Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка урока «Музыка в жизни и творчестве И.С.Тургенева»

12.08.2013 976 1 3683
Черёпкина Альбина Васильевна
Черёпкина Альбина Васильевна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

Аннотация

 

Перемены, происходящие в настоящее время в системе образования, требуют актуализации образовательного процесса. Один из способов заключается в интеграции взаимодействующих предметов, в частности литературы и музыки.

 

Предлагаемая разработка интегрированного урока «Музыка в жизни И.С.Тургенева» предназначена студентам педагогического колледжа, обучающимся на отделении «Преподавание в начальных классах» и изучающим курс «Музыка и методика преподавания»

 

Орловщина уже давно вошла в историю и культуру России как край с богатейшими литературными традициями. С Орловским краем неразрывно связаны творческие биографии и судьбы многих писателей-классиков, без которых невозможно представить себе сколько-нибудь полную картину развития русской литературы. Орёл «…вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родине никакой другой русский город…» - писал Н.С. Лесков.

 

В историю русской литературы наш город вошёл прежде всего как город Тургенева. Перелистывая страницы тургеневских книг, нельзя не заметить какое значительное место в жизни писателя занимала музыка, какую важную роль играла она в его творчестве. …Есть люди, обладающие даром видеть: они все замечают, и ни одна, даже самая тонкая подробность не укрывается от их взгляда. Есть люди с таким же острым слухом. По образному выражению поэта, они способны слышать, «как прорастает трава». Таким же был и слух Тургенева. Этот чуткий слух подсказал писателю образы исключительные по красоте и точности. Не будь у него такого тонкого, подлинно музыкального слуха, намного беднее было бы его литературное творчество, поблекли бы в нём картины природы, потускнели волнующие музыкальные эпизоды. Писатель постоянно вслушивался в богатейшую стихию звуков окружающей жизни. Это стало для него творческой потребностью и профессиональной привычкой. В художественной прозе Тургенева немало эпизодов, которые нужно не только прочитать и понять, но прежде всего услышать и прочувствовать. Вот почему многие тургеневские образы раскрываются полностью только тем читателям, которые постараются вслушаться  в повествование «музыкальным ухом» и смогут «оживить» поэтические сравнения, наполнив их личным чувственным содержанием. Но при чтении студенты не всегда обращают на это внимание, увлекаясь сюжетной стороной повествования, иной раз не придают значения и музыкальным эпизодам, которые писатель включал в свои произведения.

 

В связи с вышеизложенным, при разработке урока предполагалось проследить и прочувствовать тесную взаимосвязь музыки и литературы в творчестве и жизни И.С. Тургенева; формировать в сознании студентов отношение к достояниям национальной и региональной культуры как ценности профессионального становления и деятельности будущего педагога.

    

Конспект урока

 

Тип урока: комбинированный

 

Вид урока: интегрированный

 

Цель урока: проследить и прочувствовать тесную взаимосвязь литературы и музыки в жизни и творчестве И.С. Тургенева.

 

Задачи:

Обучающие:углубить знания студентов о творчестве И.С. Тургенева; показать роль музыки в жизни и творчестве писателя; формировать навыки анализа музыкального произведения.

Развивающие: развивать интегративные качества восприятия, эмоционально-нравственный отклик на литературные и музыкальные произведения.

Воспитательные: активизировать интерес к классической литературе и музыке; воспитывать потребность к самостоятельному общению с краеведческим материалом.

 

Методы обучения: метод художественной драматургии, метод создания художественного контекста, метод художественного обобщения.

 

Материал и оборудование: тексты литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений, презентация, выставка художественной  и музыкально-нотной литературы, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

 

Ход урока

 

Вступительное слово.

 

Преподаватель музыки: Мы сегодня проведем интегрированный урок литература-музыка. Литература и музыка – это большая область искусства, а любое произведение искусства строится по своим законам. И мы попробуем сегодня выстроить урок по законам художественной драматургии. Любое драматическое произведение предполагает определенные этапы развития: пролог, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог.

 

Наш урок будет выстроен согласно этим этапам. Мы будем выделять каждый драматургический этап урока.

 

Итак, пролог.

 

(Звучит романс Ю. Абаза «Утро туманное»)

 

Прозвучала музыка, романс Ю.Абаза «Утро туманное».

 

Преподаватель литературы: Кроме музыки прозвучал поэтический текст, стихотворение И.С. Тургенева «В дороге». Как видите, поэзия вдохновила автора музыки на создание музыкального произведения, романса.

