Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование самооценки в юношеском возрасте посредством театральных тренингов

24.09.2020 597 948
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Метелева Наталья Андреевна
Метелева Наталья Андреевна, студент

Вятский колледж культуры

В юношеском возрасте очень важно общение. В раннем юношеском возрасте, когда еще не окончена школа, юноши и девушки приходят на уроки больше общаться, чем учится. В старших классах общение играет огромную роль в жизни человека. Каждое мероприятие, праздник, событие, так или иначе, влияет на самосознание юноши. Выступая на мероприятие или у доски, он невольно сталкивается с мыслью: «А что другие думают обо мне?» [4, с. 215] Неудачный ответ или неудачное выступление, может негативно повлиять на самооценку ученика. При заниженной самооценке ученик мало того, что расстроится, у него может появиться страх выступлений перед публикой, зажатость, скованность. Не услышав поддержки от друзей, человек может замкнуться в себе.  Когда же самооценка завышена, то у личности завышенная планка ожиданий. Такой человек много ожидает от других и от себя. Часто такие люди сталкиваются с тем, что ожидание не совпадает с действительностью. Люди с завышенной самооценкой, часто считают себя совершенными во всех сферах деятельности, считают, что получить все легко и нет необходимости прилагать усилий для достижения целей. Часто таких людей легко ранить. Неудача может привести к депрессии или другому нервному заболеванию.  Трудоспособность и эмоциональное состояние людей с завышенной или с заниженной самооценкой, быстро меняется от мнения окружающих людей. Необходимо помочь сформировать адекватную самооценку личности юношеского возраста [8, с. 114].  Актерские тренинги положительно влияют на формирование самооценки в любом возрасте.

Актерский тренинг - тренинг, развивающий актерское (сценическое) воображение, громкую и выразительную речь, выразительность жестов и движений, умение вживаться в образ, другие важные для актера (на сцене или в жизни) способности и умения [2, с. 54].

Театральные тренинги активно влияют на формирование таких навыков как: общительность, легкая адаптация к новым условиям, развитие фантазии и внимания, чувство ритма, адекватная самооценка.

К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» приводит следующий пример: «У нервных людей мышечные напряжения неизбежны во все моменты жизни. У актера, поскольку он человек, они всегда будут создаваться при публичном выступлении. Уменьшишь напряжение в спине — оно появится в плече, удалишь его оттуда — глядь, оно перекинулось на диафрагму. И так все время будут появляться там или здесь мышечные зажимы. Поэтому нужно постоянно и неустанно вести борьбу с этим недостатком, никогда не прекращать ее. Уничтожить зло нельзя, но бороться с ним необходимо» [5, с. 188]. Константин Сергеевич призывает бороться с зажимами при помощи постоянного самоконтроля и самоанализа, научиться «слышать» свои мышцы, самому снимать напряжение, превратить этот процесс из борьбы в бессознательную приученность, сделать нормальной привычкой. Это качество возможно в себе сформировать любому человеку в любом возрасте, будь он артист или учащийся. Так же формирование личности исполнителя невозможно без свободного владения всем телом, которое является основным инструментом артиста [1, с. 95]. Необходимо каждодневно выполнять ряд упражнений, которые помогут учащемуся развивать свое физическое состояние, а, следовательно, и ментальное здоровье. Для этого Константин Сергеевич Станиславский советует обратиться к практике йоги, где через преодоление себя формируется свободное владение психофизическими процессами организма. Таким образом, театральные тренинги влияют на формирование адекватной самооценки человека, при правильном их понимании. Ярким примером влияния тренинга на самооценку, послужили чувства, описанные после выступления на сцене, Ф.М. Шаляпина [6, с. 76].

В ходе проведения тестирования было выявлено, что среди 13 опрошенных в возрасте от 16 до 18 лет, большая часть (7 человек) имеет адекватную самооценку.  Во многом это связанно с тем, что большая часть опрошенных обучается в профессиональном учреждении. Они более стрессоустойчивы к внешним факторам, в таком возрасте уже осознано выбирают свой жизненный путь, умеют более здраво себя оценивать. Так же большинство опрошенных уже имеют опыт работы с детьми. В связи с этим можно предположить, что данные молодые люди не поддаются своим эмоциям и сталкиваются с неприятностями гораздо чаще. Адекватная самооценка помогает справляться с трудностями и реже расстраиваются при каждой неудаче. Шесть человек из опрошенных имеют заниженную самооценку. Можно предположить, что заниженная самооценка была у опрошенных, которые еще обучаются в школе. Это связанно с общими переживаниями, на счет выпускных экзаменов, о предстоящем выборе учебного заведения. Выпускникам школы сложнее разобраться в своих ощущениях, в своем выборе, у них появляются сомнения, а правильно ли они поступают. Они менее стрессоустойчивы, чем опрошенные с адекватной самооценкой. Поэтому каждое замечание будет влиять на их дальнейшие поступки.

