Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Моделирование профессиональной деятельности как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях по фармакологии

25.10.2013 708 2483
Джаловян Арфеня Арнольдовна
Джаловян Арфеня Арнольдовна, заместитель директора по учебной работе, преподаватель фармакологии

Купинский медицинский техникум

Компетентностный подход - востребованная реальность современного российского образования, позволяющая сделать учебный процесс более эффективным и качественным. Компетентностный подход является главным направлением содержания образования в педа­гогике нашего техникума. Будущая работа выпускников на ФАПах, т.е. в отдалении от больниц и центральных клиник, и на станциях скорой медицинской помощи требует развития ключевой компетентности - профессионализма и конкурентоспособности. Для достижения ее система подготовки среднего медицинского звена в нашем техникуме предполагает необходимость реализации основополагающей компетенции - развития клинического мышления. В свою очередь, развитие клинического мышления базируется на широкой информированности, умении ориентироваться в пограничных вопросах и оперативно принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. Деятельность среднего медицинского работника характеризуется динамичностью, непредсказуемостью, возникновением проблемных ситуаций и требует подчас принятия немедленных решений. Именно применение технологии моделирования профессиональной деятельности способствует развитию клинического мышления, формированию способности ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке.


Преподаю фармакологию на I курсе специальность «Лечебное дело».

При изучении фармакологии у студента должны быть сформированы знания основных лекарственных групп, их фармакотерапевтические действия, умение выписывать рецепты, применять лекарственные средства по назначению врача, давать рекомендации пациенту по применению лекарственных средств, в опыте собственной деятельности, поэтому учебный процесс выстраиваю таким образом, чтобы обучающийся оказывался в ситуациях, способствующих профессиональному становлению, формированию общих и профессиональных компетенций.


Материально-техническое и методическое обеспечение дисциплины является основополагающим для качественного обеспечения учебного процесса и создания условий для приобретения знаний, освоения умений, формирования компетенций. Задачи, поставленные мной для достижения цели:

1) провести сравнительный анализ структурных компонентов ОПОП в соответствии с требованиями ФГОС;

2) спроектировать программу профессионального модуля с учетом компетентностного подхода;

3) разработать программу профессионального модуля;

4) изучить методическую литературу по применению активных методов обучения;

5) обеспечить методически дисциплину контрольно - оценочными средствами;

6) создать условия, направленные на формирование профессиональных знаний и умений студентов по дисциплине путем применения технологии моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе 

7) провести мониторинг результативности использования технологии моделирования  профессиональной деятельности в учебном процессе.


При проведении сравнительного анализа структурных компонентов основной профессиональной образовательной программы мною были изучены компоненты и требования ФГОС СПО, выявлены проблемы для проектирования программы профессионального модуля: отсутствие информации о содержании профессионального модуля, разделов, тем, дидактических единиц, лабораторных работ и практических занятий, о курсовых работах, самостоятельной работе, об основных показателях оценки результатов, об общих требованиях к организации образовательного процесса, формах и методах контроля и оценки, обоснование количества часов на освоение профессионального модуля, перечня учебных изданий и Интернет-ресурсов.


Программа «Фармакология» прошла техническую экспертизу, содержательную экспертизу провела заведующая терапевтическим отделением ГБУЗ НСО «Купинская ЦРБ»,преподаватель первой квалификационной категории профессионального модуля «Лечебная деятельность».


31 августа 2011 года рабочая была рассмотрена и утверждена решением научно-методического совета  в условиях перехода на обучение по ФГОС СПО 3 поколения.


Изучение методической литературы: Вербицкий, А.А. «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход», 1991 г., Полякова Е. И. «Ролевые игры как средство стимулирования у студентов интереса к освоению опыта межкультурного взаимодействия», 2008 г., Четина Т. Ю. «Активные формы и методы обучения в процессе развития ключевых компетенций», 2008 г., и др., помогло мне в проектировании форм и методов активного обучения студентов.


