Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Работа с родителями студентов

29.08.2013 2881 8264
Фролкова Марина Александровна
Фролкова Марина Александровна, преподаватель информационных технологий

Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А.Сорокина

Воспитательная работа направлена на формирование высоконравственной культуры, профессионально и социально компетентной личности, с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и нести за них ответственность


Работа с родителями - один из основных аспектов деятельности педагога. Среди родителей, считающих, что у них имеется необходимый минимум педагогических знаний, половина не извлекает из них практическую пользу: одни пытаются, но не всегда умеют применить знания на практике, другие - не всегда применяют, а третьи не применяют вообще. Выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанным с воспитанием и образованием студентов. Установить с родителями необходимый контакт, добиться взаимопонимания классный руководитель может в том случае, если он целенаправленно строит общение. Педагог должен найти подход к родителям.

 

Работа с родителями студентов направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в техникуме и предусматривает следующие формы взаимодействия: общее собрание для родителей; родительские собрания в группах; индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации); привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий в группах.

 

Необходимо изучать семью студента в  целях согласования воспитательных и образовательных воздействий. Опыт показывает, что студенты, имеющие осведомительных и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы студент все знал о своих трудностях и находил способы (при помощи родителей) справляться с ними.

 

Формы работы с родителями студентов:

  1. Традиционные разговоры с родителями обучающихся и студентов по телефону, причем о каких – либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и неудачах.
  2. Встречи с группами родителей тех обучающихся и студентов, чьи проблемы пребывания в техникуме похожи.
  3. Родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости обучающихся, знакомство с преподавателями, обсуждение хозяйственных вопросов.
  4. Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшения взаимоотношений детей и родителей.
  5. Организация лекций для родителей, читаемых представителями, занимающимися воспитательной работой, с целью повышения уровня знаний родителей и возможностей, связанных с вопросами воспитания.
  6. Организация встреч фельдшером по вопросам контроля здоровья обучающихся.
  7. Встречи с работодателями.
  8. Систематические консультации, тестирование и анкетирование психологом родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.
  9. Привлечение родителей в жизнь группы.


Как мы проводим родительские собрания?

 

Родительское собрание - это не просто форма связи семьи и техникума. Это еще и возможность передачи важной педагогической информации, когда преподаватели могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендации. Поэтому целесообразно приглашать на родительские собрания педагогов, представителей администрации техникума.

 

Важные социальные умения студент может получить не только среди своих сверстников, но и от родителей, именно от преподавателя требуются новые формы общения студентов с родителями, которые позволят всем становиться полноправными участниками образовательного процесса.

 

Одно из основных направлений работы с семьей в этом аспекте – проведение родительских собраний. Чаще такие встречи сводятся к итогам результатов обучения, иногда с методическими рекомендациями, которые дает преподаватель. Однако полноценное общение происходит, если собрание не ограничивается информированием родителей, а открывает возможности для сотрудничества и поступка.

 

В течение последних лет я провожу родительские собрания на воспитательные темы в активной форме, часто – совместно с детьми. Считаю, что такие встречи родителей, преподавателя и детей продуктивны, особенно в наше время, когда родители заняты материальным обеспечением семьи. Внимание к воспитанию ребенка чаще сводится к развлечениям или нотациям на тему правильного поведения. Родители иногда теряются перед своим ребенком, не знают, как решить ту или иную ситуацию. Чаще они поступают по личному опыту – запрет без объяснения, а опыт устарел. Современные студенты живут в другом социальном окружении и порой просто не понимают своих родителей. Им недостаточно кратких запретных требований, они умеют рассуждать, философствовать.

 

В течение всего периода обучения в техникуме на совместных со студентами родительских собраниях мы обсуждаем темы: «Трудно ли быть родителем?»; «Как добиться успеха?»; «Коммуникативная компетентность»; «Учебная самостоятельность»; «Зачем человеку семья?»; и др.

 

Родительские собрания, в которых участвуют студенты, становятся для всех местом накопления культурного, социального, родительского опыта. Родители и дети совместно обсуждают трудные вопросы, рассуждают на сложные воспитательные темы, размышляют о поступках, «проигрывают» жизненные ситуации и находят пути выхода из них; совместно решают «игровую» проблему, становясь в позицию взрослого и ребенка; учатся работать в больших и малых группах, нести ответственность за группу; дети учатся общаться со взрослыми; родители «видят» в деятельности не только своего ребенка, а его сверстников и имеют возможность адекватно оценивать их поведение.

 

Таким образом, каждое родительское собрание переводит процесс воспитания в социально-педагогическое партнёрство, в сотрудничество и делает его открытым.

 

Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы. И здесь нет мелочей, всё важно, начиная с оформления кабинета, выставки творческих работ студентов, выпуска специальной стенной газеты, подготовки презентации и завершая совместно приготовленным приглашением для родителей с указанием вопросов на предстоящей встрече. Важно уделить минутку, чтобы отметить каждого родителя, найдя в нем индивидуальную изюминку в воспитании ребенка. При этом важно помнить о том, что хвалить лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине.

 

Актив группы принимает участие в подготовке и проведении родительского собрания:

  • Староста, совместно с культмассовым и спортивным сектором, готовит презентацию о мероприятиях прошедших в группе за отчетный период и представляет её родителям;
  • Учебный сектор – выписывает оценки и пропуски студентов на листочки;
  • Участники соревнований, конкурсов делятся с родителями впечатлениями, показывают фрагменты выступлений.


Основным материалом проведения собрания бесспорно, должен стать диалог, ведь у техникума и семьи одни проблемы, необходимо искать совместные пути их решения.


Индивидуальную работу с родителями желательно строить так, чтобы, придя один раз в техникум, родитель выразил желание посетить его еще раз, так как у него появилась уверенность, что все сказанное классным руководителем заслуживает внимания и защищает интересы его ребенка. Даже ругая подопечного, нужно найти повод для похвалы - это закон работы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.


Для привлечения родителей к жизни группы мы проводим внеклассные мероприятия, на которых родители являются не только зрителями, но и активными участниками. В 2012 – 2013 учебном году в нашей группе проведены мероприятия для родителей: «Мама – первое слово!», «Праздник МАСЛЕННИЦА», «Международный женский день» и т. д. Посмотреть информацию о нашей внеклассной работе можно по адресу http://ontfrolkova.blogspot.ru


И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  студентов  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

 

Педагогам и родителям на заметку

 

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

 

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

 

Памятка родителям:

  • уважайте личность ребенка,
  • почаще проводите досуг вместе с детьми,
  • принимайте участие в делах группы,
  • будьте в курсе дел своего ребенка,
  • общайтесь с друзьями своего ребенка.

 

Список используемой литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения). 
  2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с. 
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070). 
  4. Концепция социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области (проект). ВОИПКиПРО. Воронеж, 2011. С.14. 
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23. 
  6. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей). 
  7. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др.

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*