Таким образом, формирование самооценки зависит от внешних факторов: место учебного заведения, окружение, работа, занятость и многое другое. Необходимо научится принимать себя таким какой ты есть, а при замечаниях научится здраво реагировать и уметь исправлять и признавать свои ошибки.

Константин Сергеевич Станиславский в качестве примера приводит несколько упражнений:

  1. Лечь на спину на гладкой жесткой поверхности (например, на полу) и подмечать те группы мышц, которые без нужды напрягаются.

При этом для более ясного осознания своих внутренних ощущений можно определять словами места зажима и говорить себе: «Зажим в плече, в шее, в лопатке, в пояснице».

Замеченные напряжения надо тотчас же ослаблять, одно за другим, ища при этом все новые и новые.

  1. Принимать самые разнообразные позы не только при горизонтальном, но и при вертикальном положении, то есть сидя, полусидя, стоя, на коленях, в одиночку, группами; со стульями, со столом, с другой мебелью. Во всех этих положениях надо, как и при лежании, подмечать излишне напрягающиеся мускулы и называть их. Само собой понятно, что то или иное напряжение некоторых мускулов необходимо при всякой позе. Пусть эти мускулы и напрягаются, но лишь они одни, а не смежные, которым надлежит оставаться в покое. Следует также помнить, что напряжение напряжению рознь: можно сократить мускул, необходимый для позы, ровно настолько, насколько это нужно, но можно довести напряжение до предела спазмы, судороги. Такое излишнее усилие чрезвычайно вредно для самой позы и для творчеств.
  2. Упражнение «Я дерево». Представьте себя деревом, почувствуйте как корнями «прорастаете» в пол, начинайте расти, куда движется ваше тело, поддавайтесь ему. Поймите, какое вы дерево, подумайте, почему вы именно такое дерево. Ответьте себе на вопросы: Как стать более крепким? Какое у меня настроение? Что необходимо чтобы улучшить свое настроение? Какая крона у вашего дерева? Как сделать ее более красивой и пышной?

Ответы на эти вопросы помогут вам понять, что происходит в вашей душе и как улучшить ваше мнение о себе.

  1. Упражнение «Я принимаю себя». Встаньте перед зеркалом. Скажите 10 причин, почему вы себе не нравитесь, подумайте, что необходимо сделать для того, чтобы эти причины исчезли, мотивируйте себя на изменения. После выполнения первой части, скажите себе 10 комплиментов, что вам в себе нравится, подумайте, как не растерять в себе эти качества, а улучить их и сохранить. Примите эту «Версию» себя и старайтесь становиться лучше.
  2. Упражнение «Я скала». Встаньте на пол так, чтобы не шататься. Напрягите руки и ноги. Думайте про себя: «Я скала, ничто внешнее меня не сдвинет, я крепок и устойчив, я верю в себя и в свои силы». Это упражнение поможет стать более стрессоустойчивым к трудностям и продвинет вас к достижению цели [5, с. 325].

Юношеский возраст характеризуется быстрым личностным ростом, самоопределением, поиском своего «Я». В этом возрасте на личность большое влияние оказывают сверстники, а отношения с родителями выходят на более сознательный уровень.  Театральные тренинги - это современный способ полюбить себя и сформировать адекватную самооценку. Великие люди обращались к тренингам за помощью. Благодаря тренингам становятся уверенней и смелей. Следует использовать актерские тренинги для развития адекватной самооценки в юношеском возрасте.

 

Список использованных источников

  1. Васильева Е.А. Особенности развития образного творческого мышления у младших школьников. – М, 2016. – 219 с.
  2. Гиппиус С.В. Тренингр развития креативности. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. - М.: Изд-во» Москва», 2015. - 140 с.
  3. Зубкова С.Н. Влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. – М, 2019. – 329 с.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 456 с.
  5. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: АСТ, 2017. – 480 с.
  6. Станиславский К.С. Этика. – М.: АСТ, 2015. – 30 с.
  7. Шакирова Д.М. Самооценка-что это такое: понятие, структура, виды и уровни. – М., 2019. – 119 с.
  8. Швацкий А. Ю. Влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. – М., 2019. - 249с.

 

Оригинал работы:

Формирование самооценки в юношеском возрасте посредством театральных тренингов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*