Для обеспечения практико-ориентированного  обучения и реализации требований ФГОС занятия проводятся в кабинете, который оснащен необходимыми фантомами, муляжами, медицинским инструментарием и оборудованием в расчете на каждого студента, что способствует эффективному освоению практических умений и, как результат, формированию профессиональных компетенций. Кроме того, кабинет оснащен техническими средствами обучения (компьютер, проектор, экран), которые позволяют проводить занятия с демонстрацией видеофильмов, слайдов, презентаций, иллюстрированных фотозадач, и др. В течение 2011-2012 учебного года мною были разработаны методические указания для проведения теоретических и практических занятий по всем темам. Разработан паспорт контрольно-оценочных средств, внедрен сайт Мооdle для организации внеаудиторной работы с обучающимися.


На теоретических занятиях использую метод опережающей тематики. Его основное отличие от стандартной методики заключается в том, что домашнее задание дается не на закрепление пройденного материала, а на самостоятельное изучение и самоусвоение нового. Ход каждого занятия распределяется на три этапа:

1. Контроль выполнения домашнего задания предыдущего занятия с предварительной оценкой за самостоятельную работу.

2. Анализ самоподготовки студентов по результатам решения практических задач (характерные ошибки, методы и формы работы над ошибками).

3. Установочная часть:

- формулирование целей занятия;

- подробные  указания по составу рекомендуемой информационной базы;

- определение (уточнение) ключевых позиций учебного материала.


Консультационная часть:

- место данной темы в системе знаний по профессиональному модулю, межпредметные связи;

- ключевые термины, основные определения, алгоритмы решения практических задач;

- область практического использования приобретаемых знаний.


Считаю, что использование метода опережающей тематики повышает качество подготовки студентов, исключает из учебного процесса непроизводительное время (чтение лекций под запись) и за счет этого увеличивает время на формирование умений и навыков студентов, прививает навыки самообучения и повышает мотивацию к саморазвитию, позволяют эффективно организовать учебный процесс.


Активизации познавательной деятельности способствует применение проблемных лекций, что побуждает студентов к поиску решения поставленной задачи, высказыванию своего мнения, аргументирования и выбора пути решения поставленной задачи.


Большое внимание уделяется методу сжатия учебного материала, который излагается в таблицах с элементами графического оформления. Примерами являются таблицы: «Классификация антигипертензивных средств», «Классификация антиангинальных средств», «Классификация противоаритмических средств». Такой метод способствует быстрому усвоения материала. Опросы на лекциях провожу в форме «мозгового штурма», целью которого является организация коллективной мыслительной деятельности по поиску путей решения проблем. Например, по темам студенты делятся на 3 группы, ведется коллективное обсуждение, при котором участники высказывают свои собственные варианты решения. Затем из общего числа высказанных идей отбирают оптимальные варианты с аргументацией и обоснованием.


С целью закрепления пройденного материала и подготовки к решению учебно-производственных задач на практических занятиях студенты получают различные задания, способствующие усвоению, углублению знаний и умений, которые они должны приобрести в процессе обучения: анализ содержимого наборов лекарственных средств по темам, причем задания могут быть разными: определите, все ли необходимые группы препаратов представлены в коробке; какие группы препаратов вы можете добавить и т.д. Студентам выдаю листы назначения с серией заданий.


Работая с ними, студенты лучше запоминают прописи лекарств, дозы, пути и способы их введения. Привлекаю других студентов к комментированию ответов своих одногруппников, что способствует взаимодействию друг с другом, самостоятельности в выборе вариантов решения.


Познавательная деятельность раскрывается в процессе самостоятельной работы студентов. Для самостоятельной работы разработана рабочая тетрадь по всем темам и включает в себя проверку теоретических знаний в форме тестовых заданий различной сложности, проверку сформированности умений и навыков путем решения учебно-производственных задач, составления таблиц, заполнения документации.


На практических занятиях при изучении раздела «Частная фармакология» для активизации познавательной деятельности студенты решают учебные задачи, которые максимально приближены к производственным. Студенты решают задачи в индивидуальном порядке, а также малыми группами с элементами управляемой дискуссии, рецензирования и оппонирования ответов одногруппников.


