урока: Комбинированный урок  с элементами проблемного обучения (элементы системы работы над текстом Е.Н.Ильина и элементы системы. М.Уринина. «Осердечивание».)

Форма: Дискуссия

3.

Опорные понятия: Теория (идея) Р. Раскольникова, её сущность. Наполеонизм. Совесть, чистота души.Преступление и расплата за преступление.

4.

Оборудование: Портрет писателя, иллюстрация к роману « Преступление и наказание»; записи на доске, фрагменты из видеофильма «Преступление и наказание», текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», мультимедийное оборудование.

5.

Цели: - образовательные: Помочь определить студентам суть разработанной Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, определить художественный средства, которыми пользуется автор для достижения своей цели;

- воспитательные: Развивать высокие эстетические, нравственные чувства, сострадания к ближнему;

- развивающие: Активизировать познавательную деятельность студентов, вовлечь их в творческую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству Ф.М. Достоевского 

6.

Умения: общеучебные: Формировать навыки самостоятельного анализа текста, высказывать своё отношение к прочитанному, уметь выделять главное, отстаивать свою точку зрения, опираясь на текст, делать выводы

7.

Межпредметные связи: История России в 60-е годы 19 века

8.

Литература:1. Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. Л., «Просвещении», 1977; 2. Достоевский и его время. - Ленинград, « Наука», 1994г.; 3. Кириотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. Изд.2-ое, М., «Советский писатель», 1997г.; 4. Белов С.В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Л., «Просвещение», 1998г.; 5. Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (любое издание); 6. Тарасов Б. Н. « Два пути Родиона Раскольникова: Закон «я» и «закон любви»,-Л.Ш., №1, 1999, с-2в, Л.Ш., №3, 1999, стр. 32


9. Этапы урока

Этап урока

Задачи этапа

Методы

Формы

Виды дея-ти

 

Организационный момент

 

Включение в деловой ритм. Подготовка группы к работе над текстом

Устное сообщение

Общегрупповая

Слушают преподавателя

Сцена убийства (фрагмент видеофильма «Преступление и наказание»)

 

Показать, какую власть над человеком может иметь «теория, как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется.

Фрагмент видеофильма, вопросы по тексту

Общегрупповая

Просматривают фрагмент видеофильма. Отвечают на вопросы: работа с текстом.

 

Статья Раскольникова о «преступлении»

Раскрыть основные моменты статьи

Устное сообщение.

Сочетание общегрупповой и индивидуальной работы

Слушают и записывают в тетради

 

Сущность разработанной Раскольниковым теории

 

 

 

Раскрыть сущность теории Раскольникова, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных теорий и идей

Мотивация, побуждение к поиску

Общегрупповая

Отвечают на вопросы, опираясь на текст

 

Главная причина преступления Раскольникова

 

 

Раскрытие характера героя в романе Достоевского через «идею» Помочь понять, какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим

Анализ текста, обратить внимание на авторские ремарки

Общегрупповая

Работают с текстом, с авторскими ремарками

Признание Р.Раскольникова (фрагмент видеофильма «Преступление и наказание»)

Помочь студентам понять, почему Раскольников сделал явку с повинной

 

Создание проблемной ситуации

 

Общегрупповая

 

Работа с текстом, просмотр фрагмента видеофильма «Преступление и наказание»

«Их воскресила любовь»

 

Помочь понять студентам, что всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением

Анализ, осмысление последних страниц романа

Общегрупповая

 

 

Работа с эпилогом

Проповедь Достоевского

 

Развивать высокие эстетические, нравственные чувства, идеалы красоты и гармонии

Сообщение преподавателя

 

Общегрупповая

 

Слушают преподавателя

 

Итог

 

Анализ успешности усвоения материала и деятельности студентов

Сообщение преподавателя

Общегрупповая

 

 

Слушают преподавателя

Домашнее задание

Дать информацию по домашнему заданию

 

Консультация

Слушают преподавателя

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

1. Вступительное слова преподавателя:

