Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности культурно - досуговой деятельности старших школьников

15.10.2020 454 714
Симонова Надежда Михайловна
Симонова Надежда Михайловна, преподаватель

Гунбина Карина Михайловна
Гунбина Карина Михайловна, студент

Вятский колледж культуры

На сегодняшний день вопрос организации досуга молодого поколения, в том числе и старшеклассников, относится к числу наиболее острых. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в юношеском возрасте. Именно этот возраст является периодом интенсивного развития и формирования личности. Старшеклассники - это молодые люди, стоящие на пороге юности, готовые переступить порог взрослой жизни. В это время у них происходит формирование и закрепление новой системы отношений к людям, коллективу, к обучению, обязанностям, формируется характер, воля, расширяется круг интересов.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни старшеклассника.  В процессе досуга ему значительно легче создавать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки возможно побороть с помощью досуговой активности. Досуг способствует развитию таких качеств, как уверенность в себе, сдержанность, инициативность, мужественность, упорство, искренность, честность, выносливость, настойчивость. Особая ценность организованного для старшеклассника досуга заключается в том, что он может помочь ему реализовать то лучшее, что в нем есть.

Деятельность учреждений социально-культурной сферы, во многом помогает в решении проблемы организации досуга старшеклассников. Культурно-досуговое учреждение открывает пути самореализации личности и дает возможность страшим школьникам совершенствовать свои творческие способности. Культурно-досуговое учреждение служит целям воспитания, обучения, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения, причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в органичном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями, что порождает у старшеклассников положительный психологический настрой.

По содержанию досуг старшеклассников можно разделить на ряд групп:

Первая группа связана с восстановлением сил старшеклассника. Двигательная деятельность активизирует физическую активность старших школьников и способствует укреплению их здоровья, развитию выносливости, ловкости.

Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность, способствует освоению ценностей культуры, формированию мировоззрения, расширению кругозора старших школьников.

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. Включение старшеклассников в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее активном участии в творческой деятельности.

Четвертая группа реализует потребность в общении. Общение развивает коммуникативные умения, формирует у старшеклассника способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой. Включение в эту группу досуга способствует развитию организаторских способностей, формирует умения самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.

Исходя из содержания, в работе учреждений культуры и досуга мы встречаем большое разнообразие форм работы со старшеклассниками. Это могут быть: вечера отдыха, конкурсы, шоу программы, посещение выставок, музеев, научно-исследовательская деятельность, художественно-театральная, техническая, спортивно-игровая, прикладная деятельность, вечера встреч, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки, смотры, конкурсы, фестивали, социально-культурные акции, школы актива.

В разнообразных формах досуга старшеклассников реализуются рекреационная, творческо-развивающая, воспитательная, информационно-просветительная, коммуникативная функции.

В работе культурно-досуговых учреждений выделяют несколько основных методов в организации досуговой деятельности старшеклассников. Все они направлены на выявление, развитие и формирование их интересов.

К ним относят:

- игровые методы. Они выполняют познавательную и воспитательную функцию; являются способом самовыражения; выявляют знания, интеллектуальные и физические способности, индивидуальные предпочтения, чаще всего это игровые тренинги.

- методы театрализации. Они включают в себя подражание и перевоплощение: различные театральные постановки, вечеринки, театрализованные представления, вечера национальной культуры.  Данный метод позволяет раскрывать творческие способности старших школьников, развивать их актерский потенциал, коммуникативные навыки, примерять те или иные социальные роли, проживать разнообразные жизненные ситуации, организовывать их неформальное общение.

- соревновательные методы. Они развивают у старших школьников умственные, физические, тактические, лидерские способности, активность, сообразительность, ловкость, силу воли, выносливость, логичность, дух соперничества. Соревновательные методы представлены в виде состязаний: конкурсы на личное и командное первенство, соревнования.

На сегодняшний день вопрос организации досуга молодого поколения, в том числе и старшеклассников, относится к числу наиболее острых. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в юношеском возрасте. Именно этот возраст является периодом интенсивного развития и формирования личности. Старшеклассники - это молодые люди, стоящие на пороге юности, готовые переступить порог взрослой жизни. В это время у них происходит формирование и закрепление новой системы отношений к людям, коллективу, к обучению, обязанностям, формируется характер, воля, расширяется круг интересов.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни старшеклассника.  В процессе досуга ему значительно легче создавать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки возможно побороть с помощью досуговой активности. Досуг способствует развитию таких качеств, как уверенность в себе, сдержанность, инициативность, мужественность, упорство, искренность, честность, выносливость, настойчивость. Особая ценность организованного для старшеклассника досуга заключается в том, что он может помочь ему реализовать то лучшее, что в нем есть.

Деятельность учреждений социально-культурной сферы, во многом помогает в решении проблемы организации досуга старшеклассников. Культурно-досуговое учреждение открывает пути самореализации личности и дает возможность страшим школьникам совершенствовать свои творческие способности. Культурно-досуговое учреждение служит целям воспитания, обучения, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения, причем решаются эти задачи в досуговом учреждении своеобразно, в органичном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями, что порождает у старшеклассников положительный психологический настрой.

По содержанию досуг старшеклассников можно разделить на ряд групп:

Первая группа связана с восстановлением сил старшеклассника. Двигательная деятельность активизирует физическую активность старших школьников и способствует укреплению их здоровья, развитию выносливости, ловкости.

Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность, способствует освоению ценностей культуры, формированию мировоззрения, расширению кругозора старших школьников.

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. Включение старшеклассников в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее активном участии в творческой деятельности.

Четвертая группа реализует потребность в общении. Общение развивает коммуникативные умения, формирует у старшеклассника способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой. Включение в эту группу досуга способствует развитию организаторских способностей, формирует умения самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.

Исходя из содержания, в работе учреждений культуры и досуга мы встречаем большое разнообразие форм работы со старшеклассниками. Это могут быть: вечера отдыха, конкурсы, шоу программы, посещение выставок, музеев, научно-исследовательская деятельность, художественно-театральная, техническая, спортивно-игровая, прикладная деятельность, вечера встреч, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки, смотры, конкурсы, фестивали, социально-культурные акции, школы актива.

В разнообразных формах досуга старшеклассников реализуются рекреационная, творческо-развивающая, воспитательная, информационно-просветительная, коммуникативная функции.

В работе культурно-досуговых учреждений выделяют несколько основных методов в организации досуговой деятельности старшеклассников. Все они направлены на выявление, развитие и формирование их интересов.

К ним относят:

- игровые методы. Они выполняют познавательную и воспитательную функцию; являются способом самовыражения; выявляют знания, интеллектуальные и физические способности, индивидуальные предпочтения, чаще всего это игровые тренинги.

- методы театрализации. Они включают в себя подражание и перевоплощение: различные театральные постановки, вечеринки, театрализованные представления, вечера национальной культуры.  Данный метод позволяет раскрывать творческие способности старших школьников, развивать их актерский потенциал, коммуникативные навыки, примерять те или иные социальные роли, проживать разнообразные жизненные ситуации, организовывать их неформальное общение.

- соревновательные методы. Они развивают у старших школьников умственные, физические, тактические, лидерские способности, активность, сообразительность, ловкость, силу воли, выносливость, логичность, дух соперничества. Соревновательные методы представлены в виде состязаний: конкурсы на личное и командное первенство, соревнования.

 

Оригинал публикации  (Читать работу полностью): Особенности культурно - досуговой деятельности старших школьников




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*