Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности развития проектной деятельности студентов в колледже средствами строительных дисциплин

21.10.2013 995 2476
Хабибуллина Гульнара Мухаматовна
Хабибуллина Гульнара Мухаматовна, преподаватель специальных строительных дисциплин

Кумертауский горный колледж

Так как работа специалиста строителя связана напрямую с проектированием объектов строительства и возведением их в дальнейшем, то основная цель изучения строительных спецдисциплин - это создание условий для развития проективных умений и навыков студентов, обучающихся на строительных специальностях. Успех этого развития и в целом обучения студентов во многом зависит от готовности преподавателя создать эти условия, органи­зовать проективную деятельность студента и управлять процессом проектирования. Успешное педагогическое управление дает возможность студентам научиться самим выявлять проблемы, определять цель и пути ее достижения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы.

 

Требования к уровню подготовки специалистов предполагают изменения сложившихся подходов к организации процесса обучения специальным дисциплинам с акцентированием внимания на создании условий для формирования личности специалиста и его профессиональной компетентно­сти. Одним из подходов, используемых при подготовке техников-строителей, внедрение технологии обучения специальным дисциплинам на основе проектирования.

 

Технология обучения представляет собой систему реализации процесса обучения, рассматриваемую в трех взаимосвязанных аспектах: информационном, техническом, деятельностном, осуществляемых с помощью средств, методов и форм обучения, обеспечивающих оптимизацию процесса обучения и формирование профессиональной компетентности студентов [2].

 

Целесообразность развития проективной деятельности студентов обусловлена:

  • требованиями современного производства к повышению качества и уровня профессиональной компетентности специалиста;
  • назначением предметов технологического Цикла, заключающегося в выработке у студентов навыков профессиональной деятельности и создании условий для формирования профессиональной компетентности, актив­ной жизненной позиции;
  • спецификой предметов, связанной с их прикладным характером, сложностью, информированностью содержания, многообразием охватываемых ими вопросов;
  • функциями и характеристиками моделей как средств познания, компактности учебного материала, наглядности, связи обучения с производством, гибкости технологии обучения, «интеллектуального фона» [1].

 

Выпускник строительной специальности должен:

  • понимать сущность и социальную значимость свой профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;
  • быть способным в условиях развития науки и изменяющейся практики к переоценке накопленного опыта, уметь приобретать новые знания, используя современные информационные возможности;
  • быть способным к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений осуществлять их каче­ственный и количественный анализ;
  • владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации [7,8].

 

В самом простом случае педагог учит студента работать так, как умеет работать он сам, "мастер". Но это не идеал, к которому следует стремиться — плодом такого "образования" становятся в основном "подмастерья". Преподаватель должен видеть свою цель в ином — в подготовке специалистов-строителей широкого профиля, способных проектировать сложные объекты и системы (сюда относятся организация и оборудование городской среды, пространства досуга и отдыха, жилья и работы, а также обитаемые объекты, функционирующие в экстремальных условиях). Студентами последовательно осваиваются такие формы проектной деятельности, как анализ исходных данных, моделирование характеристик потребителя, функциональных процессов и среды, художественное формирование нового образа среды, проектная разработка предметно — пространственной организации средового окружения. Методика работы над заданиями предусматривает сочетание индивидуальной и коллективной деятельности. Главное здесь углубленная специализация с учетом индивидуальных творческих наклонностей каждого. Проводя исследовательскую, творческую проектно-экспериментальную работу по одному из направлений проектной деятельности, студенты получают полное представление о требованиях, предъявляемых к разработке проектов; от постановки задач и формирования технического задания на проектирование до решения вопросов реализации проекта [3].

