Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Учебно-методическая разработка «Рабочая тетрадь (блокнот) по педиатрии «Ребёнок первого года жизни»

29.08.2013 1580 4902
Дайтхе Лидия Семеновна
Дайтхе Лидия Семеновна, старший преподаватель педиатрии, высшей квалификационной категории, лауреат Премии Губернатора Челябинской области

Челябинский медицинский колледж

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), согласно учебному плану основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности  среднего профессионального образования 060501 «Сестринское дело» в профессиональном модуле (ПМ.00) «Проведение профилактических мероприятий» (ПМ.01) реализуется МДК.01.01 «Здоровый человек и его окружение»; в соответствии с ФГОС, согласно учебному плану основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности  среднего профессионального образования 060101 «Лечебное дело» в профессиональном цикле (П.00) «Общепрофессиональные дисциплины» (ОП.00) реализуется ОПД.01«Здоровый человек и его окружение».


В рамках реализации МДК.01.01 «Здоровый человек и его окружение» (специальность  060501 «Сестринское дело»), ОПД.01 «Здоровый человек и его окружение» (специальность  060101 «Лечебное дело») студенты второго курса изучают дисциплину «Здоровье детей».

 

Данная учебно-методическая разработка «Рабочая тетрадь (блокнот) по педиатрии

«Ребёнок первого года жизни» предназначена для внеаудиторной самостоятельной работы студентов второго курса специальностей «Лечебное дело» и «Сестринское дело» при изучении дисциплины «Здоровье детей».

 

Рабочая тетрадь (блокнот) «Ребёнок первого года жизни» систематизирует знания по дисциплине, является хорошим помощником при прохождении производственной практики на участке в детской поликлинике, пригодится в последующем для работы и в жизни при организации ухода за ребёнком.


Наилучшим форматом для работы будет именно блокнот среднего размера, который удобно положить в любую сумку, взять с собой на патронаж к ребёнку первого года жизни.


Рекомендую разделить блокнот на 14 равных по количеству страниц-частей (по одной части на каждый возраст от 0 до 12 месяцев, плюс одна часть для дополнительного материала).


Вносить сведения в соответствующие графы блокнота необходимо постепенно и постоянно по мере изучения дисциплины и проработки дополнительного материала.


В раздел «Дополнительный материал», прежде всего, необходимо записать рекомендации по уходу за ребёнком, это позволит давать соответствующие советы маме малыша.


При заполнении блокнота студент имеет возможность творчески подойти к выбору содержания, ввести сведения, которые сочтёт необходимыми.


ШАБЛОН ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ

 

ВОЗРАСТ………….МЕСЯЦЕВ

 

I. Физическое развитие

1. Долженствующая прибавка роста

- за последний месяц

- за истекший от рождения период

2. Долженствующая прибавка массы

         - за последний месяц

         - за истекший от рождения период

3. Долженствующее увеличение окружности груди

         - за последний месяц

        - за истекший от рождения период

4. Долженствующее увеличение окружности головы

        - за последний месяц

        - за истекший от рождения период

 

II. Нервно- психическое развитие

1. Развитие зрения

2. Развитие слуха

3. Проявление эмоций

4. Развитие речи

 

III. Двигательное развитие

1. Движения общие

2. Движения руки и действия с предметами

3. Навыки и умения

 

IV. Объективные показатели

1. Долженствующая частота сердечных сокращений (пульса)

2. Долженствующая частота дыхательных движений

 

V. Анатомо-физиологические особенности развития ребёнка


VI. Вскармливание ребёнка

1. Долженствующий объём питания

- объём на сутки (принцип подсчёта)

- объём на одно кормление (принцип подсчёта)

2. Рекомендуемое питание

         - основное

         - прикормы, необходимые для введения в данном возрасте

 

VII.Иммунопрофилактика (согласно «Национального календаря профилактических прививок» Российской Федерации)

1. Этап вакцинации

2. Препарат для введения

3. Доза

4. Способ введения  

5. Место введения

 

 

VIII. Плановое обследование ребёнка

1. Узкие специалисты

2. Инструментальное и лабораторное обследование

 

