Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка по проведению урока по географии по теме «География населения мира».

22.08.2011 1858 11935
Блёсткина Наталья Сергеевна
Блёсткина Наталья Сергеевна, преподаватель гуманитарных дисциплин

Армавирский машиностроительный техникум

Пояснительная записка.


Данная методика проведения урока по дисциплине «География» позволяет сделать интересным и увлекательным изучение данной дисциплины, так как используемое мультимедийное  оборудование позволяет студентам воспринимать информацию не только на слух, но и наглядно, что делает процесс обучения более эффективным.  Данная методика дает возможность расширять кругозор учащихся, развивать их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность, помогает им глубже осмыслить учебный материал и лучше закрепить его.


В процессе проведения урока были поставлены следующие цели:

Обучающая: Формирование системы географических знаний. Формирование знаний об особенностях распределения населения, видах миграции, темпах, уровнях урбанизации. Выявление причин неравномерного размещения населения и механического движения людей. Закрепление умений анализировать тематические карты, таблицы и диаграммы.


Воспитательная: формировать положительное отношение в группе, умение слушать товарищей, высказывать своё мнение.


 Развивающая: Прививать интерес к новым знаниям, совершенствовать навыки анализа учебного материала.


Тип урока: Комбинированный урок.

Разнообразные используемые методы обучения, таки как: наглядные, практические, программированное, проблемное, самостоятельная работа, методы информационных педагогических технологий, тестовые методики, позволяют сделать урок насыщенным и интересным


Данная методика проведения урока  позволяет в короткое время не только эффективно освоить новые знания и умения, но и восстановить в памяти знания, полученные на предыдущих уроках, а также развивать логическое мышление и творческий подход к решению поставленных задач.

 

Цель урока:Дать представление учащимся о географии населения мира, о размещении населения, миграциях, урбанизации.


Обучающая:Формирование системы географических знаний. Формирование знаний об особенностях распределения населения, видах миграции, темпах, уровнях урбанизации. Выявление причин неравномерного размещения населения и механического движения людей. Закрепление умений анализировать тематические карты, таблицы и диаграммы.


Воспитательная: формировать положительное отношение в группе, умение слушать товарищей, высказывать своё мнение.


 Развивающая: Прививать интерес к новым знаниям, совершенствовать навыки анализа учебного материала.


Вид занятия:Урок


Тип занятия: Комбинированный урок.


Методы обучения: освоение, наглядные, практические, программированное, проблемное, самостоятельная работа, методы информационных педагогических технологий, тестовые методики.


Оборудование: Презентация “РАЗМЕЩЕНИЕ, МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ, УРБАНИЗАЦИЯ” (Приложение 1), карточки с заданиями (Приложение 2), презентации, выполненные студентами «Исторические и религиозные центры мира», «Мировые религии».  Политическая карта мира, атласы, статистический материал.


Порядок проведения урока (со временем):

Организационный момент (5 – 7 мин)

Контроль знаний (презентации, выполненные студентами, карточки с заданиями, тестовый опрос) (25 – 30 мин)

Объяснение нового материала (35 – 40 мин)

Закрепление (7 – 10 мин) (метод закрепления – тестовый опрос)

Выдача домашнего задания (3 – 5 мин)


Задания для фронтального решения (репродуктивного или самостоятельного). Размещение и миграция населения. Городское и сельское расселение населения. Население и окружающая среда.


Закрепление: Применять показатели воспроизводства, состава населения, уровней и темпов урбанизации для характеристики отдельных стран и регионов.

Домашнее задание: Конспект. [1] Стр. 66 – 67, задание 6, стр. 85.

 

Ход урока.


1. Организационный момент, тема урока, план урока. (Слайд 1)


2. Проверка домашнего задания.

Студенты представляют заранее приготовленные презентации по темам: «Мировые религии»,  «Исторические и религиозные центры мира». Работа с раздаточным материалом. Студентам раздаются карточки с заданиями, которые они выполняют и затем озвучивают выполненные задания. (Приложение 1)


Тестовый опрос по теме «Мировые и национальные религии». (Слайды  2-14)


3. Объяснение нового материала.


Тема урока, цель урока, план проведения. (Слайды 15-17)


Размещение и плотность населения мира. Население мира размещено неравномерно:

Около 70% людей проживают на 7% территории суши.

Средняя плотность населения земли 47 человек на 1 км²  (Слайд 18)


Главные причины неравномерности размещения населения

Влияние природных факторов.