 

Преподаватель музыки: Но ведь есть обратная связь, когда музыкальные произведения вдохновляли писателя на создание прекрасных литературных произведений, со страниц которых буквально «льется» музыка. «…Музыкальные впечатления я всегда ставил на первое место (в ряду впечатлений от произведений искусств) – для меня так: впечатления музыкальные, потом литературные…» - писал И.С. Тургенев.

 

Преподаватель литературы: Вот мы и приблизились к теме нашего урока «Музыка в жизни и творчестве И.С.Тургенева».

 

Преподаватель музыки: На уроке прозвучат те музыкальные произведения, которые писатель "включал" в литературный текст для углубленной характеристики своих героев и более полного воплощения их чувств и переживаний.

 

Прозвучат и любимые Тургеневым музыкальные пьесы, которые, безусловно, позволяют ещё ярче представить его личность. Вы узнаете и о "второй жизни" произведений Тургенева в музыке.

 

Цель нашего урока проследить и прочувствовать тесную взаимосвязь музыки и литературы в жизни и творчестве И.С. Тургенева.

 

Преподаватель литературы: О И.С. Тургеневе написано множество монографий, статей, книг. При подготовке к уроку у нас работали творческие группы, тщательно изучившие богатейший материал о писателе. Самое важное и интересное студенты сегодня представят.

 

Мы переходим к следующему этапу нашего урока - завязке.

 

Студент: И.С. Тургенев родился 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново.)

 

Студент: маленький Тургенев со своим приятелем, тезкой, дворовым мальчиком Ваней Кубышкиным, часто убегал в село Спасское, чтобы полюбоваться деревенским праздником и послушать  пение крестьянских девушек, увидеть их веселые хороводы. Лежа в густых зарослях орешника между господским садом и деревней, мальчики часами наблюдали за событиями на деревенской улице. Прислушивались к словам полюбившихся песен, запоминали их мелодии.

 

Студент: Нужно заметить, что музыка окружала мальчика и дома. В Спасском был свой хор певчих, обученных грамоте и нотному церковному пению. Музыка в исполнении крепостного оркестра вносила оживление в строго размеренную жизнь помещичьей усадьбы. Варвара Петровна и сама была великолепной пианисткой и часто музицировала, доставляя радость домашним. Звучит «Лунная соната» Бетховена.

 

Студент: Тургенев с детских лет, будучи неизменным поклонником и ценителем музыки, часто испытывал настоящий музыкальный голод. Тогда он подходил к фортепиано и одним - двумя пальцами проигрывал любимую мелодию и подпевал высоким тонким голосом, не соответствующим ни его росту, ни широкой богатырской натуре. У мальчика был изумительный, безукоризненный музыкальный слух.

 

Преподаватель музыки: Этот чуткий слух подсказал в дальнейшем уже писателю Тургеневу образы исключительные по красоте и точности. Не будь у него такого тонкого, подлинно музыкального слуха, намного беднее было бы его литературное творчество, поблекли бы в нём картины природы, потускнели волнующие музыкальные эпизоды. Писатель постоянно вслушивался в богатейшую стихию звуков окружающей жизни. Это стало для него творческой потребностью и профессиональной привычкой.


Преподаватель литературы: В художественной прозе Тургенева немало эпизодов, которые нужно не только прочитать и понять, но, прежде всего, услышать и прочувствовать. Вот почему многие тургеневские образы раскрываются полностью только тем читателям,, которые постараются вслушаться в повествование "музыкальным ухом" и смогут "оживить" поэтические сравнения, наполнив их личным чувственным содержанием.

 

У Вас было задание подобрать такие эпизоды в произведениях Тургенева.

 

Студент: «Музыкальный» эпизод из повести «Ася» (глава 1) :  "…Вдруг донеслись до меня звуки музыки: я прислушался. В городе Л. играли вальс: контрабас гудел отрывисто, скрипка неясно заливалась, флейта свистала бойко..."

 

Студент: "Музыкальный эпизод" из повести "Переписка" (глава 12):

 

"...Капитан корабля давал бал. Весёлая музыка долетала до меня редкими приливами; особенно помню я трель маленькой флейты среди глухих возгласов труб; она, казалось, порхала как бабочка..."

