Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Психология». Тема «Личность (темперамент, характер, способности)»

17.10.2013 56729 1 114696
Ледникова Лилия Иосифовна
Ледникова Лилия Иосифовна, преподаватель

Ангарский медицинский колледж

Аннотация методического пособия

 

В медицине имеет особое значение психологические вопросы, связанные с личностными качествами человека, особенно больного человека. Существует определённая зависимость между особенностями личности людей и их отношением к болезни.

 

Нельзя переоценить и значение личностных качеств самого медика в его профессиональной деятельности. Медику приходится постоянно наблюдать страдания, смерть, нередко выслушивать от больных или их родных упрёки, иногда несправедливые суждение об уходе.

 

Медицинский работник обязан проявлять выдержку, подавить обиду и чувство брезгливости, мобилизовать свою волю и стремиться совершенствовать свой характер, вырабатывая в себе дружелюбие, терпение, тактичность, способность оценивать свои действия и принимать решения.

 

Изучив данную тему, студент должен:

- дать определение темперамента, описать его свойства;

- раскрыть классификацию типов ВНД по Павлову;

- описать типы темперамента (холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник);

- дать определение характера, описать его свойства.

- раскрыть структуру черт характера;

- описать типы акцентуаций характера;

- дать определение способностей, классифицировать виды способностей;

- уметь определять по психологическим особенностям типы темперамента и акцентуации характера;

- уметь исследовать тип темперамента с помощью психологической методики.

 

При изучении учебного материала студент использует:

- методическое пособие для самостоятельной работы.

- конспект лекции.

- учебники: Дубровина И.В. «Психология» - стр.225-261, Островская И.В. «Психология» - стр. 153-160.


Ход работы

 

  1. Последовательно выполняются все этапы работы, согласно карты основ ориентировочных действий (карта ООД).
  2. Заполняется дневник практических занятий. 

Карта ООД для самостоятельной работы студентов

тема «Личность (темперамент, характер, способности)» 

Самостоятельная

 работа

Оснащение

Содержание работы

Примечание

1

Темперамент

- методическое пособие

- лекционный материал

- учебник Дубровина И.В. «Психология»- стр. 225-231.

Островская И.В. «Психология» - стр. 153-154.

Изучить:

- свойства темперамента

- психологические особенности типов темперамента

Приложение № 1

Выполните задания, ответы напишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

2

Характер

- методическое пособие

- лекционный материал

- учебник Дубровина И.В. «Психология»- стр. 237-244.

Островская И.В. «Психология» - стр. 154-155.

Изучить:

- свойства характера

- структуру черт характера

- психологические особенности акцентуаций  характера

Приложение № 2

Выполните задания, ответы напишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

3

Способности

- методическое пособие

- лекционный материал

- учебник Дубровина И.В. «Психология»- стр. 248-261. Островская И.В. «Психология» - стр. 160.

Изучить:

- свойства способностей

- виды способностей

- степень развития способностей

Приложение № 3

Выполните задание, ответы напишите в дневник. Проверьте себя по эталону.

 

4

Определение

типа

темперамента

- опросник Айзенка

 

Определить тип темперамента с помощью психологической методики Айзенка.

Результаты самотестирования запишите в дневник, проведите их обработку, ознакомьтесь с интерпретацией. 


Приложение № 1

Темперамент

Выполните упражнения. Проверьте по эталону.

№ 1

Упражнение «Определение психологических особенностей  типов темперамента»

В данном упражнении перечислены основные психологические особенности типов темперамента. Каждой психологической особенности соответствует определённая буква. Выберите последовательно 6 психологических особенностей каждого типа темперамента.  В результате выполнения задания получится кодовое слово.


ХОЛЕРИК

1. Молчаливый, не любит болтать – П

2. Решителен, инициативен – Э

3. Склонен к подозрительности – С

4. Склонен к риску – М

5. Невыдержанный, вспыльчивый – О

6. Ровен в отношениях со всеми – К

7. Нетерпеливый – Ц

8. Мало подвижен – А

9. Резок в отношениях с людьми – И

10. Весел и жизнерадостен – Х

11. Склонен уходить в себя – Е

12. Обладает быстрой сбивчивой речью – Я

Кодовое слово ___________

 

МЕЛАНХОЛИК

1. Неуравновешен, склонен к горячности – М

2. Стеснительный и застенчивый – Т

3. Не верит в свои силы – Е

4. Весел и жизнерадостен – А

5. Чрезмерно обидчив – О

6. Мало восприимчив к порицанию – Н

7. Мало активный, робкий – Р

8. Впечатлительный до слезливости – И

9. Склонен к риску – С

10. Не общительный – Я

11. Находчив в споре – У

12. Обладает громкой, быстрой речью - П

Кодовое слово ___________

 

