Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаТехнологическая карта урока
Дата проведения: ___________
Место проведения: аудитория № _______
Группа: _________
1. |
Тема: Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» |
2. |
Тип урока: Комбинированный урок с элементами проблемного обучения (элементы системы работы над текстом Е.Н.Ильина и элементы системы. М.Уринина. «Осердечивание».) Форма: Дискуссия |
3. |
Опорные понятия: Теория (идея) Р. Раскольникова, её сущность. Наполеонизм. Совесть, чистота души.Преступление и расплата за преступление. |
4. |
Оборудование: Портрет писателя, иллюстрация к роману « Преступление и наказание»; записи на доске, фрагменты из видеофильма «Преступление и наказание», текст романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», мультимедийное оборудование. |
5. |
Цели: - образовательные: Помочь определить студентам суть разработанной Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, определить художественный средства, которыми пользуется автор для достижения своей цели; - воспитательные: Развивать высокие эстетические, нравственные чувства, сострадания к ближнему; - развивающие: Активизировать познавательную деятельность студентов, вовлечь их в творческую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству Ф.М. Достоевского |
6. |
Умения: общеучебные: Формировать навыки самостоятельного анализа текста, высказывать своё отношение к прочитанному, уметь выделять главное, отстаивать свою точку зрения, опираясь на текст, делать выводы |
7. |
Межпредметные связи: История России в 60-е годы 19 века |
8. |
Литература:1. Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. Л., «Просвещении», 1977; 2. Достоевский и его время. - Ленинград, « Наука», 1994г.; 3. Кириотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. Изд.2-ое, М., «Советский писатель», 1997г.; 4. Белов С.В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Л., «Просвещение», 1998г.; 5. Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (любое издание); 6. Тарасов Б. Н. « Два пути Родиона Раскольникова: Закон «я» и «закон любви»,-Л.Ш., №1, 1999, с-2в, Л.Ш., №3, 1999, стр. 32 |
9. Этапы урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Методы |
Формы |
Виды дея-ти |
Организационный момент
|
Включение в деловой ритм. Подготовка группы к работе над текстом |
Устное сообщение |
Общегрупповая |
Слушают преподавателя |
Сцена убийства (фрагмент видеофильма «Преступление и наказание»)
|
Показать, какую власть над человеком может иметь «теория, как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется. |
Фрагмент видеофильма, вопросы по тексту |
Общегрупповая |
Просматривают фрагмент видеофильма. Отвечают на вопросы: работа с текстом. |
Статья Раскольникова о «преступлении» |
Раскрыть основные моменты статьи |
Устное сообщение. |
Сочетание общегрупповой и индивидуальной работы |
Слушают и записывают в тетради |
Сущность разработанной Раскольниковым теории
|
Раскрыть сущность теории Раскольникова, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных теорий и идей |
Мотивация, побуждение к поиску |
Общегрупповая |
Отвечают на вопросы, опираясь на текст |
Главная причина преступления Раскольникова
|
Раскрытие характера героя в романе Достоевского через «идею» Помочь понять, какой мотив убийства из тех, которые Раскольников называет Соне, является ведущим |
Анализ текста, обратить внимание на авторские ремарки |
Общегрупповая |
Работают с текстом, с авторскими ремарками |
Признание Р.Раскольникова (фрагмент видеофильма «Преступление и наказание») |
Помочь студентам понять, почему Раскольников сделал явку с повинной
|
Создание проблемной ситуации
|
Общегрупповая
|
Работа с текстом, просмотр фрагмента видеофильма «Преступление и наказание» |
«Их воскресила любовь»
|
Помочь понять студентам, что всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением |
Анализ, осмысление последних страниц романа |
Общегрупповая
|
Работа с эпилогом |
Проповедь Достоевского
|
Развивать высокие эстетические, нравственные чувства, идеалы красоты и гармонии |
Сообщение преподавателя
|
Общегрупповая
|
Слушают преподавателя
|
Итог
|
Анализ успешности усвоения материала и деятельности студентов |
Сообщение преподавателя |
Общегрупповая
|
Слушают преподавателя |
Домашнее задание |
Дать информацию по домашнему заданию |
|
Консультация |
Слушают преподавателя |
Ход урока
I. Организационный момент
1. Вступительное слова преподавателя:
Эрнест Хэмингуэй говорил: «Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, Вам кажется, что все это случилось с Вами, и так оно при Вас и останется: хорошее или плохое». Чтение, уважаемые студенты, - процесс творческий, многогранный. По – настоящему прочесть художественные произведения – значит пережить его, обдумать, понять, что вызвало твой отклик, заставило радоваться или негодовать, в чем его значение, ценность именно для Вас. Без вдумчивого, оценочного отношения к прочитанному невозможно благотворное влияние, художественного произведения на духовный мир читателя. Поэтому цель нашего сегодняшнего занятия, а мы продолжаем работу над романом Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание», - обдумать, понять, в чем суть теории Раскольникова, какое зло она несет человечеству, живущему в сложном и противоречивом мире, разобраться в ведущих мотивах преступления, понять несостоятельность этой теории, определить художественные средства, которыми пользуется автор для достижения своей цели.