 

Студент: «Музыкальный эпизод» из повести «Несчастная» (глава 13): "Я с детства любил музыку, но в то время я ещё плохо понимал её, мало был знаком с произведениями великих мастеров... Игра Сусанны меня поразила несказанно: я не ожидал такой силы, такого огня, такого смелого размаха. С самых первых тактов стремительно-страстного аллегро, начала сонаты, я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, которые мгновенно охватывают душу, когда в неё неожиданным налётом вторгается красота. Я не пошевельнулся до самого конца; я всё хотел и не смел вздохнуть". 

 

Преподаватель музыки: Этот самый яркий эпизод повести пронизан звуками "Аппассионаты" Бетховена, которую исполняет Сусанна, героиня произведения. Вчитываясь в эти строки, понимаешь, как велика была власть музыки над поэтически чуткой и впечатлительной душой писателя. (Звучит I часть сонаты "Аппассионаты" Бетховена")

 

Преподаватель музыки: Повесть «Несчастная» особенно насыщена музыкой. На её страницах упоминаются фортепианные пьесы Дж. Фильда, Д. Штейбельта и К. Вебера, попурри из оперы "Роберт-дьявол" Дж. Мейербера, хор "Мы живём среди полей" из оперы "Пан Твардовский" русского композитора А. Верстовского.

 

Преподаватель литературы: В том, что музыкальные эпизоды в творчестве Тургенева не случайны, что писатель придавал им большое значение, свидетельствуют многие странницы его творчества. Перечитайте их, и вы поймёте, как внимательно относился Тургенев к музыкальным характеристикам своих героев. В музыке, которая так часто звучит в его романах, повестях и рассказах, писатель видел одно из выразительных средств эмоциональной окраски повествования и создания психологически достоверного образа.

 

Преподаватель музыки: А как тонко Тургенев передаёт музыкой переживания своих героев, с какой полнотой выявляет весь строй их чувств. Можно привести в пример множество эпизодов в романах "Отцы и дети", "Накануне", "Рудин", в повестях "Затишье", "Старые портреты", в рассказах из "Записок охотника". И может быть, самый волнующий музыкальный эпизод - в романе "Дворянское гнездо", в сцене, когда Лаврецкий, признавшись в любви Лизе и ощущая, как "чувство неожиданной, великой радости наполнило его душу", внезапно услышал ночную импровизацию старого музыканта Лемма...

 

Студент: "Вдруг ему почудилось, что в воздухе над его головой разлились какие-то дивные, торжествующие звуки; он остановился: звуки загремели ещё великолепней, певучим сильным потоком струились они, - и в них, казалось, говорило и пело всё его счастье...(Студенты слушают I часть сонаты Шумана фа минор №1.)

 

Студент:...Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотой, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса. Лаврецкий выпрямился и стоял похолоделый и бледный от восторга. Эти звуки так и впивались в его душу, только что потрясённую счастьем любви; они сами пылали любовью..."

 

Преподаватель музыки: Описание музыки в этой сцене волнует нас не меньше, чем сама музыка. Какой прекрасный и огромный мир чувств раскрывает перед нами писатель! Какими духовно богатыми людьми предстают перед нами Лаврецкий и старый музыкант, озарённый яркой вспышкой своего вдохновения...

 

Преподаватель литературы: Следующий этап нашего урока – кульминация.

Есть у Тургенева произведение, которое занимает исключительное место не только в его творчестве, но и во всей русской литературе как первое художественное воплощение народной песни и народного творчества. Это рассказ "Певцы". В народных песнях для Тургенева заключалось одно из самых незабываемых впечатлений детства. В музыку русской деревни писатель пытливо вслушивался на протяжении всей жизни, и отзвуки этих музыкальных впечатлений мы находим и в "Записках охотника" (рассказы "Певцы", "Касьян с Красивой Мечи", "Хорь и Калиныч"), и в рассказах "Живые мощи" и "Конец", где упоминается одна из песен о вожде крестьянского восстания - Степане Разине. Когда читаешь рассказ "Певцы", особенно глубоко понимаешь, что он создан писателем, сердце которого было переполнено любовью к России, ко всему русскому, сердце которого сладко замирало при звуках народной песни. Сюжет рассказа совсем прост. В Притынном кабачке Тургенев становится свидетелем необычного состязания – спора среди крестьян о том кто лучший певец. В роли судей выступают посетители питейной избы. Два героя, Яков – Турок и рядчик из Жиздры, поют, стараясь перепеть друг друга. Присутствующих поражает пение Якова-Турка. Описание пения Якова-Турка в этом рассказе, может быть, - одна из самых вдохновенных "музыкальных" страниц в художественной прозе Тургенева...

