Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Региональный форум «Гражданственность через образование» как среда формирования общих и профессиональных компетентностей студентов и оценки уровня их сформированности

30.08.2013 862 2300
Селиванова Анастасия Алексеевна
Селиванова Анастасия Алексеевна, зам. директора по ВР

Желонкина Ольга Кимовна
Желонкина Ольга Кимовна, зам. директора по научно- методической работе и информатизации

Мордвинова Татьяна Михайловна
Мордвинова Татьяна Михайловна, руководитель отдела качества

Енисейский педагогический колледж

Форум «Гражданственность через образование» проводится в Енисейском педагогическом колледже ежегодно с 2007 г. 

 

Основная идея регионального форума «Гражданственность через образование»,- поддержка инициатив, связанных с внедрением и развитием гражданского образования среди детского и взрослого населения, обобщение и распространение опыта образовательных учреждений, центров дополнительного образования, общественных и политических организаций, властных структур, т.е. всех тех, кто заинтересован в повышении качества, в формировании личности гражданина, готового и способного к позитивным преобразованиям в обществе.

 

Целевая группа Форума: представители молодежных и образовательных ведомств муниципального и регионального уровня, команды ОУ (школ, ССУЗов, ВУЗов), учреждений ДО, молодежных (формальных и неформальных) объединений, общественно-политических организаций, осуществляющих деятельность по ГО и патриотическому воспитанию, либо разделяющих идеологию форума.

 

Каждый форум имеет свою тематику, логотип, различные  организационные формы.

1 форум «Гражданственность через образование» (29 ноября -1 декабря 2007 г.)

2 форум «Гражданственность через образование» «Поликультурный синтез как парадигма современного образования» (3 декабря 2008г.)

3 форум  «Гражданственность через образование» «За молодежью будущее России!» (4-5 февраля 2009г.)

4 форум «Гражданственность через образование» «Виват, учительство Сибири» (3 декабря 2010 г)

5 форум «Гражданственность через образование» «Будущее в настоящем»(1-2 декабря 2011 г)

6 форум «Гражданственность через образование» «Человек. Цивилизация. Экология»

(4 – 7 .02.2013 в дистанционном режиме) http://epk.ucoz.ru/index/vi_regionalnyj_forum/0-56

 

Задачи форума:

  • освоение основных демократических процедур гражданского общества, повышение культуры правовых и деловых отношений;
  • изучение, систематизация и пропаганда имеющегося опыта гражданского образования, создание информационного банка эффективных технологий, проектов и программ гражданского образования на территории региона;
  • стимулирование деятельности педагогических коллективов, активно занимающихся гражданским образованием и воспитанием патриотизма среди подрастающего поколения;
  • установление отношений социального партнерства с представителями власти, бизнеса, общественными организациями, другими представителями местного сообщества;
  • формирование у студентов колледжа общих и профессиональных компетентностей.


На Форуме ежегодно работает более 10 площадок, имеющих образовательный и информационный характер. Выбор площадок осуществляют участники. Заочно проводятся организационно-подготовительные мероприятия (рассылка информационных писем, подготовка к участию в площадках Форума на местах, участие в совместных акциях, освещение в СМИ), очно работают площадки, такие, например, как Марафон ученических и студенческих команд «Моя территория»,  Молодежный Арбат, дискуссионные площадки «Закрытый показ: Иди и смотри! А надо ли это показывать?!», «Новое поколение – новый язык?!», Экспоцентр «Наши молодежные инициативы», Конференция «Опыт решения современных проблем молодежью XXI в.», тренинг «Путешествие на паруснике «Коммуникато», ОДИ, vip-лекции, Большой ЕПКанский кинофестиваль короткометражного кино «»Мир воспитания в твоем Доме»,  Встреча на танц-поле, семинар «Технологии организации детского движения», дистанционные дискуссии (форумы) на сайте колледжа и др.

 

Статистические данные по проведению форума

«Гражданственность через образование»

Год

Тема форума

Количество участников

Количество площадок

2007- 2008 уч.год

Гражданственность через образование

220 (24 ОУ)

10

2008 -2009 уч.год

Поликультурный синтез

как парадигма современного образования

260 (29 ОУ)

14

2009-2010 уч.год

За молодежью будущее России!

276 (32 ОУ)

13

2010-2011 уч.год

Виват, учительство Сибири!

280 (28 ОУ)

15

2011-2012 уч.год

Будущее в настоящем!

300 (20 ОУ)

12

2012-2013 уч.год

Человек. Цивилизация. Экология

315 (13 ОУ)

8 (в дистанционном режиме)

 

В 2011 году в рамках проведения V форума «Гражданственность через образование» нами был апробирован механизм фиксации и оценки уровня сформированности компетентностей студентов, разработанный в проектном залоге. Появление данного проекта было обусловлено переходом СПО на новые федеральные государственные стандарты (ФГОС), в которых заложены требования по формированию общих и профессиональных компетентностей, однако критерии оценки сформированности компетентностей не прописаны и образовательным учреждениям необходимо самим такие критерии разрабатывать.