Итак, тема сегодняшнего урока: «ТеорияР. Раскольниковаиеекрушение».
Целью урока является определить суть теории Р.Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления и в развенчании идеи героя
Эпиграф к уроку: (комментарий преподавателя)
Слайд №1.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы,
Для нас орудие одно
А.С. Пушкин(«Е.Онегин»)
Скорбью сердце открывается,
Скорбь - любви волшебный ключ.
А. Солодовников(русский поэт ХХ века, проживший 10 лет в концлагере на Колыме.)
II. «Сцена убийства»
Итак, Родион Раскольников решается на преступление.
- Как он к этому готовиться?
(он пошел убить никому не нужную зловредную старушонку…, но зато осчастливить тысячи). Посмотрим фрагмент видеофильма «Преступление и наказание». (подготовка к преступлению и преступление) Будьте внимательны, уважаемые студенты, обратите внимание на психологическое состояние героя, на выражение глаз, на его действия. Можно посмотреть в текст и сравнить.
- На какой стороне пальто он делает петлю для топора? (на левую) А почему?
- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал холоднокровно и собранно? (нет, стихийно, Раскольников не может сосредоточиться,нелепо его поведение в дверях квартиры старухи - процентщицы. Он чуть не вытащил ее вместе с дверью на лестницу. Стихийность и в самом убийстве: «.. вынул топор.., взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, … почти машинально опустил на голову обухом». Ряд казусов подчеркивает стихийность его действий.
- Почему Раскольников убивает Лизавету, ведь он ради таких, как она, допустил, «кровь» по совести, убив старуху? (она свидетель)
- Так в кого же он превращается, убив беззащитного человека?
(из благодетеля, во врага «слабых»). Обратить внимание на деталь, что старуху он убивает обухом, а Лизавету лезвием.
- Почему?
- О чем это говорит? (что невозможно просчитать жизнь какой-то теорией, что, «убив одну, он осчастливит тысячи», т.к. жизнь сложнее арифметики, одно преступление ведет за собой другое, в жизни все оказалось сложнее.)
- Сколько человек он убивает? (четыре человека).
- Почему четыре, кто это?
- Уважаемые студенты, Р. Раскольников, ведь не сразу решается на преступление, он долго сомневается. В нем постоянно борется доброе и злое начало.
- Вспомните, когда он получил письмо от матери, каково его первое действие? (поцеловал)
- Почему?
(любит мать, сестру, ведь тогда у него уже в сознании вынашивалась мысль о преступлении, у него оказалось письмо матери, он подумал, что она сможет спасти его от этой навязчивой мысли о преступлении (О.Базарове и родителях, о Кабановой и детях, о семье Н. Ростовой.) Читая его, он плакал. Найти в тексте стр.148)
-О чем это говорит?
(Он добрый, он не хотел чтобы Дуня стала жертвой Лужина). Вернемся к фрагменту видеофильма.
Я не случайно остановилась на этом фрагменте кинофильма.
- Скажите, Вам хочется, чтобы Раскольникова задержали?
- А почему? (он добрый, видит боль и страдание других).
- А почему же совершает убийство?
Попробуем в этом разобраться. Чтобы разобраться в этом, мы обратимся к его статье «О преступлении».
III.Статья Р.Раскольникова «О преступлении»
- Когда Раскольников написал статью?
- Где она была опубликована? (в «Периодической речи»)
Найдите в тексте (часть 3, глава 5, стр. 313).Один читает, а остальные записывают основное (читаетсо слов… «Я только, в главную мысль мою верю…до I разряд всегда - господин настоящего, II разряд - господин будущего»).
Слайд № 2.(Основные положения статьи).
- Каковы же основные положеня статьи?Сверьте, правильно ли вы записали.
- Ответьте, пожалуйста, имеет ли права такая теория на жизнь, на существование? (безусловно нет)
- Почему? (при рождении всю люди равны, деление на разряды - это антигуманно по отношению к человеку).
- С какой теорией ХХ столетия схожа теория Р.Раскольникова? (с теорией фашизма).
- А еще? (связана с наполеонизмом - Наполеон загубил тысячи невинных душ ради своей идеи, ради славы; эпоха Сталинских репрессий; войны на Кавказе.)