Эрнест Хэмингуэй говорил: «Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, Вам кажется, что все это случилось с Вами, и так оно при Вас и останется: хорошее или плохое». Чтение, уважаемые студенты, - процесс творческий, многогранный. По – настоящему прочесть художественные произведения – значит пережить его, обдумать, понять, что вызвало твой отклик, заставило радоваться или негодовать, в чем его значение, ценность именно для Вас. Без вдумчивого, оценочного отношения к прочитанному невозможно благотворное влияние, художественного произведения на духовный мир читателя. Поэтому цель нашего сегодняшнего занятия, а мы продолжаем работу над романом Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание», - обдумать, понять, в чем суть теории Раскольникова, какое зло она несет человечеству, живущему в сложном и противоречивом мире, разобраться в ведущих мотивах преступления, понять несостоятельность этой теории, определить художественные средства, которыми пользуется автор для достижения своей цели.

Итак, тема сегодняшнего урока: «ТеорияР. Раскольниковаиеекрушение».

Целью урока является определить суть теории Р.Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления и в развенчании идеи героя

Эпиграф к уроку: (комментарий преподавателя)

Слайд №1.

 Мы все глядим в Наполеоны;

 Двуногих тварей миллионы,

Для нас орудие одно

А.С. Пушкин(«Е.Онегин»)

 

Скорбью сердце открывается,

Скорбь - любви волшебный ключ.

А. Солодовников(русский поэт ХХ века, проживший 10 лет в концлагере на Колыме.)


II. «Сцена убийства»

Итак, Родион Раскольников решается на преступление.

- Как он к этому готовиться?

(он пошел убить никому не нужную зловредную старушонку…, но зато осчастливить тысячи). Посмотрим фрагмент видеофильма «Преступление и наказание». (подготовка к преступлению и преступление) Будьте внимательны, уважаемые студенты, обратите внимание на психологическое состояние героя, на выражение глаз, на его действия. Можно посмотреть в текст и сравнить.

- На какой стороне пальто он делает петлю для топора? (на левую) А почему?

- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал холоднокровно и собранно? (нет, стихийно, Раскольников не может сосредоточиться,нелепо его поведение в дверях квартиры старухи - процентщицы. Он чуть не вытащил ее вместе с дверью  на лестницу. Стихийность и в самом убийстве: «.. вынул топор.., взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, … почти машинально опустил на голову обухом». Ряд казусов подчеркивает стихийность его действий.

- Почему Раскольников убивает Лизавету, ведь он ради таких, как она, допустил, «кровь» по совести, убив старуху? (она свидетель)

- Так в кого же он превращается, убив беззащитного человека?

(из благодетеля, во врага «слабых»). Обратить внимание на деталь, что старуху он убивает обухом, а Лизавету лезвием.

- Почему?

- О чем это говорит? (что невозможно просчитать жизнь какой-то теорией, что, «убив одну, он осчастливит тысячи», т.к. жизнь сложнее арифметики, одно преступление ведет за собой другое, в жизни все оказалось сложнее.)

- Сколько человек он убивает? (четыре человека).

- Почему четыре, кто это?

- Уважаемые студенты, Р. Раскольников, ведь не сразу решается на преступление, он долго сомневается. В нем постоянно борется доброе и злое начало.

- Вспомните, когда он получил письмо от матери, каково его первое действие? (поцеловал)

- Почему?

(любит мать, сестру, ведь тогда у него уже в сознании вынашивалась мысль о преступлении, у него оказалось письмо матери, он подумал, что она сможет спасти его от этой навязчивой мысли о преступлении (О.Базарове и родителях, о Кабановой и детях, о семье Н. Ростовой.) Читая его, он плакал. Найти в тексте стр.148)

-О чем это говорит?

 (Он добрый, он не хотел чтобы Дуня стала жертвой Лужина). Вернемся к фрагменту видеофильма.

Я не случайно остановилась на этом фрагменте кинофильма.