САНГВИНИК

1. Энергичный, деловитый – П

2. Молчаливый – О

3. Безропотный, покорный – И

4. С увлечением берётся за любое новое дело – А

5. Агрессивный забияка – Л

6. Вынослив и работоспособен – М

7. Весел и жизнерадостен – Я

8. Чрезмерно обидчив – Е

9. Обладает громкой, быстрой речью – Т

10. Быстро утомляется – Н

11. Общителен, отзывчив – Ь

12. Мало подвижен – С

Кодовое слово ___________

 

ФЛЕГМАТИК

1. Весел и жизнерадостен – Т

2. Спокойный, хладнокровный – У

3. Работает рывками – О

4. С клонен к риску – Р

5. Мало подвижен– М

6. Обладает выдержкой – Е

7. Болезненно чувствительный и ранимый – Я

8. Робкий – К

9. Ровен в отношениях со всеми – Н

10. Доводит начатое дело до конца – И

11. Агрессивный забияка – А

12. Осторожный и рассудительный – Е

Кодовое слово ___________


Эталон упражнения №1

ХОЛЕРИК – кодовое слово ЭМОЦИЯ

МЕЛАНХОЛИК – кодовое слово ТЕОРИЯ

САНГВИНИК – кодовое слово ПАМЯТЬ

ФЛЕГМАТИК – кодовое слово УМЕНИЕ


Упражнение №2

Лифт, в котором едут четверо мужчин, застрял. Определите по особенностям поведения, жестам, мимике, позе их типы темперамента.

          


          


    

            

Эталон упражнения № 2.

               ХОЛЕРИК                                                  МЕЛАНХОЛИК

                              

              ФЛЕГМАТИК                                               САНГВИНИК

                              

Если Вы правильно выполнили задание, переходите к следующему.

Если Вы допустили ошибку, установите истину!

 

Упражнение № 3 - ситуационные задачи.

 № 1

И.П. Павлов описал случай психического расстройства у студента, который после окончания духовной семинарии поступил на медицинский факультет университета. Заболевание возникло и стало прогрессировать во время занятий в университете. По рекомендации врачей юношу перевели на гуманитарный факультет. После этого постепенно восстановилось нормальное состояние, и он смог продолжать обучение.

К какому типу нервной системы можно отнести данного человека?

№ 2

В литературе описаны случаи, когда у людей, вынужденных скрывать от близких родственников их тяжёлое заболевание возникло нервное расстройство.

Какой преимущественно тип нервной системы можно предположить у этих людей?

№ 3

В поликлинике у кабинета врача ожидают своей очереди пациенты. Медицинская сестра приглашает в кабинет врача пациента – участника боевых действий без очереди.

Пациент А., быстро вскочив со своего места, начинает громко, резко и даже грубо возмущаться действиями медсестры, вызывая конфликтную ситуацию.

Пациент Б., неторопливо подойдя к пациенту А., начинает его успокаивать, просит присесть,  настойчиво предлагая разрешить конфликт.

Пациент В. сравнительно легко реагирует на эту ситуацию, при этом, воспринимая все происходящее с улыбкой и активно общаясь с другими больными, ожидающими прием врача, объясняет правомерность действий медицинской сестры.

Пациент Г., чувствуя неловкость данной ситуации, смущен, ни с кем из других людей не общается, тяжело переживает необходимость более длительного пребывания в поликлинике, на глазах слёзы.

Определите тип темперамента каждого пациента.

 

Эталон ответа к упражнению №3

№ 1

Это инертный тип нервной системы (флегматик). Такие люди тяжело переносят резкие изменения жизненных условий и плохо к этому приспосабливаются. Обучение на гуманитарном факультете гораздо ближе к духовному образованию. Переход от молитв, чтения книг духовного содержания к учёбе в мединституте (лягушки, кровь, трупы) привёл к нарушению психической деятельности.

№ 2

Когда человек вынужден подавлять в себе какие-либо эмоции, это вызывает перенапряжение процесса торможения. Наиболее уязвимыми в этой ситуации являются люди двух типов нервной системы – меланхолики, у которых имеет место слабость основных нервных процессов и холерики, отличающиеся относительной слабостью процесса торможения.

№ 3

Пациент

Тип

темперамента

Психологические особенности

типов темперамента

Пациент

А.

холерик

Неуравновешенный, возбудимый, активный, инициативный, но быстро истощатся в процессе работы, резок, вспыльчив, создает конфликтные ситуации в коллективе.

Пациент

Б.

флегматик

Медлительный, спокойный, неторопливый, склонен к порядку, к привычной обстановке, в отношениях с людьми ровен,  в меру общителен.

Пациент

В.

сангвиник

Любознательный, подвижный, общительный, доброжелательный, быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи.

Пациент Г.

меланхолик

Чувствительный, замкнутый, быстро утомляемый, избегает общения с новыми людьми, страдает чувством собственной неполноценности.

 

Приложение № 2

Характер.

 

Выполните упражнения. Проверьте по эталону.

