Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности гендерного обучения студентов по специальности физическая культура в педагогических колледжах

01.07.2011 416 2205
Кирюхина Татьяна Серафимовна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.),— одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций


Долгое время эта проблема изучалась в основном в зарубежной психологии. В настоящее время ею занимаются многие отечественные ученые. Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации в последние годы.


Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

· когнитивный –– когда ребенок начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина);

· эмоциональный –– поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман);

· поведенческий –– усвоение типичной для пола модели поведения (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина).


Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на возможности человека определенного пола, которые, по мнению ученых различаются:

− в физическом развитии и социальном поведении;

− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

− в проявлении агрессии и многом другом.


В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов (И.С. Кон, Т.А. Репина, В.А. Крутецкий, Ш. Берн, В.Е. Каган). Однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной. В частности, в отношении студентов, получающих квалификацию «Учитель физической культуры. Тренер» подобные исследования вообще единичны.

Ни для кого не секрет, что система образования абсолютно бесполая: бытовая “совместность” юношей и девушек, режим дня не учитывает разные нормы подвижности. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту.


И.С. Кон приводит такие данные: у мальчиков ярче проявляется любовь к риску, отсутствие заботы о собственной безопасности, желание выделится, склонность к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении результата, стремление к доминированию. На наш взгляд, эти качества будут в наилучшей степени использованы в приобщении юношей к спорту, систематическим занятиям физической культурой.


Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и творчество индивидуально. В данном случае, это попытка содействовать развитию понимания и восприимчивости по отношению к себе, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией.


Гендерный подход необходим и в обучении, так как: все аспекты развития юношей и девушек различаются по скорости и по содержанию.

В педагогической практике нашего педагогического колледжа создаются условия для реализации способностей юношей и девушек не только как индивидов, но и как профессионалов, которые в будущем будут формировать личность своих воспитанников на уроках и во время внеклассной работы.


Стратегия обучения, формы и методы работы со студентами отделения «Физическая культура» опирается прежде всего на особенности физического развития и потребности в дополнительном стимулировании.


Так, например, когда на занятии преподаватель обращается с вопросом к студентам, то первыми всегда поднимают руку деввушки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Юноши не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь юношей развита хуже, чем у девушек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого девушки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал.  У юношей на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.


В связи с этим первоочередной задачей является обучение педагогов осуществлению дифференцированного подхода к юношам и девушкам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и во внеурочной деятельности.


В результате многочисленных исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом, было установлено следующее.

· при обучении педагогу важно учитывать, что девушки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия.

· юноши плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.


Правильное использование средств и форм физического воспитания возможно лишь при условии учета анатомо-физиологических особенностей организма детей различного периода школьного возраста – строения и функций отдельных органов и систем – и их психологии.


Развитие организма ребенка происходит неравномерно, волнообразно. Но также необходимо помнить, что не менее важным фактором, определения работоспособности организма, оказывается пол воспитанников.


При этом следует учитывать, что «паспортный» возраст ребенка не всегда совпадает с уровнем его биологического развития. Особенно часто такое расхождение встречается в последние годы в связи с явлением акселерации т.е. современный человек растет и развивается быстрее, и потому достигает окончательного роста и развития в более раннем возрасте.


Однако, явления, сопровождающие акселерацию не всегда положительны. Что требует строгого дифференцированного подхода к нормированию физических нагрузок, особенно при спортивных тренировках, так и к оценке возможностей организма ориентируясь на биологический возраста. Именно это и разъясняется студентам – будущим учителям физической культуры. Они познают особенности взросления не только самих себя как личности, но и отождествляют себя с особенностями развития своих будущих учеников.


Приведем данные несоответствия девочек и мальчиков с учетом анатомо-физиологических особенностей и возрастной периодизацией.


Младшая возрастная группа (7-11 лет). Это наиболее спокойный период развития детей. Рост тела у девочек до 11 лет и у мальчиков до 12 лет протекает интенсивнее, чем увеличение массы тела. Увеличение массы тела составляет в среднем 3-4 кг., рост тела увеличивается на 4-5 см., обхват грудной клетки 1,5 – 2см. в год. Четкой разницы между мальчиками и девочками в этих показателях не отличается.


В 7 лет масса тела мальчика больше массы тела девочки на 0.2 кг., в 10 лет – на 0.4 кг.; в 7 лет рост мальчика превышает рост девочки на 1 см.. в 11 лет наоборот меньше на 0.6 см. Сила мышц кисти у девочек в 7-8 лет меньше. Чем у мальчиков. Примерно на 5 кг., а в 10-12 лет – уже на 10 кг. Обхват грудной клетки у девочек в 11-12 лет меньше на 1.2 см, а ЖЕЛ – на 100-200 см² по сравнению с мальчиками.


Поэтому нагрузки в циклических и силовых упражнениях у девочек должны быть несколько снижены.


Одной из важных задач физического воспитания в этом возрасте должно быть обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки т.к. скелет детей этого возраста содержит значительное количество хрящевой ткани. Суставы очень подвижны, связочный аппарат растягивается. Нарастание силы мышц сгибателей определяет развитие мышц разгибателей. Поэтому необходимо подбирать упражнения специально по направлению на укрепление мышц – разгибателей.


Разницы со стороны сердечно-сосудистой системы между мальчиками и девочками нет. Хотя сердце младших школьников довольно легко может приспосабливаться к физическим нагрузкам и быстро восстанавливается при отдыхе до исходного уровня. Деятельность его нередко неустойчива; могут возникнуть различные нарушения сердечного ритма и резкие изменения артериального давления.


