Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование методов систематизации и обобщения знаний на уроках программирования

12.08.2013 370 1526
Шаненкова Ирина Витальевна
Шаненкова Ирина Витальевна, преподаватель ИТ

Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А.Сорокина

Программирование в объектно-ориентированной среде – одна из традиционных тематик не только в учебном плане для специальностей, связанных с разработкой программного обеспечения, но и для дисциплин, связанных с изучением информатики. Для студентов специальности 230105 «Программное обеспечение Вычислительной техники и автоматизированных систем» знания, полученные при изучении основ объектно-ориентированного программирования (ООП) и методов создания приложений с графическим интерфейсом, являются некоторой базовой основой для изучения других специальных дисциплин. Ведь от того, как они усвоят основные принципы такого программирования, от того, какие навыки получат студенты при работе над созданием приложений, зависит успешность их обучения таким дисциплинам, как «VisualBasic для приложений», «Разработка и эксплуатация удаленных баз данных», «Технологии разработки программного продукта» и возможность создания достойного курсового и дипломного проектов.


Понимая сущность объектно-ориентированного программирования, его отличие от структурированного программирования, студент часто самостоятельно интуитивно угадывает и другие возможные в ООП-среде компоненты (на основе своего опыта работы в ОС Windows), а главное начинает понимать их структуру, свойства и методы их обработки, что  в дальнейшем положительно сказывается на качестве обучения, их заинтересованности в получаемой специальности. Поэтому на первых этапах изучения дисциплины «Программирование» особенно важно привести знания студентов в некую систему, позволяющую вести стройный образ мыслей.


Для обобщения и систематизации знаний студентов обычно используются следующие методы:

  • репродуктивный (можно использовать для анализа содержания учебного материала в виде повторения, проверки знаний и умений по теме);
  • частично-поисковый (для установления внутрипредметных связей и создания условий для применения знаний в новой ситуации, для закреплений умений применять знаний в практической ситуации и формировании выводов по уроку);
  • проблемный (для освоения способов решения практических задач).

 

Указанные методы помогут преподавателю организовать:

  • проверку знаний и умений по теме через выполнение тестовых заданий и самопроверку;
  • деятельность студентов по включению знаний в целостную систему;
  • процесс решения задач по комплексному применению знаний;
  • дифференцированную работу студентов по применению знаний;
  • процесс проверки уровня решения учебной задачи
  • и др.

 

В качестве организационных форм работы можно использовать фронтальную, групповую, индивидуальную и работу в парах.

Предложенные ниже задания и рекомендации по их реализации в учебном процессе позволяют достичь преподавателю поставленных целей.

 

Фронтальный опрос

 

Опрос осуществляется параллельно для студентов всей группы и индивидуальной работы конкретного студента у доски с интерактивной презентацией. При этом можно вызвать еще одного студента к обычной доске. Задания можно поручить проверить обоим студентам и проконтролировать всей группой. В представленной ниже таблице в первом столбце приведены задания для студента, работающего у доски самостоятельно, а во втором – для фронтальной работы с группой.

Индивидуальное задание

Вопросы к группе


Слайд 1

1) Назовите основные элементы графического интерфейса и соответствующие им компоненты объектно-ориентированной среды.

2) Установите соответствие между компонентами и  элементами графического интерфейса.

Индивидуальное задание

Вопросы к группе


Слайд 2

1) Какие элементы графического интерфейса присутствуют на форме?

2) Опишите назначение каждого из них.

3) Какие компоненты их реализуют?

4) В чем особенность использования каждого из них?


Слайд 3

1) Какие виды компонентов вы знаете?

2) Какие компоненты называют визуальными?

3) Какие компоненты называют невизуальными?

4) Какие компоненты называют графическими?

5) Какие компоненты называют оконными?


Слайд 4

1) Чем характеризуется любой объект?

2) Перечислите известные вам события, возникающие в ОС при различных действиях пользователя.

3) Какие методы компонентов вы знаете?

4) Чем, по сути, отличается понятие метода от понятия события?

 

В приведенных выше заданиях студент с помощью средств интерактивной доски указывает на экране нужные ответы или устанавливает связи между понятиями, что позволяет провести визуальную корректировку правильности выполнения на глазах всей группы.


После проведенной работы можно всей группой ответить на вопросы теста, показав весь процесс на интерактивной доске. Выбирать студента для ответа у доски лучше преподавателю, обращая внимание на правильность, корректируя их по возможности. Результатом тестирования должна быть отличная оценка, что мотивирует студентов и мобилизует их знания. Фрагменты теста представлены на слайдах 5,6.

 

 

Слайд 5



Слайд 6

 

После тестирования можно обсудить вопрос о том, какие ответы были неверны у некоторых студентов, а затем еще раз обговорить виды компонентов, используемые при создании данного теста.