Установите соответствие

№ 1

Структура черт характера

 

Черты характера

 

А – по отношению к себе

1. дисциплинированность

2. аккуратность

3. дружелюбие

 

Б – по отношению к другим

4. скромность

5. организованность

 

В – по отношению к вещам

6. общительность

7. уверенность

 

Г – по отношению к деятельности

8. инициативность

9. высокомерие

10. небрежность

 

№ 2

Определите тип акцентуации у литературных персонажей

Персонаж

Психологические особенности

Скарлетт ОХара

(«Унесенные  ветром» М. Митчелл)

Стремление быть в центре внимания выраженная эмоциональная неустойчивость, артистизм, склонность к фантазированию, лживость.

Коробочка

 («Мёртвые души»  Н.В. Гоголь)

Склонность к занудству, нравоучениям, неразговорчивость, настороженность, недоверие по отношению к людям, мстительность, злопамятность, педантичность, одержимость одной идеей.

Ноздрев

(«Мёртвые души»

 Н.В. Гоголь)

Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями, повышенная импульсивность, грубость, склонность к хамству, конфликтам, раздражительность, вспыльчивость.

Шерлок Холмс

(«Приключения  Шерлока Холмса» К. Дойль)

Пунктуален, аккуратен. Скрупулезность – качество личности, которое выражается в особой тщательности и точности до мелочей; добросовестный; склонен жестко следовать плану; в выполнении действий усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам.

Наташа Ростова

 («Война и мир» Л.Н. Толстой)

Эмоциональность, чувственность, тревожность, болтливость, боязливость, впечатлительность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность. В любви ранима.

Андрей  Болконский («Война и  мир» Л.Н. Толстой)

Частые периодические смены настроения, зависимость от внешних событий, жажда деятельности, повышенная говорливость, «скачка» идей. Печальные – подавленность, замедленность реакций и мышлений

 

Эталон ответов.

№ 1

А – 4, 7                    Б – 3, 6, 9             В – 2, 10             Г –  1, 5, 8

 

№ 2

Персонаж

Тип акцентуации

Скарлетт ОХара («Унесенные ветром» М. Митчелл)

Демонстративный

Коробочка («Мёртвые души» Н.В. Гоголь)

Застревающий

Ноздрев («Мёртвые души» Н.В. Гоголь)

Возбудимый

Шерлок Холмс («Приключения  Шерлока Холмса»  К. Дойль)

Педантичный

Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстой)

Эмотивный

Андрей  Болконский («Война и  мир» Л.Н. Толстой)

Циклотимный

Если Вы правильно выполнили задание, переходите к следующему этапу работы.   

Если Вы допустили ошибку, установите истину!

 

Приложение № 3

Способности

 

Выполните упражнение. Проверьте по эталону.

В следующем ниже тексте некоторые слова заменены буквами в скобках. Вместо каждой из таких букв вставьте подходящее слово. Повторение буквы будет означать повторение того же слова. При выполнении задания используйте лекционный материал.

Индивидуально – психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения, называются (а) _______.Другими словами, это качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определённой деятельности.   (а)_______обладают следующими свойствами:

- формируются на основе врождённых  (б)_______;

- зависят от  (в)_______;

- зависят частично от темперамента и  (г)_______.

Различают определённые виды  (а)________. 

(а) ________, проявляющиеся  везде или во многих отраслях знаний, называются (д) ______.  Отнесённые к отдельным видам деятельности, называются  (е) ________.

Организаторские, лидерские (а) ________ относятся к группе (ж) ________.

(а) ________ конструирования является  (з) ________.

   Также выделяют учебные и творческие  (а) ________. Высокая степень развития  (а)________, называется  (и)________.   Наивысшая степень проявления творческих сил человека, это создание качественно новых творений в развитии культуры, науки, практики, называется  (к)___________.


Эталон ответа

(а) – способности                  

(б) – задатки

(в) – деятельность

(г) – характер

(д) – общие

(е) – специальные

(ж) – коммуникативные

(з) – предметные

(и) – талант

(к) –  гениальность


Если Вы правильно выполнили задание, переходите к следующему этапу работы. 

Если Вы допустили ошибку, установите истину!

 

По опроснику Айзенка определите свой тип темперамента.

 

Используемая литература:

  1. Большая энциклопедия психологических тестов – М, Изд-во ЭКСМО, 2006, 416 стр.
  2. Дубровина И.В. Психология – М, ИЦ «Академия», 2007, 464 стр.
  3. Островская И.В. Психология – М: Гэотар-Медиа, 2008, 400 стр.
  4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева – СПб: Питер, 2005, 713 стр.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПБ: Питер, 2009, 713 стр.



Назад к списку

Комментарии
Спасибо, Лилия Иосифовна! Задания очень интересные. Полезны для применения на практических занятиях.
Светлана
Преподаватель,
ГБПОУ РС(Я) "ЯИПК"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*