Преподаватель: Да, ХХ век свидетельствует: сколько бед и несчастий, пролитой человеческой крови принесли миру эти теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реально большую власть над судьбами народов. Далеко ходить не надо – наша страна. Сегодня люди, и целые партии одержимы ложными, бредовыми идеями, страшным утверждением , что «все дозволено», возомнив себя «Наполеонами».
Достоевский писал: «Человек не имеет права замыкаться в себе, жить для себя, человек не имеет права проходить мимо несчастий, царящих в мире».
-Разве это не актуально? (студенты приводят примеры из современной жизни, вспоминают, как погиб Михаил Евдокимов, Влад Листьев, Галина Старовойтова и другие).
Значит в самом зарождении, такая теория не состоятельна.
Значит одержимый своей теорией, Раскольников решается на убийство и совершает его.
-Принесло ли это преступление ему облегчение? (он очень мучается, переживает, никого не хочет видеть… «я себя словно ножницами от всего мира отрезал», он не хочет видеть самых близких: мать, сестру, его мучает совесть.)
- Почему он идет к Соне Мармеладовой? (чувствует родство душ, она тоже «переступила» только через себя. (однокоренные слова переступила, преступление); найдите в тексте часть 4, глава 4, стр. 366
IV. Главные причины преступления Р.Раскольникова.
- Какие причины преступления Раскольников называет Сонечке?
(ему помогает и Соня: …ты был голоден… студенты зачитывают)
Слайд № 3. Причины преступления Раскольникова.
-А какой мотив главный?
(убил для себя, зачитать стр.435 часть 4, глава 5).
- Вы на дом получили задание, отметить авторские ремарки, рисующие состояние героя и наблюдение Сони за поведением Раскольникова, когда он говорит о причинах убийства. Обратим внимание на авторскую ремарку № 3.
Слайд № 4.Таблица.
В таблице встретилась незнакомое слово.
-Что это за слово?
Катехизис - краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
-О чем нам автор говорит своими ремарками, ремаркой Сони?( он находится во власти идеи.
Достоевский стремится убедить нас, что Раскольникова увлек идеал сильной личности, что страшная эгоистическая идея, мысль о праве сильной личности является ведущей в ряде причин, толкнувших Раскольникова на преступление, эта мысль родила у Раскольникова желание самому вступить в число избранных.
-Так какая же причина главная? (для себя, себя проверить, кто он, обыкновенный, простой, или необыкновенный, избранный).
- А по теории Раскольникова, что нужно сделать, чтобы понять, кто он?
(чтобы проверить себя, нужно попробывать нарушить закон, молчиливо признанный всеми.Существует на свете никому не нужная старушонка-процентщица, которая наживается на чужой нищете и чужом горе. Масса людей покорно несет ей последние вещи под заклад. Если Раскольников принадлежит к «избранным»(«не вошь, и право имеет»), то у него не дрогнет рука, когда он будет убивать старуху. Убийство превращается в своеобразную проверку героя: способен ли он «переступить» через кровь «по совести», сумеет ли он на деле, проходя мимо всей этой нелепости, «взять просто - запросто все за хвост, и стряхнуть к черту». Автор сделал Раскольникова преступником не столько в уголовном, сколько философском плане).
-Итак, в романе судьбой Раскольникова проверяется его идеи о праве сильной личности на кровь «по совести». Бесчеловечная идея привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе.
- В чем видит Соня причину преступления Раскольникова? (в том, что он отошел от Бога, «и он вас поразил, дьяволу предал»).
- Что советует Соня? (пойти на перекресток… стр. 436 часть 4, гл.5)
- Он соглашается с ней? (нет, иначе он признает, что совершил преступление, а он верен своей идее). Большую роль в развенчании теории Раскольникова сыграли и встречи с Порфирием Петровичем.
- Сколько раз встречался Родион Раскольников с Порфирием Петровичем? О чем они беседовали?
(найти в тексте).
V. Признание в убийстве. - Почему Раскольников сделал явку с повинной?
Найти в тексте, гл.II стр.462-466.
(Раскольников во власти теории, но душа его - душа живого человека, в которой очень сильны чувства гуманные: душевность, жалость, любовь к людям. Во внутренней борьбе Раскольникова натура берет вверх, и ему ничего не остается, как сделать явку с повинной).
-По натуре он человек добрый, его мучает совесть, он злится на себя, бесконечны его страдания… Чтоб понять это обратимся к тексту.
- Найдите в тексте, какие ощущения он испытывает перед преступлением в первый же день?
- Что он чувствует и понимает при встречи с матерью и сестрой? (чувствует отчуждение, разъединение, не может он общаться с ними как прежде).
- Какие еще ремарки вы выписали, подтверждающее это?