Студент: "Он глубоко вздохнул и запел...Первый звук его голоса был слаб и неровен, и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Ивановича так и выпрямилась.

 

За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё, видимо, дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебанием, за вторым - третий, и понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песнь. "Не одна во поле дороженька пролегла", - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь; русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны".

 

Преподаватель музыки: Сейчас вы услышите русскую народную песню «Не одна во поле дороженька» в исполнении народного артиста России Геннадия Аркадьевича Каменного – тенора с уникальным буквально чарующим голосом. Как звучит напев песни? (Студенты слушают в аудиозаписи русскую народную песню "Не одна во поле дороженька пролегла".)

  • Какие чувства вызывает напев песни?
  • Как звучит напев песни?
  • Какие распевы Вы услышали в песне?
  • Каким стал песенный слог  по сравнению с обычной речью?
  • Как изменилась протяженность каждого песенного слова?
  • Найдите в тексте песни слово обрывы.
  • Прочитайте текст и определите рассчитан ли он на чтение?
  • Обобщите особенности песни и охарактеризуйте ее.
  • К какому жанру принадлежит песня?
 

Преподаватель музыки: Протяжная лирическая песня – вершина русского народного творчества. Глубокое проникновение писателя в суть народной песенной лирики, его вдохновенное мастерство, гармонично сливаясь, звучат как гимн русской народной песни и таланту русского человека.

 

Переходим к следующему этапу урока – развязке.

 

Преподаватель музыки: Развязка. 

До конца своей долгой жизни Тургенев оставался артистичной и увлекающейся натурой. Его письма многочисленным друзьям и собратьям по перу доносят до нас отголоски сильных эмоциональных потрясений, вызванных встречами с Музыкой. Музыкальным вкусам Тургенева были чужды умеренность оценок и сдержанность чувств; в каждой строке писателя о том или ином событии музыкальной жизни проявляется душа впечатлительная и страстная, склонная к восторженному восхвалению, либо, напротив, к резкому отрицанию. Но при всех своих музыкальных увлечениях Тургенев всю жизнь оставался верен двум величайшим композиторам - Моцарту и Бетховену. "...Оба колосса, Бетховен и Моцарт, поэты божьей милостью, и их произведения бессмертны", - писал Тургенев о своих любимых композиторах. Музыка Моцарта покоряла писателя своим мелодическим богатством, благородством, возвышенной чистой и естественностью выражения чувств: "Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно, так, как льётся какой-нибудь прекрасный ручей или источник... Моцарт подобен Рафаэлю - красота его мелодий очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства".

 

Тургенев оказался прозорливей многих своих современников, поднявшись над устойчивыми банальными представлениями о Моцарте, как о композиторе "безоблачном и ангельском". Писатель особенно остро ощущал трагедийное начало моцартовской лирики. Эти чувства нашли своё отражение в романе "Отцы и дети", в одном из эпизодов которого звучит знаменитая Соната-фантазия.

 

Найдите  в тексте романа этот эпизод и прочитайте его.

 

Студент: Аркадия Кирсанова "особенно поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой, посреди пленительной весёлости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби..." (Студенты слушают финал Сонаты-фантазии до-минор Моцарта.)

 

Преподаватель музыки: Общение с музыкой Бетховена составляло одну из важнейших духовных потребностей Тургенева на протяжении всей жизни. "Каждый день казался подарком...Мы играли отрывки из комедий и трагедий...переиграли все симфонии и сонаты Бетховена (всем сонатам даны были сообща имена)..." - писал Тургенев о своём пребывании в кругу близких друзей.

 

Не только творчество Бетховена, но и его личная судьба была для Тургенева образцом высокого служения искусству и человечеству. И говоря на открытии памятника Пушкину в Москве о великом назначении литературы и долге художника перед народом, Тургенев вновь вспомнил светочей своей жизни - Бетховена и Моцарта, назвав их "несомненно национальными композиторами". (Студенты слушают Симфонию №5 Бетховена.)

 

Преподаватель литературы: В 1843 году на гастролях итальянской оперы в Петербурге Тургенев познакомился с выдающейся певицей Полиной Виардо. Вот как описывает её дебют в России один из завзятых петербургских театралов: "Вдруг совершилось что-то необыкновенное... Раздались такие восхитительные, бархатные ноты, каких, казалось, никто никогда не слыхивал... По зале мгновенно пробежала электрическая искра... Сдержанность, соблюдение театральных условий были невозможны: никто не владел собой; восторг уже не мог вместиться в огромной массе людей, жадно ловивших каждый звук, каждое дыхание этой волшебницы, завладевшей так внезапно и всецело всеми чувствами, мыслями, воображением молодых и старых, пылких и холодных, музыкантов и профанов, мужчин и женщин ...да! Это была волшебница!.. При повторении арии для всех стало очевидно, что Виардо не только великая исполнительница, но и гениальная артистка".