- Скажите, Вам хочется, чтобы Раскольникова задержали?

- А почему? (он добрый, видит боль и страдание других).

- А почему же совершает убийство?

Попробуем в этом разобраться. Чтобы разобраться в этом, мы обратимся к его статье «О преступлении».


III.Статья Р.Раскольникова «О преступлении»

- Когда Раскольников написал статью?

- Где она была опубликована? (в «Периодической речи»)

Найдите в тексте (часть 3, глава 5, стр. 313).Один читает, а остальные записывают основное (читаетсо слов… «Я только, в главную мысль мою верю…до I разряд всегда - господин настоящего, II разряд - господин будущего»).

Слайд № 2.(Основные положения статьи).

- Каковы же основные положеня статьи?Сверьте, правильно ли вы записали.

- Ответьте, пожалуйста, имеет ли права такая теория на жизнь, на существование? (безусловно нет)

- Почему? (при рождении всю люди равны, деление на разряды - это антигуманно по отношению к человеку).

- С какой теорией ХХ столетия схожа теория Р.Раскольникова? (с теорией фашизма).

- А еще? (связана с наполеонизмом - Наполеон загубил тысячи невинных душ ради своей идеи, ради славы; эпоха Сталинских репрессий; войны на Кавказе.)

Преподаватель: Да, ХХ век свидетельствует: сколько бед и несчастий, пролитой человеческой крови принесли миру эти теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реально большую власть над судьбами народов. Далеко ходить не надо – наша страна. Сегодня люди, и  целые партии одержимы ложными, бредовыми идеями, страшным утверждением , что «все дозволено», возомнив себя «Наполеонами».

Достоевский писал: «Человек не имеет права замыкаться в себе, жить для себя, человек не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире».

-Разве это не актуально? (студенты приводят примеры из современной жизни, вспоминают, как погиб Михаил Евдокимов, Влад Листьев, Галина Старовойтова и другие).

Значит в самом зарождении, такая теория не состоятельна.

Значит одержимый своей теорией, Раскольников решается на убийство и совершает его.

-Принесло ли это преступление ему облегчение? (он очень мучается, переживает, никого не хочет видеть… «я себя словно ножницами от всего мира отрезал», он не хочет видеть самых близких: мать, сестру, его мучает совесть.)

- Почему он идет к Соне Мармеладовой? (чувствует родство душ, она тоже «переступила» только через себя. (однокоренные слова переступила, преступление); найдите в тексте часть 4, глава 4, стр. 366


IV. Главные причины преступления Р.Раскольникова.

- Какие причины преступления Раскольников называет Сонечке?

 (ему помогает и Соня: …ты был голоден… студенты зачитывают)

Слайд № 3. Причины преступления Раскольникова.

-А какой мотив главный?

(убил для себя, зачитать стр.435 часть 4, глава 5).

- Вы на дом получили задание, отметить авторские ремарки, рисующие состояние героя и наблюдение Сони за поведением Раскольникова, когда он говорит о причинах убийства. Обратим внимание на авторскую ремарку № 3.  

Слайд № 4.Таблица.

В таблице встретилась незнакомое слово.

-Что это за слово?

Катехизис - краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.

-О чем нам автор говорит своими ремарками, ремаркой Сони?( он находится во власти идеи.

Достоевский стремится убедить нас, что Раскольникова увлек идеал сильной личности, что страшная эгоистическая идея, мысль о праве сильной личности является ведущей в ряде причин, толкнувших Раскольникова на преступление, эта мысль родила у Раскольникова желание самому вступить в число избранных.

-Так какая же причина главная? (для себя, себя проверить, кто он, обыкновенный, простой, или необыкновенный, избранный).

- А по теории Раскольникова, что нужно сделать, чтобы понять, кто он?

