Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Феномен художественной самодеятельности в досуговой деятельности учреждений культуры второй половины XX века

23.11.2020 72 97
Наговицына Марина Петровна
Наговицына Марина Петровна, преподаватель

Бусыгина Степанида Ивановна
Бусыгина Степанида Ивановна, студент

Вятский колледж культуры

Понятие «художественная самодеятельность» появилось в 30-е годы ХХ века и закрепилось для определения и характеристики активного участи я масс в деятельности по освоению художественных ценностей и их созданию. Искусство было признано главной силой, дающей определенный эмоциональный заряд, а потому являющейся мощным средством не только в движении за культуру масс, но и в политической агитации и пропаганде. Если обратиться к определению самого понятия, то можно сказать, что художественная самодеятельность – непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и декоративно – прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. [1, с. 180].

Основными признаками самодеятельного творчества можно считать: добровольные условия участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, работа самодеятельности в сфере свободного времени. Особенные признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.

Широкий размах самодеятельное искусство получило и в других странах социализма, где были созданы благоприятные условия для развития художественной самодеятельности. В 1950-е гг. в нашей стране возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью.

Безусловно, данное явление в социально-культурной жизни страны было глубоко идеологизировано. Влияние советской идеологии касалось всех сторон функционирования художественной самодеятельности. Но прежде всего особому контролю подвергались:

  1. Репертуар всех коллективов. В этом отношении следует отметить, что чем выше был статус какого-либо конкурса или фестиваля, тем жёстче была цензура текстов, музыки, выразительных средств. Репертуар коллективов художественной самодеятельности был «укомплектован» произведениями, выражавшие классовость и партийность, оптимизм, народность, – идеологические основы советского искусства, что с годами также утрачивало свою актуальность. Театральная самодеятельность также постоянно подвергалась репертуарному контролю. Он находился под влиянием узкого круга тем: военной и партийной истории, жизни рабочего класса. Ядро репертуара народных театров составляла многоактная драматургия.
  2. Внешний вид участников самодеятельности. Это касалось абсолютно всех аспектов внешнего вида – костюм, прическа, обувь, аксессуары, макияж.
  3. Личный состав самодеятельного коллектива. К выступлениям на серьезных конкурсах и фестивалях допускались исключительно передовики производства, комсомольцы, коммунисты.

 

Феномен художественной самодеятельности в досуговой деятельности учреждений культуры второй половины XX века




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*