Важно обратить внимание студентов на то, в какой среде была создана данная тестирующая программа, предложив им для просмотра папку с файлами (слайд 7). Студенты должны без труда опознать файлы ООП-среды Lazarus.

 

 

Слайд 7

 

Групповая работа и работа в парах

 

Групповая работа заключается в выполнении предложенных действий с помощью интерактивной доски в среде Lazarus. Студентам также необходимо раздать распечатку предложенных заданий, чтобы не снизить темп урока и обеспечить работой «сильных» студентов.

 

Работа в объектно-ориентированной среде

  1. Поместите на форму кнопку и задайте ее название.
  2. Задайте заголовок формы, измените ее цвет и ширину.
  3. Измените высоту формы и ее положение на экране.
  4. Задайте значение свойств кнопки так, чтобы она располагалась в левом верхнем углу формы.
  5. Поместите в нижнюю часть формы панель для вывода информации, задайте ее название.
  6. Напишите программный код для увеличения заголовка панели и изменения его стиля на «полужирный» при щелчке по кнопке.
  7. Измените параметры шрифта так, чтобы они соответствовали принятым в ОНТ стандартам (используйте для этого свойства компонентов).

 

Выполняя указанные действия на глазах всей группы и преподавателя можно выделить всевозможные способы их реализации, обобщив методы обработки данных в среде.


Желающие студенты показывают весь процесс  работы с компонентом, его свойствами и поясняет суть использованных методов работы.


Вся группа при этом внимательно наблюдает, затем комментирует действия студента, указав на правильность и оптимальность его действий.


После выяснения всех интересующих вопросов студентам предлагаются написанные на доске обработчики, суть действий которых нужно пояснить. Особое внимание следует уделить грамотности ответов, так как часто студенты дают детализированные ответы, не понимая общую суть происходящих в ОС действий.

 

Индивидуальное задание

Вопросы к группе


Слайд 18

1) Какое свойство формы задает ее цвет?

2) Какое свойство формы задает ее заголовок?

3) Что обозначает заголовок процедуры?

4) Что обозначает надпись, указанная в заголовке процедуры в скобках?


Слайд 19

1) Какие общие свойства визуальных компонентов вы знаете?

2) Что задает свойство метки left?

3) Что задает свойство метки top?

4) В каких единицах задаются значения?

5) Поясните смысл переменных х и у, указанных в заголовке процедуры.


Слайд 20

1) Что задают свойства формы width и height?

2) Поясните смысл ключевого слова Screen.

3) Какие объекты  называют глобальными?

4)  Перечислите глобальные объекты, используемые в среде Lazarus.

5) Когда возникает событие FormCreate?

 


Слайд 21

1) Когда возникает событие Edit1KeyPress?

2) Что обозначает запись в программном коде key=13?

3) Какое свойство задает видимость компонента на форме?

4) Какую операцию выполняет знак «+» при  работе со строковыми данными?

5) Какие действия реализуются при работе метода clear?


При выполнении данного задания нужно требовать от студентов грамотного и оптимального объяснения представленных в обработчике действий. Например, в обработчике, представленном на слайде 20 правильный ответ в том, что окно раскрывается на весь экран.


Работа в парах заключается в обратной задаче. Индивидуально для каждой пары описываются действия пользователя, по которым студенты должны создать соответствующий обработчик. Желательно раздать все варианты каждой паре, т.к. это позволит более успешным студентам быть занятыми на протяжении всей работы.


Затем студентам предлагается самостоятельная работа. Можно разработать карточки индивидуальные, например, для «сильных» и «слабых» студентов и по вариантам (для общей группы), но тогда необходимо продумать места посадки студентов перед уроком, чтобы не случилось, что двое успешных сидят вместе и выполняют одинаковое задание.


Таким образом, предложенные задания позволяют обобщить и систематизировать знания студентов. Наилучших результатов можно добиться, используя возможности интерактивной доски.

Желаю успеха!

 

Используемая литература

1) Голицына О.Л., Попов И.И. Основы алгоритмизации и программирования: Учеб. пособие. – 2-е издание. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2008. – 432 с. – (Профессиональное образование)

2) Чеснокова О.В. Под общ. ред. Алексеева Е.Р. Delphi 2007. Алгоритмы и программы. – М.: НТ Пресс, 2008. – 368 с.: ил.

3) Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы программирования: Учебник для студ.сред.проф.образования. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 432с.

4) Поган А.М., Царенко Ю.А. Программирование в Delphi. – М.: ЭКСМО, 2006. – 320 с.

5) Сурков К.А., Сурков Ю.К. Учебное пособие по программированию в среде Delphi 7. – СПб.: Изд. «Питер», 2005. – 340 с.:ил.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*