(чтобы проверить себя, нужно попробывать нарушить закон, молчиливо признанный всеми.Существует на свете никому не нужная старушонка-процентщица, которая наживается на чужой нищете и чужом горе. Масса людей покорно несет ей последние вещи под заклад. Если Раскольников принадлежит к «избранным»(«не вошь, и право имеет»), то у него не дрогнет рука, когда он будет убивать старуху. Убийство превращается в своеобразную проверку героя: способен ли он «переступить» через кровь «по совести», сумеет ли он на деле, проходя мимо всей этой нелепости, «взять просто - запросто все за хвост, и стряхнуть к черту». Автор сделал Раскольникова преступником не столько в уголовном, сколько философском плане).

 -Итак, в романе судьбой Раскольникова проверяется его идеи о праве сильной личности на кровь «по совести». Бесчеловечная идея привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе.

- В чем видит Соня причину преступления Раскольникова? (в том, что он отошел от Бога, «и он вас поразил, дьяволу предал»).

- Что советует Соня? (пойти на перекресток… стр. 436 часть 4, гл.5)

- Он соглашается с  ней? (нет, иначе он признает, что совершил преступление, а он верен своей идее). Большую роль в развенчании теории Раскольникова сыграли и встречи с Порфирием Петровичем.

- Сколько раз встречался Родион Раскольников с Порфирием Петровичем? О чем они беседовали?

(найти в тексте).


V. Признание в убийстве. - Почему Раскольников сделал явку с повинной?

Найти в тексте, гл.II стр.462-466.

(Раскольников во власти теории, но душа его - душа живого человека, в которой очень сильны чувства гуманные: душевность, жалость, любовь к людям. Во внутренней борьбе Раскольникова натура берет вверх, и ему ничего не остается, как сделать явку с повинной).

-По натуре он человек добрый, его мучает совесть, он злится на себя, бесконечны его страдания… Чтоб понять это обратимся к тексту.

- Найдите в тексте, какие ощущения он испытывает перед преступлением в первый же день?

- Что он чувствует и понимает при встречи с матерью и сестрой? (чувствует отчуждение, разъединение, не может он общаться с ними как прежде).

- Какие еще ремарки вы выписали, подтверждающее это?

- О чем они говорят? (о душевном смятении, переживании)

Самое сильное ощущение Раскольникова - тоска по человеку, желание найти утраченный контакт с людьми, самое страшное наказание для него - ощущение своей отчужденности от людей. Достоевский хочет показать нам, читателям, что должен победить дух соединения, а не разъединения.По Достоевскому самое страшное наказание для человека - одиночество, человек может быть счастлив только с людьми - это гуманная мысль автора.

- Вы согласны с этим?

 -Раскаивается ли он в содеянном? (нет) Почему?

- Значит, почему он признается?

- Какое решение вынес суд?

- Кто отправляется вслед за ним? (Соня) – Почему?


VI. «Их воскресила любовь»

- Когда к нему приходит окончательное прозрение, (зачитать последнюю страницу эпилога).

- Как вы понимаете “их воскрисила любовь”? (путь к обновлению мира, человека, путь к человеческому братству не в борьбе и протесте, а в любви, смирении, страдании, скорби.)

Скорбью сердце открывается,

Скорбь - любви волшебный ключ.

Уничтожение зла Достоевский видит в нравственном усовершенствовании. Не надо останавливаться на достигнутом, нужно идти вперед.


VII. Проповедь Достоевского.

Заключительное слово преподавателя:

Уважаемые студенты, надеюсь, что сегодняшний урок внес в вашу копилку знаний что-то новое, до селе не изведанное, вы поняли, что из себя представляет теория, ее пагубное влияние на разум человека, т.к. знания раскрывают нам двери, но войти в них вы должны сами. Понимание, ребята, должно быть выстрадано самим человеком. И не страшно, что в 16 лет ты далеко не все понял в творчестве Достоевского, так как понимание произведения искусства всегда неполное, ибо настоящее произведение «неистощимо» в своих богатствах. «Неистощим» в своих богатствах мир Достоевского. Мир, в котором «при полном реализме писатель стремился найти в человеке человека», где «главное - люби других, как себя»,- основной нравственный принцип, где «скорбью сердце открывается, скорбь - любви волшебный ключ », где человек ответственен за каждое зло, совершающееся в мире, где не должна быть пролита за будущее ни одна слезинка ребенка, где царствует красота, порождающая доброту, милосердие, сострадание и любовь.