IX. Массаж и гимнастика

1. Комплекс массажа

2. Комплекс гимнастики

X. Закаливание ребёнка


ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ

 

ВОЗРАСТ 1 МЕСЯЦ

 

I. Физическое развитие

1. Долженствующая прибавка роста

- за последний месяц: 3 см

- за истекший от рождения период: 3 см 

2. Долженствующая прибавка массы

         - за последний месяц: 600 г

         - за истекший от рождения период: 600 г

3. Долженствующее увеличение окружности груди

         - за последний месяц: 2 см

        - за истекший от рождения период: 2 см

4. Долженствующее увеличение окружности головы

        - за последний месяц: 1,5 см

        - за истекший от рождения период: 1,5 см

 

II. Нервно- психическое развитие

1. Развитие зрения: фиксирует взгляд на ярком блестящем предмете

2. Развитие слуха: вздрагивает и мигает при резком звуке

3. Проявление эмоций: улыбается  

4. Развитие речи: ---

 

III. Двигательное развитие

1. Движения общие: пытается держать голову, лёжа на животе  

2. Движения руки и действия с предметами: ---

3. Навыки и умения: ---

 

IV. Объективные показатели

1. Долженствующая частота сердечных сокращений (пульса): 120 в минуту

2. Долженствующая частота дыхательных движений: 40 в минуту

 

V. Анатомо-физиологические особенности развития ребёнка

Открыт большой родничок (1,5 × 1,5 см), малый родничок чаще закрыт. Плачет практически без слёз. Плохо развит кардиальный сфинктер (поэтому многие дети срыгивают). Гипертонус мышц конечностей (ручки и ножки согнуты и приведены к туловищу). Мочится 20 – 25 раз в сутки.

 

VI. Вскармливание ребёнка

1. Долженствующий объём питания

- объём на сутки (принцип подсчёта): 1/5 часть от фактической  массы тела

- объём на одно кормление (принцип подсчёта): объём на сутки разделить на количество кормлений (например, на 6)

2. Рекомендуемое питание

         - основное: материнское грудное молоко

           Если у мамы мало молока + адаптированная смесь формулы «1» (то есть,           для первого полугодия жизни), например, «НАН-1», «Энфамил-1» и т.п.

         - прикормы, необходимые для введения в данном возрасте: -----

 

VII. Иммунопрофилактика (согласно «Национального календаря профилактических прививок» Российской Федерации)

1. Этап вакцинации: вторая вакцинация против вирусного гепатита В

2. Препарат для введения: вакцина «Гепатит В»

3. Доза: 0,5 мл

4. Способ введения: внутримышечно  

5. Место введения: переднелатеральная поверхность бедра    

 

VIII. Плановое обследование ребёнка

1. Узкие специалисты: невролог, хирург-ортопед, офтальмолог, зав.    педиатрическим отделением

2. Инструментальное исследование: электрокардиограмма, УЗИ тазобедренных     суставов, аудиоскрининг

3. Лабораторное исследование: общий анализ крови, общий анализ мочи

 

IX. Массаж и гимнастика

1. Комплекс массажа: массаж живота по часовой стрелке,

        выкладывание на живот,

        лёгкое поглаживание ручек от кистей к туловищу,

        лёгкое поглаживание ножек от стоп к туловищу,    

        лёгкий массаж спинки от ягодиц к плечам

2. Комплекс гимнастики: ------ (нельзя из-за гипертонуса)

 

X. Закаливание ребёнка

      Воздушные ванны по 5 -10 минут перед каждым кормлением (t 22°С),

      умывание водой комнатной температуры (22-24°С),

      обливание после купания водой температуры 35°С.

      Прогулки с открытым лицом при температуре не ниже – 10°С.


Список использованной литературы:

  1. Н.П. Шабалов. «Педиатрия»,  изд. СпецЛит г. Санкт-Петербург, 2010 г.
  2. Национальный календарь профилактических прививок. Приказ Минздрава РФ № 51н от 31 января 2011 г.
  3. О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребёнка в течение первого года жизни. Приказ Минздрава РФ № 307 от 26 апреля 2007 г.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*