Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Курс «Основы практической психологии», как возможность социальной адаптации студентов и реализации здоровьесберегающих технологий

29.08.2013 488 1451
Маликова И.Н.
Маликова И.Н., преподаватель физической культуры

Христофорова Е.Д.
Христофорова Е.Д., педагог-психолог

Армавирский машиностроительный техникум

В данной статье рассматривается проблема повышения эффективности процесса адаптации и повышения культуры здоровья в условиях СПО. Деятельность учебного заведения должна быть направлена на достижение такого уровня здоровья каждого студента, при котором его индивидуальность будет сохранена, ему будут созданы все необходимые условия для развития творческого потенциала, обусловленного активной жизненной позицией.

 

Социальная адаптация личности является актуальной и одновременно одной из сложнейших проблем социальной педагогики и психологии, так как она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Но порой, особенно в переломные периоды, как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ, возникает несоответствие потребностей личности требованиям окружающей среды. Результатом такого несоответствия является возникновение состояния личностной тревоги. Именно наличие или отсутствие тревоги определяет уровень адаптивности или дезадаптивности личности в социальной среде.

 

Проблема эффективности процесса социализации развивающейся личности составляет основу социально-педагогической теории и практики, а адаптивный потенциал личности рассматривается как одно из важнейших социальных качеств личности, обеспечивающих ей субъектное функционирование в разнообразных критических ситуациях (стресс, кризисы, конфликты) социальной жизни.[1]

 

В современной литературе принято выделять четыре степени адаптированности личности в новой социальной среде:

1) начальную стадию, когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но его сознание пока не адаптировано к условиям новой среды, и он, где может, отвергает их, придерживаясь прежних ценностных притязаний;

2) стадия терпимости - индивид и субъекты - носители ценностей новой среды проявляют взаимную терпимость к ориентациям и образцам поведения друг друга;

3) аккомодацию - признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой социальной среды при одновременном признании за ними некоторых прежних ориентаций;

4) ассимиляцию - полное совпадение систем ценностей индивида и среды. [8]

 

С вхождением в мировое образовательное пространство система образования России неизбежно претерпевает трансформации и как следствие, изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

 

Современные требования к профессиональной подготовке выпускников в системе СПО, заключающиеся в формировании в процессе обучения ключевых компетенций, позволяющих им легко адаптироваться к изменяющимся условиям в своей деятельности, быть востребованными на рынке труда, в том числе и региональном, требуют от ОУ новых форм организации образовательного процесса, успешность реализации которых, в свою очередь, во многом зависит от содержания, направления и темпов реформ образования. Образовательным учреждениям одновременно приходится реализовывать важнейшие функции:

  • социально-адаптивную (включение учащихся в реальные социальные отношения, развитие социальной мобильности личности);
  • социально-преобразующую (подготовка к сознательной жизни в условиях современного общества, быстро меняющихся жизненных ситуаций);
  • социально-защитную (забота о детях, которым семья и общество не смогли создать нормальные условия для жизни и развития);
  • здоровьесберегающую и реабилитационную (преодоление пагубной традиции получать образование за счет утраты здоровья);
  • культуропреемственную (приобщение к культуре в широком смысле слова).


В процессе обучения и воспитания каждый студент СПО в сравнительно небольшой промежуток своей жизни должен получить представление об избранном пути, необходимые базовые знания, умения и навыки, найти свое место в жизни, профессии, обществе. При этом нельзя забывать и о том, что каждый ребенок обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода. Несоответствующий социальным нормам эффективного функционирования личности адаптивный потенциал наиболее четко проявляет дефект социализации развивающейся личности в критические периоды жизнедеятельности подростка, индуцируя возникновение стресса психологической аккультурации, блокирующего конструктивные формы социальной активности личности.

 

Результативность процесса социализации личности учащегося, на процессуальном уровне, определяется как единство решения трех взаимно обусловленных и взаимосвязанных задач:

  • Развитие адаптационных потенциалов – адаптационный потенциал самосознания;
  • Интеграция адаптационных потенциалов в системное образование личности – рефлексивная адаптация личности;
  • Интеграция разных уровней субъектности личности в системное образование, определяющее развитие личности как субъекта социальной жизнедеятельности.


Конструктивная результативность в достижении этих трех взаимосвязанных и взаимообусловленных задач позволяет сформировать три базовых социальных качества личности подростка:

1. Социальную адаптивность;

2. Социальную автономность;

3. Социальную субъектность.

