Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Игровые комбинированные упражнения как средство коррекции осанки у детей с ЗПР

17.11.2020 383 603
Михайлова Анна Павловна
Михайлова Анна Павловна, учитель-дефектолог

Детский сад №26

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики, что обусловлено тенденцией к увеличению их  количества.

Задержка психического развития - полиморфное нарушение, при котором у детей прослеживаются отклонения в развитии   соматического, неврологического, психического, речевого статуса. Особенности детей разного возраста с задержкой психического развития  (ЗПР) описаны в трудах Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Г.И. Жаренковой, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенковой.

Дети с задержкой психического развития - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В настоящее время существуют разные классификации ЗПР, одной из которых является классификация К.С. Лебединской (1980).

Выделяют четыре основных типа задержки психического развития:

  1. Задержка психического развития конституционального происхождения.
  2. Задержка психического развития соматогенного происхождения.
  3. Задержка психического развития психогенного происхождения.
  4. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения [2, c. 14].

В целом,  для детей с задержкой психического развития характерны отставание в развитии мышления и речи, памяти, волевой и эмоциональной сфер, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая работоспособность. Перечисленные признаки приводят к более медленному процессу переработки информации, но позволяют её осуществлять при благоприятных условиях. У детей с задержкой развития особенно страдают психические функции, которые начинают развиваться на более раннем этапе развития, то есть ощущения, восприятия и речь. Поэтому процесс переработки сенсорной информации существенно отличается от подобного процесса у нормально развивающихся  детей и задерживает освоение таких видов деятельности, в которых развивается познавательная сфера. Дети с ЗПР склонны к бессодержательным подвижным играм типа борьбы, бега. Игра у них отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. Они не могут долго заниматься с одной игрушкой, так как у них не сформированы обследовательские действия, затрудняются выделять свойства предметов, существенные признаки при восприятии формы, цвета, величины, целостных объектов и сложных явлений. Скорость их зрительного восприятия в 3 раза ниже нормы, то же наблюдается при поиске объектов и узнавании, особенно в условиях шумовых эффектов, или требованиях быстрых реакций. При выполнении работы у них наблюдается снижение контроля за качеством работы, так как они не воспринимают отклонения от нормы, не дифференцируют менее выразительные признаки [4, c.20]. К 7 годам у них, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность, с трудом овладевают навыками чтения и письма. Наиболее характерной особенностью этих детей является несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления.

 У дошкольников с ЗПР  наблюдаются признаки задержки физического развития (недоразвитие мелкой и общей моторики, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование навыков ходьбы, речи, опрятности, этапов игровой деятельности. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной психической и физической истощаемости.   Всё это приводит к тому, что, поступая в первый класс, дети с ЗПР попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Поэтому процесс подготовки к школьному обучению в дошкольных образовательных учреждениях должен происходить с учётом специфических особенностей данной категории детей.

Нарушение осанки является частью полиморфной патологии у большинства детей с ЗПР. Осанка у них, как правило, патологически формируется с раннего детства, что связано с  дисгармоничной работой мышц, неудовлетворительным состоянием костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, неравномерностью развития физиологических изгибов позвоночника. Всё это вызывает деформации и нарушения нормального физиологического функционирования внутренних органов и систем, головного и спинного мозга и т.д., поэтому коррекции нарушений двигательной сферы должно уделяться важное внимание в процессе коррекционно-развивающей работы.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Игровые комбинированные упражнения как средство коррекции осанки у детей с ЗПР




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*