Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Этические нормы взаимоотношений классного руководителя и родителей

24.09.2020 968 1437
Кожевникова Нелла Николаевна
Кожевникова Нелла Николаевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

(В.А.Сухомлинский)

 

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношение между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье. В современном обучении меняется многое: структура и содержание учебно-воспитательного процесса, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов и к воспитательной работе.

В работе почти каждого педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни педагоги считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в колледже является группа. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

Организатором деятельности учащихся в группе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в коллективе, интересно и с пользой организовать жизнь в колледже. В основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, которая сама претерпевает с возрастом глубокие изменения. Она удовлетворяется разными учащимися неодинаково. Это обусловлено тем, что для каждого человека в группе возникает своя, неповторимая ситуация общения, своя микросреда. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных, и в системе деловых отношений.

   Управление колледжем становится демократичным, а значит, более демократичными становятся отношения в «педагогическом треугольнике»: педагог – студент – родитель». Порой ведутся разговоры о том, что колледж вообще не должна работать с родителями, ибо воспитание детей – дело семьи. Но мы, педагоги, знаем, что это не так. Да, многое изменилось, ушло, но остались родители и дети – с их радостями, горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, осталась потребность в своевременном совете мудрого, знающего психологию, педагога. Остались педагоги, нуждающиеся в сотрудничестве с родителями. Классный руководитель заинтересован в повышении педагогической культуры родителей. С этой целью он организует встречи родителей с педагогами, преподающими на курсе, юристом, пропагандирует литературу о воспитании, проводит индивидуальные и групповые консультации. Образовательный уровень современных родителей позволяет не ограничиваться общими рекомендациями по воспитанию детей, как и элементарными примерами из практики семейного воспитания, а раскрывать перед родителями закономерности педагогического процесса, знакомить их с достижениями психологии обучения и воспитания, давать глубокие санитарно-гигиенические, физиологические и другие знания, необходимые для полноценного воспитания детей в семье.

В современных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально - бытовыми проблемами, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности учащегося совместно с колледжем.

Неоценимое значение имеют личные контакты классного руководителя с родителями. Их результативность зависит прежде всего от взаимного желания сотрудничать, взаимного доверия, уважительности и взаимной требовательности. Стиль их отношений, как правило, определяет классный руководитель.

 Родители должны увидеть своего ребенка среди сверстников, чтобы понять, что любые спорные вопросы можно решать, уважая при этом своего выросшего ребенка внимательно и справедливо оценивать его доводы. В планирование воспитательной работы большое внимание мы уделяем участию самих родителейво внеклассных мероприятиях. Например, на курсе есть традиция посещать музеи, совершать походы вместе с родителями. Это позволяет родителям и учащимся открыть друг в друге раннее не увиденное. Такой подход к организации работы с родителями позволяет нам избежать рутинности, однообразия, а иногда может повлиять на родителей студента больше, чем все родительские собрания, проводимые в колледже. Однако привлечение родителей к воспитательной работе колледжа имеет определенные трудности: - родители мало знакомы друг с другом, с учащимися курса  ;- родители загружены работой; -плохо представляют, какую реальную пользу могут принести курсу, колледжу, учащемуся; - часто родители занимают позицию сторонних наблюдателей, ожидающих результатов деятельности, проводимой без их участия.

Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлений взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для учащегося в колледже и семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи. Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняем мы, педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если мы, преподаватели, исключим в работе с родителями дидактизм, не будем поучать, а советовать, размышлять вместе с ними, договариваться о совместных действиях; тактично подводя их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна показать, что мы, педагоги нуждаемся в родителях, в объединения усилий, что родители – наши союзники, и мы не можем обойтись без их совета и помощи.

Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или неполноценен.

Типичные проблемы в общении педагога и родителей:

  1. Безразличие родителей к учащимся, их воспитанию («брошенные дети»).
  2. Захваливание детей, любование ими, полное отсутствие трезвого критического отношения к своему ребенку.
  3. Чрезмерная опека ребенка, игнорирование его самостоятельности;
  4. Недоверие педагогу, закрытость.
  5. Жестокое обращение с детьми, унижение их достоинства.
  6. Сложные взаимоотношения в семье, конфронтация, «двойная жизнь».
  7. Неприятие, эмоциональное отчуждение родителей от детей;
  8. Семьи, отягощенные алкоголизмом.
  9. Анонимные звонки родителей с жалобой на педагога.

10.Недовольство сбором денег на нужды колледжа.

11.Психолого-педагогическая неграмотность родителей, незнание своего ребенка.

12.Сведение родительского долга исключительно к материальному обеспечению, игнорируя духовную сферу, обогащение внутреннего мира ребенка.

Этика взаимоотношений с родителями строится на двух основаниях: а) уважение педагогом родителей, понимание их забот и тревог о своих детях, основанных на родительской любви; б) уважение родителями педагога как человека, выполняющего важнейшую социальную функцию.

Педагог и родители: - нуждаются во взаимной поддержке, помощи, совете, внимательно относятся к просьбам и советам друг друга и стараются их выполнять;

- глубоко уважают личность и достоинство, трудовую деятельность друг друга.

Преподаватель не поучает, не упрекает родителей, не навязывает своего мнения, соблюдает педагогический такт.

Любое мнение родителей (даже неправильное с педагогической точки зрения) педагог выслушивает доброжелательно, рассматривает это как доверие родителей педагогу.

 То, о чем поведали родители педагогу, не должно стать достоянием других педагогов, родителей, учащихся. При профессиональной необходимости, поделиться этой информацией можно только с разрешения родителей.

 Каждая встреча педагога с родителями должна завершаться конструктивными рекомендациями для родителей, самого ученика.

Педагог может предупредить родителей, что не вся информация, которую представляет педагог, должна стать достоянием их детей.

 Педагог не сравнивает детей и семьи между собой, а лишь оценивает успехи детей относительно их же самих «вчерашних», искренне радуется успехам каждого ученика.

Обязанность педагога – осуществлять педагогическое просвещение родителей, в особенности с учетом специфического подхода к учащимся. Оказывая влияние на воспитательную деятельность семьи, классный руководитель в то же время опирается на родителей при проведении воспитательной работы с учащимися.

Семья - та естественная среда жизни и развития учащегося, в которой закладываются основы личности. Педагогу следует понимать, что педагогическое общение с родителями отличается от педагогического общения с учащимися. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и германизации колледжной жизни. Колледж и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия - значит во многом решить проблему воспитания. При взаимодействии классного руководителя с родителями учащихся выполняется ряд функций:

  • информационная (своевременное информирование родителей и учащихся по вопросам обучения и воспитания);
  • воспитательно-развивающая (позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей, развитие способностей и интересов воспитанников, активное включение родителей в воспитательный процесс);
  • формирующая (общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, человеку, культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей);
  • охранно-оздоровительная (поддержка физического здоровья учащихся);
  • контролирующая (контроль воспитательного потенциала семьи, изменения уровня воспитанности учащегося, освоения им учебной программы);
  • бытовая (обеспечение необходимых условий для нормальной жизнедеятельности).

К задачам взаимодействия классного руководителя и родителей относятся:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании.

Классному руководителю необходимо знать принципы и формы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.Доверие - главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов.

Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию учащегося.

 

Список используемой литературы.

  1. Кон И.С Психология ранней юности./ М., Просвещение,2016.256с
  2. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. /И.В.Никишина. – Волгоград: Учииель, 2016.- 141с.
  3. Педагогика: учебник/ Г.М. Коджаспирова . - М,: КНОРУС,2016.-744с

 

Оригинал работы:

 

Этические нормы взаимоотношений классного руководителя и родителей




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*