Исторические особенности заселения.

Различия в демографической ситуации.

Социально-экономические условия жизни. (Слайд 19)

Размещение населения мира карта (Слайд 20)


Регионы мира с наибольшей плотностью населения:

Южная и Юго-Восточная Азия;

Западная Европа;

Восточная часть Северной Америки. (Слайд 21)


Регионы и страны мира с наименьшей плотностью населения

Гренландия

Страны Северной Африки

Австралия

Восточная часть России

Монголия

Канада (Слайд 22)


Примеры стран с различной плотностью населения (Слайд 23)


Миграции населения - это перемещение людей через границы тех или иных территорий, связанные с постоянной или временной переменой места жительства.(Слайд 24)


Главная причина миграций – экономическая, но они вызываются также, национальными, религиозными, экологическими и другими причинами.(Слайд 25)


Виды миграций(схема) (Слайд 26)

В зависимости от того, какие границы мигранты пересекают – внутренние или внешние, - выделяют два типа миграций:

Внутренние миграции  -внутригосударственные перемещения населения:

Сезонные; Маятниковые; Освоение новых земель; Вынужденные миграции; Переселение из сельской местности в города.

Внешние миграции – перемещение из одной страны в другую:

Трудовые; «Утечка умов»; Национальные; Семейные и другие. (Слайд 27)


Трудовая миграция – основной вид миграции населения(Слайд 28)


Главные центры трудовой иммиграции

Западная Европа (ФРГ, Франция, Швейцария, Великобритания) – эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы

США - эмигранты из стран Латинской Америки, Азии, Европы

Нефтедобывающие страны Персидского залива- эмигранты из Египта, Индии, Пакистана (Слайд 29)


Потоки миграции населения карта (Слайд 30)


Городское и сельское население. Урбанизация.(Слайд 31)


Город – населенный пункт, выполняющий преимущественно несельскохозяйственные функции. Определение города в разных странах различно:

в Швеции, Дании, Финляндии городом считается поселение с числом жителей -  200 человек.

в США - свыше 2,5 тысяч человек,

в Индии - свыше 5 тысяч человек,

в России – от 12 тысяч человек,

 Нидерландах - 20 тысяч человек,

 Японии - 30 тысяч человек

(Слайд 32)


Города возникли в древности в междуречье Тигра и Евфрата, а затем в низовьях и дельте Нила как центры административной власти, торговли и ремесла. (Слайд 33)

Иерихон – самый древний город мира (8 тыс. до н. э) (Слайд 34)

Дамаск - древнейшая столица мира (2500 г. до н. э) (Слайд 35)

Рим - древнейшая европейская столица (753 год  до н. э.) (Слайд 36)

В настоящее время размещение населения все более определяется географией городов, они постепенно становятся основной формой расселения людей. (Слайд 37)


Урбанизация- процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновения сетей и систем городов, а также повышения роли городов в современном мире. (Слайд 38)


Три этапа развития урбанизации:

 Начальный этап - XIXвек -  процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке;

Первая половина XX века - характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира;

Вторая половина XX века и начало XXIвека - еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход к агломерациям  и мегалополисам, что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность. (Слайд 39)


Черты урбанизации(Слайд 40)

Городская агломерация – группы близкорасположенных городов вокруг одного или нескольких крупных центров, объединенные трудовыми, культурно-бытовыми, производственными и инфраструктурными связями.

Мегалополис – скопление городских агломераций (Слайд 41)


Крупнейшие городские агломерации  мира и мегаполисы мира (Слайды 42-45)

Удельный вес городского населения по регионам мира. (Слайд 46)

Уровень урбанизации стран мира (Слайды 47-48)

Фото крупнейших городов мира. (Слайды 49-55)

Смог- смесь дыма, пыли, тумана - над городом (Слайд 56)

Формы сельского расселения.  (Слайды 57-59)


4. Используя полученные знания и карту атласа на стр 4-5,  ответьте на вопросы: (Тестовый опрос) (Слайды 60-72)


5. Домашнее задание  [1] Стр. 66 – 67, задание 6, стр. 85.

 

Список литературы

 

1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 КЛ.-М.: Просвещение., 2006.

2. Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 кн. – М.: Дрофа, 2004.

3. Атлас «Экономическая и социaльная география мира». 10 кл. (под ред. В.П. Максаковского. -М: Дрофа, 2010.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*