 

Проектное обучение для преподавателя должно базироваться в следующей последовательности:

  1. Проектирование: формулирование конкретных целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых профессиональной деятельностью; планирование учебного курса с учетом поставленных целей; учет этапов формирования умственных действий; предвидение возможных затрудне­ний у студентов при изучении ими учебного курса и путей их преодоления.
  2. Конструирование: отбор материала для данного занятия с учетом способности студенческой аудитории к его восприятию, подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей; выбор рациональной структуры занятия в зависимости от его цели, содержания, уровня развития студентов; планирование содержания занятия с учетом межпредметных связей; разработка заданий для самостоятельной работы студентов; выбор системы оценки и контроля обученности студентов.
  3. Организация: организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов и т.д.; использование педагогических методов, адекватных учебной ситуации; организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами; применение технических средств обучения.
  4. Передача информации (коммуникация, общение): ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов; создание тестов по читаемому курсу; изложение ото­бранного материала в виде проблемной лекции.
  5. Социально-психологическое регулирование: стимулирование студентов к постановке вопросов, проведение дискуссии; дисциплинирование студентов, установление обстановки сотрудничества в условиях равноправного общения; оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и неформальной структуры; конструктивное разрешение конфликтов; управление психическим состоянием субъекта педагогического взаимодействия; активизация познавательной деятельности студентов; саморегуляция своих психических состояний; установление и поддержание деловых взаимоотношений: а) с коллегами; б) со студентами; в) с администрацией.
  6. Научное исследование: использование методик психолого-педагогического исследования, способов обобщения оформления их результатов; формирование у студентов методологической культуры; формулирование выводов и требований к изменению собственной методики преподавания; анализ деятельности коллег на основании достижений психолого-педагогической теории, восприятие положительного опыта.
  7. Использование компьютера: общение с персональным компьютером; подготовка документов и статей с помощью компьютера; обработка результатов психолого-педагогических и естественно-технических измерений с помощью компьютера; разработка сценариев контролирующих компьютерных программ; разработка сценариев обучающих компьютерных программ [15].


Говоря об особенностях развития проектной деятельности студентов, необходимо сказать о новых технологиях, которые возможно применить для развития проективной деятельности студентов.

 

На начальном этапе развития проектной деятельности у студентов развиваются способность извлекать знания из полученной информации и умение работать с информацией. Студенты занимаются репродуктивной деятельностью, то есть они применяют в проективной деятельности изученные правила и рекомендации в теоретическом курсе специальных дисциплин.

 

Дидактическая сущность репродуктивного метода состоит в конструировании преподавателем системы заданий на воспроизведение действий, уже известных и осознанных студентами благодаря объяснительно-информационному методу. Обучающиеся, выполняя эти задания, отрабатывают способы деятельности. Неоднократное воспроизведение помогает не только применять, но и углублять и расширять лежащие в их основе знания, тем самым, обеспечивая их прочное усвоение.

 

В этом случае эффективно использовать мультимедийные тренажеры для отработки практических действий и применять сервисные программные средства, направленные на воспроизведение полученных знаний. Мультимедийные программные средства предназначены для отработки умений и навыков студентов в практической их деятельности в принятии оптимальных решений при проектировании.

 

Основными дидактическими единицами мультимедийных средств обучения должны быть:

  • краткий текстовый материал в виде опорного конспекта;
  • примеры, выполненные в пошаговом режиме с параллельным комментарием;
  • обучающие упражнения, способствующие формированию проективных умений и навыков [11,12,14].


Функция знаний и умений, усвоенных в готовом виде, состоит в том, что они входят в творческую деятельность как инструмент творческого решения и становятся полем поиска для этой деятельности. Без создания с помощью этих методов фонда знаний, навыков и умений личности нельзя усвоить и опыт творческой деятельности, поскольку человек без знаний и умений творить не может. Поиск новых знаний, новых способов деятельности непременно сочетается с воспроизведением уже известных. Но они являются только предпосылкой, условием успешного обучения творческой деятельности.

 

В проектной деятельности взаимодействие, сотрудничество с другими людьми является необходимым условием реализации замысла, проекта, поскольку поиск и нахождение нужной информации без этого невозможны. Обычно в учебной группе сотрудничество с другими людьми, помимо общения с преподавателем, является одним из условий, ускоряющим процесс усвоения знаний и влияющим на его качество. В контексте проектного образования такое взаимодействие необходимо. Образовательный процесс все бо­лее приобретает черты взаимного обучения, когда общение людей совершается как обмен информацией, имеющей целью получения новых знаний и умений, которых нет у других участников, но которые возникают в процессе обмена, как генерация нового в ответ на полученные сведения. Проектное образование уже не способ усвоения готового и общепризнанного, а процесс информационного обмена с окружающими, который совершается в каждом акте жизнедеятельности человека на протяжении процесса обучения и всей его жизни [4,9,10].