 

Преподаватель литературы: Увлечение необычайным талантом певицы вскоре переросло в глубокую дружбу, во многом определившую всю будущую жизнь Тургенева. Спустя несколько лет после этой встречи, он признается Полине Виардо: "...Мне радостно сказать Вам, ...что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своём пути - было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрёт только вместе со мной".


Памятником этой вдохновенной любви, пронесённой Тургеневым через всю жизнь, стало стихотворение в прозе "Стой!".

 

Студент: Читает стихотворение в прозе «Стой!..»

 

Звучит "Аве Мария" Баха-Гуно.

 

Эпилог

 

Преподаватель музыки: Глубокая музыкальность Тургенева, обилие "музыкальных страниц" в его произведениях не могли не привлечь внимание композиторов. Первые попытки вывести героев Тургенева на оперную сцену были предприняты ещё при жизни писателя. Антон Рубинштейн начал работу над оперой по роману "Рудин", Чайковский надеялся написать оперу по роману "Накануне", но эти планы не осуществились из-за отсутствия достойного либреттиста.

 

Создать оперное или балетное либретто на сюжет Тургенева, не обесценив при этом его великой прозы, не удалось практически никому. Может быть, именно поэтому быстро сошли со сцены оперы «Ася» Ипполитова-Иванова, «Вешние воды» Гольденвейзера, «Клара Милич» Кастальского, «Песнь торжествующей любви» Симона, балет Шварца «Накануне» и музыкально-психологическая драма Ребикова на сюжет «Дворянского гнезда». Значительно большим успехом пользовались романсы на стихи Тургенева. «Баллада» Рубинштейна, романс Аренского «Утро туманное», стихотворение « В дороге» вдохновило на создание романсов композиторов А. Гедике, Г. Катуара.

 

Одним из последних обращений к прозе Тургенева стал балет Р. Щедрина «Вешние воды».

 

Преподаватель литературы: "...Для меня - музыкальные наслаждения выше всех других, - признавался Тургенев, - ...редко что меня может заставить заплакать. Ещё иногда стихи Пушкина меня до слёз тронут, а от музыки часто плачу". Это страстная любовь к музыке наложила отпечаток на всё творчество Тургенева, придав его прозе яркую эмоциональность, одухотворённость и гармонию.

 

Преподаватель музыки: Итак, вернемся к схеме драматургического произведения, с которого мы начали урок и кратко охарактеризуем каждый ее этап.

 

Пролог… Что вы узнали в прологе?

 

Завязка действия… О чем мы говорили на данном этапе урока?

 

Развитие… Обращение к каким произведениям И.С. Тургенева помогло вам узнать о музыкальных пристрастиях, интересах писателя, формировании его музыкальных вкусов?

 

Кульминация… Почему кульминационным моментом урока является рассказ «Певцы» и русская народная песня?

 

Развязка… Какие важные моменты этого этапа вы можете отметить?

 

Эпилог… С чем связаны действия эпилога?

 

Преподаватель музыки: Таким образом, опираясь на основные закономерности драматургии, мы смогли проследить становление Тургенева как писателя, формирование его музыкальных вкусов, пристрастий, глубину и степень проникновения в музыкальные образы.

 

Литературно музыкальный материал урока вы можете использовать для аудиторной и самостоятельной работы, а так же в процессе педагогической практики (уроки, внеурочные мероприятия) и в дальнейшее профессиональной деятельности.

 

Домашнее задание.

Обратитесь к повести И.С. Тургенева «Три встречи». Прочитайте ее внимательно, вдумчиво, найдите «музыкальные» эпизоды. Проанализируйте и назовите признаки сходства музыкальной и речевой интонации.

 

В завершении урока хочется отметить активное участие в нашем взаимодействии  на уроке следующих студентов… Вы получаете оценки…

   

Список литературы

  1. Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Сфера, 2010.   
  2. Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум. – М.: Альма-Матер, 2008.   
  3. Осеннева  М.С. Теория и методика музыкального воспитания. – М.: Академия, 2012.



Назад к списку

Комментарии
Замечательная разработка! Большое спасибо!
helena30

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*