 

На основе этих качеств и определяется адаптационный потенциал личности, который характеризует способность к конструктивному самоутверждению не зависимо от характера и условий внешней, по отношению к личности социальной среды. [5]

 

Ситуация новизны, для любого человека, является в определенной степени тревожной. Проблемы, возникающие в первые месяцы обучения в системе СПО, в дальнейшем непосредственно могут сказаться на подготовке будущих специалистов. Адаптация к условиям обучения, для многих вновь поступивших студентов, становится сложным испытанием. Часто учащиеся сталкиваются с проблемами, которые не в силах решить самостоятельно, испытывают эмоциональный дискомфорт, который связан с разными причинами: неопределенностью представлений о своем будущем, требованиях преподавателей, особенностями условий обучения, ценностями и нормами поведения в новом коллективе и прочее. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Происходит резкая смена критериев оценок, теряется привычный статус в группе сверстников, значительные сдвиги в области самооценки, т.е. социально-психологическая дезадаптация. Это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, что может внешне выражается в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлениях.

 

Состояние здоровья студентов (отсутствие у большинства уч-ся основных знаний, навыков и привычек в области охраны здоровья, дети с ограниченными возможностями), проблема здоровых семейных отношений (наличие явной агрессии и непонимания друг друга, постоянное нервное напряжение, необходимость защищаться от обид, не полные семьи, сироты и т.п.) - дополняют картину проблем адаптационного процесса в условиях СПО, и также требуют специфического подхода к их решению.

 

Важным процесс адаптации оказывается и для преподавателей, которые, знакомясь с новым набором, не могут сразу успешно индивидуализировать и дифференцировать обучение, скорректировать собственную педагогическую позицию относительно группы и отдельных студентов, привлечь детей к самоуправлению и самообслуживанию.

 

Однако, независимо от того, как начинается учебный год в образовательном учреждении процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет на него и насколько этот процесс будет эффективным.

 

На сегодняшний день выходом из сложившейся ситуации в ГБОУ СПО «Армавирском машиностроительном техникуме» стал обязательный адаптационный курс для групп нового набора «Основы практической психологии». Можно выделить несколько основных целей курса: адаптация к новым условиям обучения, оказание помощи студентам в познании себя, своих сильных сторон, развития чувства собственного достоинства, преодоления неуверенности, страхов и повышенного волнения в различных ситуациях, формирование умений и навыков наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не ущемляя права и ценности других людей, обеспечение подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Специфика указанного курса состоит еще и в том, что он направлен не только на развитие умения правильно, реалистично оценивать свои результаты и возможности в той или иной сфере деятельности, но и на повышение уровня принятия себя, поддержки благоприятного представления о себе, своих потенциях, своей способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

 

Занятия проводятся еженедельно, в течении 1семестра, по подгруппам (12-15 чел.), 1ч. 30 мин., и включают в себя три этапа:

  1. Ориентировочный (знакомство учащихся с основными понятиями темы, раскрытие целей и задач занятия).
  2. Диагностический (диагностика и самодиагностика личностных качеств, познавательных процессов и психических состояний и т.п.).
  3. Развивающий (проведение игр и упражнений, направленных на развитие адаптационных потенциалов).


Все уроки построены в форме практических занятий с разнообразными видами работы: аудиторной (т.е. работу за партами), групповой (работу в «кругу»), двигательной (физические упражнения, работы в удобных позах, при необходимости лежа на полу и т.п.); и осуществляются с использованием следующих психолого-педагогических методов: игровых, арттехнологий, проективных методов рисуночного и вербального типов, метода групповой дискуссии (для научения  коммуникативного, толерантного общения среди сверстников, а также студентов и преподавателей, воспитателей, родителей, взрослых), методов с элементами психогимнастики и аутотренинга, нетрадиционных методов по предотвращению или снятию стрессового состояния, психотерапевтических методик направленных на психокоррекцию людей перенесших травму, насилие и т.п., компьютерные методики («Программы компьютерной обработки блоков психологических тестов» и программы «Комфорт», «Сталкер», «Волна», «Экватор» (НПФ «Амалтея», г.Санкт-Петербург).


Тестирование, которое проводится с первых занятий, позволяет определить личностную и реактивную тревожность студентов, показатели темперамента, состояние эмоциональной сферы, наличие культуры здоровья, согласованность оценки и самооценки, отношение к себе и к миру, сформированность «Я-концепции».