Группа делится на две команды, между которыми пройдет соревнование, и  назначает в каждой группе лидер. Обеим командам выдаются две одинаковые задачи, которые решаются сообща в группе под руководством лидера.


После жеребьевки студенты каждой группы поочередно объясняют решение доставшейся одной задачи. Соревнующаяся группа рецензирует ответ, выдвигая свой вари­ант решения данной задачи. По условию данной методики задается два вопроса. Ответы, качество рецензирования, активность оцениваются в баллах, при этом применяется рейтинговая оценка знаний и умений. Такое решение двух одинаковых задач обеими группами обеспечивает более качественную рецензию, так как разбираемая одной группой задача знакома другой группе, и последняя имеет на нее свой ответ.


Эффективным игровым имитационным методом, применяемым для обобщения пройденного материала, является метод разыгрывания ролей. Например, при изучении тем «Фармакотерапевтические действия антигипертензивных средств», «Фармакотерапевтические действия антиангинальных средств», студенты, воплощаясь в фельдшеров скорой помощи, отрабатывают умения в заполнении  рецептурной части карты  вызова. Студенты, доказывая свою правоту, вступают в профессиональную дискуссию, защищают свой вариант решения поставленной перед ними проблемы – правильного выбора лекарственного препарата, выписанного препарата на латинском языке. Данная методика не только повышает уровень знаний и умений, но и развивает любовь и интерес к будущей профессии. Оценивается вся малая группа независимо от вклада каждого члена. Это способствует развитию чувства товарищества, коллективной ответственности.


Для текущего контроля знаний использую:

- тесты различного типа (открытые - на определение фармакологических групп, тесты на соответствие);

- терминологические диктанты;

- «логические цепочки» (студенты составляют классификацию лекарственной группы, в ходе работы выявляются пробелы в знаниях и умениях);

- «найди ошибку» (решение иллюстрированных задач с элементами ошибок, работа с документацией, в которых допущены ошибки в рецептах, в назначенных препаратах, помогают не только проверить глубину знаний и умений, но и избежать ошибок в профессиональной деятельности);

- «задача на выбор» (разноуровневые задачи по определению группы препарата, которые помогают мотивировать студентов на достижения более высоких результатов в учебе).


Внеаудиторная работа со студентами - это подготовка к участию студентов в конкурсах профессионального мастерства, волонтерская деятельность.

Участники конкурсов профессионального мастерства «Лучший будущий специалист в Лечебном деле» специальности «Лечебное дело» успешно справляются с заданиями по фармакологии («Иллюстрированное задание», «Фельдшер на рабочем месте», «назначь лечение») и т.д., что оценивается компетентным жюри, в состав которого входят представители работодателей.


Повышает мотивацию, активизирует познавательную деятельность студентов, формирует профессиональные знания и умения по дисциплине учебно-исследовательская работа. В процессе учебно-исследовательской работы студенты углубляют знания в оценке фармакотерапевтического действия лекарств, вырабатывают навыки работы с литературой, развивают умение в составление рекомендаций пациенту по применению различных лекарственных средств, осуществлению поиска, анализа и оценки информации, полученной в результате исследовательской работы. Результаты работ студентов представляются на международных студенческих заочных научно-практических конференциях. «Научное сообщество ХХI столетия».


Итоговый контроль  дисциплины – экзамен, который проводится в форме компьютерного тестирования и решения задач с выполнением практических заданий. Проведя диагностику результатов итогового контроля знаний и умений отмечается положительная стабильная динамика повышения  познавательного  интереса к изучаемой дисциплине, прочные знания и умения, способность их применять при решении проблемно – ситуационных задач, и как результат - позитивная динамика учебных достижений студентов.


Использование на занятиях по фармакологии технологии моделирование профессиональной деятельности позволяет студентам в процессе обучения полностью овладеть способами профессиональной деятельности и обеспечить плавный переход к выполнению своих профессиональных функций на рабочем месте.

 

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело».- Минобрнауки РФ. 2010.
  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: «Нар. образование», 2001.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*