Реакция детского организма на физическую нагрузку заметна по показателям функции дыхания и кровообращения. У мальчиков 8-9 лет МПК достигает в среднем 1535 мл./мин, а у девочек 1-22 мл./мин. У детей этого возраста ограничена способность работать «В долг», т.е. снижена анаэробная производительность. Детям следует давать физическую нагрузку умеренной интенсивности.


Подростковый возраст (12-15 лет) характеризуется максимальным темпом роста всего организма и отдельных его частей, усилением окислительных процессов, нарастанием функциональных резервов организма и т.д. Происходит процесс полового созревания. Максимальный темп роста мальчиков отличается в 13-14 лет – длина тела за год увеличивается на 7-9 см., а у девочек в 11-12 лет происходит увеличение роста в среднем на 7, 22 см. Девочки имеют в этом возрасте большие размеры тела. Разница в 13 летнем возрасте составляет по массе 3,3 кг., по росту 18 см., по обхвату грудной клетки 2см. после 14-15 лет рост девочек замедляется, и мальчики снова начинают их опережать. У девочек по сравнению с мальчиками наблюдаются относительно более длинное туловище и короткие ноги. Костная система у подростков в состоянии усиленного роста. Рост же костей в ширину не велик. Поэтому в связи с  отставанием развития мышечной ткани от роста костного скелета при неблагоприятных условиях, особенно при гиподинамии. Могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника.


Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек в 11-12 лет.


К 14 – 15 годам мышцы по своим свойствам уже мало отличаются от мышц взрослых людей. В этом возрасте сила мышц увеличивается меньше, чем масса тела, поэтому для физического воспитания важно правильн6о выбрать оптимальные исходные положения и упражнения. У девочек подросткового возраста заметно ниже показатели мышечной силы. Поэтому все упражнения, связанные с проявлением силы у девочек необходимо дозировать более строго. Процесс полового созревания у девочек наступает на 2 года раньше, чем у мальчиков. Ежегодная прибавка объема сердца у девочек наибольшая в 12-13 лет, а у мальчиков в 13-14 лет. До 13 лет масса сердца больше у девочек, а в 14-15 лет у мальчиков. Все это необходимо учитывать при организации и методике проведения уроков физической культуры. Величина ЖЕЛ в этом возрасте по прежнему у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Максимальное потребление кислорода (МПК) у мальчиков 10-11 лет составляет 1657 мл/ми, а у 14-15 летних – 2299. А у девочек 10-11 лет МПК в среднем 1277 мл./мин., а у девочек 14-15 летних 1509.


В этом периоде следует помнить, что рационально построенная спортивная тренировка способствует преодолению временных противоречий и затруднений подросткового возраста, а  гипотензия углубляет и расширяет их рост.

Старший школьный возраст (16-18 лет)  - возраст, студентов колледжа в период обучения.


У старших школьников рост тела в длину замедляется и наступает преобладание роста в ширину. В эти годы опорно-двигательный аппарат уже подвержен меньшей деформации и способен выдерживать даже значительные нагрузки. Более четким становятся половые различия в размерах, пропорциях тела, функциональных параметрах и общей работоспособности юношей и девушек. Девушки стершей возрастной группы отстают от юношей в росте на 10-12 см.. а массе тела на 5-8 кг. Большая разница отмечается в развитии мускулатуры. Масса мышц по отношению к массе тела у девушек примерно на 13 процентов меньше чем у юношей, а масса жировой ткани по отношению к массе всего тела у девушек больше примерно на 10%. Туловище у девушек относительно длиннее, а ноги короче; грудная клетка короче и шире хотя окружность меньше чем у юношей, плечи у них уже, а таз шире, центр тяжести расположен ниже.


Показатели мышечной силы у девушек меньше т.к. мышцы тоньше. В них много прослоек жировой ткани. Прирост массы тела у девушек больше чем прирост мышечной силы. Однако, уступая юношам в силе, девушки превосходят их в точности и координации движений. Сердечная мышца продолжает развиваться до 18-20 лет, продолжает увеличиваться и объем сердца, у 16-17 летних юношей величина объема сердца равняется в среднем 720 мл., а 18-ти летних достигает размера сердца взрослых. У девушек усиленная дифференцировка сердечной мышц происходит примерно 2 годами раньше. Следует подчеркнуть что всех возрастных группах, особенно в старшей группе сердечный ритм у девушек чаще чем у юношей, увеличение систолического и диастолического давления происходит  у юношей и девушек неодинаково. У юношей как и у подростков повышение артериального давления происходит постепенно, а у девушек – скачкообразно с наибольшим возрастанием в 15 лет. Поэтому в 15 летнем возрасте давление у девушек выше, а в 16-17 лет эти различия сглаживаются. В 18 летнем возрасте уровень диастолического давления становится более высоким у юношей.


В заключение следует подчеркнуть, что для педагогической практики физического воспитания и спорта следует учитывать что в этом возрасте еще более чем раньше заметна разница в показателях МПК, максимального кислородного пульса и легочной вентиляции в зависимости от пола школьника. Эти различия свидетельствуют о том, что у девочек начиная с 1 классов функциональные возможности кардиореспираторного аппарата, а следовательно и общая физическая работоспособность значительно ниже чем у их сверстников мальчиков.


Качественные градации умственной и мышечной работоспособности взаимосвязаны во всех возрастных группах не зависимо от пола. Высокие показатели умственной работоспособности чаще всего встречаются у школьников обладающих и высокими показателями мышечной работоспособности.


Отсюда следует,  что физические нагрузки в целом подчинены нашей воле: мы можем не только выбрать то или иное упражнение, а также вид деятельности, но и повысить или снизить их интенсивность с учетом возрастных и половых особенностей.


Таким образом, учет гендерных различий позволяет педагогам реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*