- О чем они говорят? (о душевном смятении, переживании)
Самое сильное ощущение Раскольникова - тоска по человеку, желание найти утраченный контакт с людьми, самое страшное наказание для него - ощущение своей отчужденности от людей. Достоевский хочет показать нам, читателям, что должен победить дух соединения, а не разъединения.По Достоевскому самое страшное наказание для человека - одиночество, человек может быть счастлив только с людьми - это гуманная мысль автора.
- Вы согласны с этим?
-Раскаивается ли он в содеянном? (нет) Почему?
- Значит, почему он признается?
- Какое решение вынес суд?
- Кто отправляется вслед за ним? (Соня) – Почему?
VI. «Их воскресила любовь»
- Когда к нему приходит окончательное прозрение, (зачитать последнюю страницу эпилога).
- Как вы понимаете “их воскрисила любовь”? (путь к обновлению мира, человека, путь к человеческому братству не в борьбе и протесте, а в любви, смирении, страдании, скорби.)
Скорбью сердце открывается,
Скорбь - любви волшебный ключ.
Уничтожение зла Достоевский видит в нравственном усовершенствовании. Не надо останавливаться на достигнутом, нужно идти вперед.
VII. Проповедь Достоевского.
Заключительное слово преподавателя:
Уважаемые студенты, надеюсь, что сегодняшний урок внес в вашу копилку знаний что-то новое, до селе не изведанное, вы поняли, что из себя представляет теория, ее пагубное влияние на разум человека, т.к. знания раскрывают нам двери, но войти в них вы должны сами. Понимание, ребята, должно быть выстрадано самим человеком. И не страшно, что в 16 лет ты далеко не все понял в творчестве Достоевского, так как понимание произведения искусства всегда неполное, ибо настоящее произведение «неистощимо» в своих богатствах. «Неистощим» в своих богатствах мир Достоевского. Мир, в котором «при полном реализме писатель стремился найти в человеке человека», где «главное - люби других, как себя»,- основной нравственный принцип, где «скорбью сердце открывается, скорбь - любви волшебный ключ », где человек ответственен за каждое зло, совершающееся в мире, где не должна быть пролита за будущее ни одна слезинка ребенка, где царствует красота, порождающая доброту, милосердие, сострадание и любовь.
Сегодня последний урок по Достоевскому в коледжном расписании. Но я уверена, что уроки в постижении творческого наследия великого русского писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского еще будут. Их преподнесет сама жизнь. Запомните слова Достоевского: «Не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши 90 миллионов русских (или там, сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы. Я знаю и верю…, что царство мысли и света способно водвориться у нас в нашей России, еще скорее может быть, чем где бы то ни было, я не знаю, как это будет, но это сбудется». Я думаю, пророчество Достоевского должно сбыться. И сбудется, если вы в своей жизни будете прислушиваться к великому голосу гения Достоевского, к своей чистой душе и светлой, как ясный день, совести.
VIII. Итог урока.
Выставление оценок.
IX. Домашнее задание: Написать мини-сочинение на выбор.
Анализ урока
Урок по дисциплине «Литература» на тему: «Теория Р. Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского» проводится в группе 1 курса. Это заключительное занятие в системе уроков по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Основной задачей урока было помочь определить студентам суть разработанной Раскольниковым теории; разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, а также создание условий для проявления познавательной активности студентов, развития индивидуальных способностей.
Тип и структура урока соответствуют поставленным целям, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия студентов. Урок способствовал развитию эмоционально-ценностного мира личности студентов через сопереживание, сочувствие героям в процессе анализа текста, просмотра эпизода кинофильма, заставлял задуматься о том, как бы студенты сами поступили в данной ситуации с учётом примеров из современной жизни.
Группа работала активно. Любые ответы внимательно выслушивались, дополнялись, строились высказывания так, чтобы слушателям было все понятно; парой возникали споры, в процессе которых принимались правильные решения.
В процессе анализа студенты совместно с преподавателем пришли к выводу о том, что бесчеловечная «идея» привела Раскольникова к разладу с близкими ему людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе, что его судьбой проверяется это «идея» о праве сильной личности на кровь «по совести».
В качестве домашнего задания предложена индивидуально-творческая работа (мини-сочинение на выбранную тему), что позволит каждому выразить своё отношение к проблемам, затронутым в романе.
Урок достиг своей главной цели: роман Ф.М. Достоевского помог студентам понять главную мысль произведения, мысль о противоестественности убийства человека человеком, о том, что нельзя преступить принцип человечности, что человек ответственен за каждое зло, совершающиеся в мире, где должна царствовать красота, порождающая доброту, милосердие, сострадание и любовь.
Список использованных источников
Приложение: слайды к уроку (ppt)
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.