 

Варианты коллективных форм и способов обучения постоянно можно использовать на занятиях по черчению, это попарная работа, работа малыми группами. Состав пар постоянно меняется и в роли консультанта может быть любой студент быстрее и успешнее усвоивший учебный материал. Данная форма обучения дает хорошие результаты в процессе усвоения новых знаний, вследствие чего, между студентами группы создается микроклимат взаимопонимания и доверия, способствующий сознательному усвоению учебного материала. Коммуникативные, аналитические, контролирующие, консалтинговые навыки и умения формируются у студентов в таких видах деятельности, а это способствует эффективному усвоению учебного материала и формированию профессиональных навыков будущего специалиста [1,5].

 

Одним из ведущих аспектов содержания деятельности на практических занятиях по специальным дисциплинам является метод проектов, он занимает особое место в обучении студентов проектированию. Внедрение в образовательный процесс метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью проектной деятельности является то, что студент должен воплотить и создать свое видение (образ) выполняемой темы, собрать и проанализировать необходимую информацию, создать модель и конструкцию будущего здания или его части и осуществить технологический процесс по изготовлению проектируемого объекта. Важным моментом является публичная презентация или защита данного проекта. Благодаря этому решается комплекс педагогических задач: формирование проектного мышления и проектной деятельности, творческих способностей обучаемого, чувства ответственности за принятые им решения. Способность работать в группе, в случае выполнения коллективного проекта, а также обучение анализу своей деятельности и полученного результата, умению правильно описать технологический процесс, и умения применять на практике полученные знания по основам проектирования - это прерогатива метода проекта. Система педагогической работы по формированию технологической культуры и проектного мышления студентов - условие будущей профессиональной деятельности [2,6,13].

 

Развитие организационных и рефлексивных навыков, умений планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения. При этом обучение приобретает для студентов определенное значение и личностный смысл. Благодаря потребности в данной области знаний и умений, деятельность становиться более осознанной и знания через практическую работу усваиваются более продуктивно.

 

Проектная деятельность включает в себя проблемные, исследовательские, эвристические подходы к организации учебно-воспитательного процесса Деятельность осуществляется через открытия, разрешение проблемных ситуаций и творческого подхода к работе.

 

Каждый преподаватель в процессе педагогической деятельности создает свою систему работы со студентами над творческими проектами.

 

Список использованных источников

  1. Ермишина В.Н. Подготовка востребованного специалиста - главная задача профессионального образования (Педагогический Болотнин- ский колледж) - М., 2004. 
  2. Забелина Н.А. Применение метода проектов для формирования профессионально значимых качеств студентов. - Чита, 2003. 
  3. Кирпичев В. Десять семестров. О дизайн-образовании. - М.,2003. 
  4. Лернер И .Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. 
  5. Мигиренко Г. С. Педагогика высшей школы. Будущий инженер. - Новосибирск, 1992. 
  6. Мир Управления Проектами. Основы, методы, организация, применение./ под ред. Х.Решке, Х.Шелле. - М.,1994. 
  7. Новиков А.М. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста. - М., 2004.
  8. Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. - М., 1986. 
  9. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Под ред. М. В. Булановой-Топорковой - Ростов н/Д: Феникс, 2002. 
  10. Педагогика: Учебное пособие. Под ред. Пидкасистого П.И. - М: Педагогическое общество России, 2004. 
  11. Полат Е.С. Средства обучения (Технология создания и использования). М.: УРАО, 1998. С. 203. 
  12. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.: Школа-Пресс, 1994. С. 205. 
  13. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: Современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. - М.: АП- КиПРО, 2002. 
  14. Семенова Н.Г. Мультимедийные педагогические средства в системе общедидактических методов обучения. - Оренбург, 2005. 
  15. Якушева Ф.З. Проблемы коммуникативных способностей и их развитие в процессе преподавания в технических вузах. - Новосибирск, 2003.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*