 

Одним из мест демонстрации компетентностей студентов нашего колледжа как раз является Региональный Форум «Гражданственность через образование», который стал уже традиционным.

 

Целью проекта стало создание и апробация механизма фиксации и оценки (индикаторы, показатели) уровня  сформированности общих компетентностей у студентов колледжа.

 

Задачи:

  • составить перечень умений, составляющих общие компетентности;
  • составить программу форума (направления, площадки) с целью создания условий для демонстрации умений и их замеров;
  • разработать критерии оценки компетентностей;
  • создать алгоритм фиксации (таблицы, оценочные листы, схемы…);
  • апробировать механизм в 2011 году на практике во время работы Форума

 

Анализ интересов заинтересованных сторон показал:

Студент (из данных анкетирования выявлено: 25% студентов нацелены на получение диплома, 55% - на получение умений практического применения знаний, 20% - на  овладение профессией), следовательно, необходимо создавать условия, где студенты смогут применять знания на практике т.е. демонстрировать компетентности.

Родители (из данных анкетирования выявлено: 64 % родителей заинтересованы в получении профессии детьми, 25% - на получение диплома, 11% - не конкретизируют приоритет интересов).

Работодатель (по результатам анкетирования и проведения «круглых столов» выявлено: 90% заинтересованы в выпускнике, обладающем профессиональными компетентностями и владеющим информационными и сетевыми технологиями, 10 % не предъявляют конкретных требований к выпускнику).

Государство (Зона интересов сформулирована в новых стандартах (ФГОС СПО))

Местное сообщество (социальные опросы показали, что представители общественности (управляющие советы школ, заказчики в лице родителей учащихся школ и т.д.) высказывают мнение о важности не только профессиональных, но и личностных качеств специалиста.).

Профессиональное сообщество (по результатам проведения конференций, форумов, «круглых столов» было выявлено, что приветствуется молодой специалист, владеющий дополнительной подготовкой, позволяющей ему занимать разные роли (тьютор, руководитель кружков, факультативов) в школьном пространстве).


Системный трехлетний мониторинг интересов заинтересованных сторон указывает на необходимость создания условий для использования компетентностного подхода в подготовке специалиста.


Если не изменить подход в оценке качества образования, а именно не продумывать механизмы фиксации и оценки  компетентностей, то не будут в полной мере удовлетворены запросы заинтересованных сторон.

 

Риски проекта

  1. Разный уровень понимания сформированности компетентностей у экспертов, работающих на площадках форума
  2. Разный уровень понимания разработанных критериев у студентов и преподавателей

 

Площадки форума как среда (условия) для демонстрации сформированых у студентов компетентностей

Площадки форума

Компетентности, демонстрируемые студентами

1

Площадка «Моя территория».

Коммуникативная.

Информационная.

Эстетическая.

2

Круглый стол

Коммуникативная.

Информационная.

Управленческая.

3

Конференц-час - предъявление собственного опыта

Коммуникативная.

Информационная.

Исследовательская.

4

Ток-шоу

Управленческая.

Коммуникативная.

Информационная.

5

Большой ЕПКаннский кинофестиваль

Проектная.

ИКТ - компетентность.

6

ОДИ (организационно-деятельностная игра)

Управленческая.

Коммуникативная.

Информационная.

Проектная.

7

Творческая

Эстетическая.

Коммуникативная.

8

Конкурсная программа

Управленческая.

Коммуникативная.

Информационная.

Проектная.

ИКТ - компетентность.

Исследовательская.

 

Зеленый – компетентность, демонстрируемая ведущими и организаторами

Красный – приоритетная компетентность, демонстрируемая студентом

Черный – сопутствующая компетентность

 

На каждую площадку форума разработаны листы для оценки предъявляемых студентами умений. В листах прописаны выбранные из общего списка компетентности, которые наиболее ярко могут проявиться в работе конкретной площадки. В листах уже указаны баллы, соответствующие уровню сформированности умений (0 – не сформировано, 1 – частично сформировано, 3 – сформировано). Лист заполняется на каждого студента, выступающего на данной площадке. С листом работают независимые эксперты – приглашенные представители образовательных учреждений города и района – потенциальные работодатели будущих выпускников нашего колледжа. Эксперту достаточно обвести соответствующее количество баллов и подсчитать общее количество баллов по каждой компетентности. Сводную таблицу готовит аналитическая группа, которая и подводит общие итоги. Результаты проделанного анализа доводятся до педагогического коллектива. 

 

Лист оценки предъявляемых студентами умений (doc)

 

Сводная таблица оценки уровня сформированности компетентностей,  предъявляемых в ходе участия в молодежном форуме «Гражданственность через образование» (doc)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*