К сожалению, на сегодняшний день у большинства студентов, исходя из результатов диагностики, отсутствуют основные знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые в дальнейшем могут превратиться в важнейший компонент общей культуры человека и  могут оказать влияние на социальную адаптацию и формирование здорового образа жизни всего нашего общества. Это является в том числе, следствием отсутствия культуры здоровья у родителей наших студентов.


Поэтому, деятельность учебного заведения должна быть направлена на достижение такого уровня здоровья каждого студента, при котором его индивидуальность будет сохранена, ему будут созданы все необходимые условия для развития творческого потенциала, обусловленного активной жизненной позицией. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе должны соответствовать фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не навреди!" и обеспечивать условия обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье студентов. Правильно подобранные нагрузки помогают сохранить здоровье, снять психическое напряжение, поскольку физические упражнения — лучшая профилактика различных заболеваний: От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. К сожалению, программой по физическому воспитанию в ССУЗах предусмотрено слишком мало времени для занятий физической культурой. Чтобы личное здоровье студента занимало приоритетное место в иерархии его потребностей, в курс «Основы практической психологии» были введены обязательные упражнения двигательной активности как возможное  дополнение к занятиям физической культурой. Что в совокупности с элементами техники аутогенной тренировки, методик релаксации, воспитанием потребности заниматься психофизической саморегуляцией и физическими упражнениями повышает активацию студентов в освоения культуры здоровья.


По окончании курса ОПП критериями определения успешной адаптации студентов групп нового набора, служат следующие показатели:

  • Высокая степень адаптации: адаптируется в течение первых двух месяцев обучения, относительно быстро осваиваются и вливаются в коллектив, приобретают новых друзей в группе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования, редко отмечаются сложности в контактах со сверстниками, в отношениях с преподавателями, так как им не трудно выполнять все требования правил поведения. Эти качества позволяют с первых дней ощутить свои успехи, что в целом повышает учебную мотивацию.
  • Средняя степень адаптации: более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям образовательного учреждения затягивается, не могут быстро принять ситуацию обучения, общения с преподавателями, сверстниками, как правило, испытывают небольшие трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению к концу первого семестра реакции этих студентов становятся адекватными требованиям ОУ.
  • Низкая степень адаптации: социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; учебная программа усваивается с большим трудом или не усваивается, отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с преподавателями создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников.


Всесторонняя диагностика студентов на занятиях ОПП, позволяет в дальнейшем составить рекомендации студентам для решения возникающих жизненных проблем, самоопределения и изменения жизненной позиции в целом, а также воспитателям, педагогам, родителям для более эффективной работы в процессе подготовки социально мобильного специалиста.

 

Библиография

  1. Анцыферова Л.Н. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита//Психологический журнал. – 1994. –  №1. с. 3-16
  2. Безюлева Г.В., Иванова Н.В., Никитин М.В., Шеламова Г.М., Профессиональная компетентность: аспекты формирования/ Под ред. Г.В.Безюлевой. – М., Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2005.- 82с.
  3. Гуслова М.Н., Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. Сред.проф. учеб заведений / М.: Издательский центр «Академия», 2010. -288 с.
  4. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / Предисл. В.Н. Мошков. - М.: КЕТОК1КА - А: Флинта, 1999.-560 с.
  5. Зеленков С.Е. Образовательная политика/ С.Е. Зеленков // Региональный рынок труда и профессиональные планы молодежи.- 2007.-№9.-С.51-57
  6. Конвенция ООН о правах ребенка, декабрь 1989г.
  7. Саенко О.Е. Организация и содержание методической работы в колледже: Настольная книга заместителя директора, методиста, преподавателя .// -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,2008.-384 с.
  8. Саенко О.Е., Айдунова О.Н. Теория и практика воспитательной работы в колледже: Настольная книга заместителя директора, педагога-организатора, классного руководителя.//- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-348 с.
  9. Сазонов В. П. Организация воспитательной работы в классе (Методическое пособие для классного руководителя) / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 - 160 с.
  10. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головина. – Минск: Харвест., 1997 – 800 с.
  11. Щитов, К Молодежная политика как элемент общественно-политической жизни современной России [электронный ресурс] / К Щитов // Гослюди.-URL: http://www.goslyudi.ru (дата обращения: 11.09.2011)

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*