Сегодня последний урок по Достоевскому в коледжном расписании. Но я уверена, что уроки в постижении творческого наследия великого русского писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского еще будут. Их преподнесет сама жизнь. Запомните слова Достоевского: «Не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши 90 миллионов русских (или там, сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы. Я знаю и верю…, что царство мысли и света способно  водвориться у нас в нашей России, еще скорее может быть, чем где бы то ни было, я не знаю, как это будет, но это сбудется». Я думаю, пророчество Достоевского должно сбыться. И сбудется, если вы в своей жизни будете прислушиваться к великому голосу гения Достоевского, к своей чистой душе и светлой, как ясный день, совести.


VIII. Итог урока.

Выставление оценок.


IX. Домашнее задание: Написать мини-сочинение на выбор.

  1. Духовная красота простого человека, как художественное открытие Достоевского.
  2. Уроки Достоевского.
  3. Мое открытие Достоевского.
  4. Нравственный идеал Достоевского в романе «Преступление и наказание».
  5. « Их воскресила любовь»
  6. Теория идеи Раскольникова и её крах.
  7. О чём меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»?
  8. О каком наказании идёт речь в романе?
  9. Преступление Р. Раскольникова.
  10. «Правда» Сони Мармеладовой.

 

Анализ урока

 

Урок по дисциплине «Литература» на тему: «Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского» проводится в группе 1 курса. Это заключительное занятие в системе уроков по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Основной задачей урока было помочь определить студентам суть разработанной Раскольниковым теории; разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, а также создание условий для проявления познавательной активности студентов, развития индивидуальных способностей.


Тип и структура урока соответствуют поставленным целям, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия студентов. Урок способствовал развитию эмоционально-ценностного мира личности студентов через сопереживание, сочувствие героям в процессе анализа текста, просмотра эпизода кинофильма, заставлял задуматься о том, как бы студенты сами поступили в данной ситуации с учётом примеров из современной жизни.


Группа работала активно. Любые ответы внимательно выслушивались, дополнялись, строились высказывания так, чтобы слушателям было все понятно; парой возникали споры, в процессе которых принимались правильные решения.


В процессе анализа студенты совместно с преподавателем пришли к выводу о том, что бесчеловечная «идея» привела Раскольникова к разладу с близкими ему людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе, что его судьбой проверяется это «идея» о праве сильной личности на кровь «по совести».


В качестве домашнего задания предложена индивидуально-творческая работа (мини-сочинение на выбранную тему), что позволит каждому выразить своё отношение к проблемам, затронутым в романе.


Урок достиг своей главной цели: роман Ф.М. Достоевского помог студентам понять главную мысль произведения, мысль о противоестественности убийства человека человеком, о том, что нельзя преступить принцип человечности, что человек ответственен за каждое зло, совершающиеся в мире, где должна царствовать красота, порождающая доброту, милосердие, сострадание и любовь.

 

Список использованных источников

  1. Белкин А. «Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание»». Разборы и анализы -М.,2001.
  2. Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. Л., «Просвещении», 1977
  3. Распопин В.Б. Изучение в школе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Методические указания для учителей - словесников. Изд. «Ижевск», 2003. 
  4. Селезнёв Ю.Н. «Достоевский»- Изд. серия «ЖЗЛ»- М.,1981
  5. Айзерман Л.С. Письмо пятое.- РЯШ, №1,2, 1998 с. 39-42
  6. Айзерман Л.С. Письмо шестое.- РЯШ, №6, 1997с. 38

 

Приложение: слайды к уроку (ppt)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*