Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Психолингвистическое тестирование студентов

10.07.2013 626 2386
Рассказова Елена Владимировна
Рассказова Елена Владимировна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, заместитель директора по воспитательной работе

Краснотурьинский индустриальный колледж (ГАОУ СПО СО «КИК»)
Мысль и речь – две стороны одного интеллектуального процесса, когда мысль не выражается в слове, не оформляется в слове, а совершается в слове. Поэтому обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного студента в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографической одеждой речевых построений. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих студентов.

Для того чтобы вовлечь в исследовательскую деятельность студентов, нужно знать их возможности, определить которые поможет психолингвистическое тестирование речемыслительных умений.


Задача лингводиагностики состоит в том, чтобы путем установления уровня речевых умений студента дать в руки преподавателя материал для выбора средств устранения обнаруженных слабых сторон в овладении им разными видами и формами речевых умений. При этом важно проверять как продуктивные виды речевой деятельности – устную речь и письмо, так и виды рецептивной или репродуктивной – слушание и чтение. Необходимо выработать методику обучения умению слушать, т.е. воспринимать и усваивать звуковой текст. В последнее время проблема обучения слушанию ставится на научную основу. Конечно, остается важным также и развитие умения понимать письменный текст, владеть динамическим, рациональным методом чтения.


В течение нескольких лет опыт применения методов психолингводиагностики используется в колледже в практике обучения русскому языку студентов гуманитарных дисциплин. Проводится тестирование студентов первого курса, а также слушателей подготовительных курсов.


Система тестирования включает в себя несколько видов проверки. Среди них определение таких умений: 1) распознавать свойства словесных единиц и образовывать из них осмысленные высказывания; 2) воспринимать звуковой текст и воспроизводить его формальные и содержательные параметры на письме; 3) воспринимать письменный текст и фиксировать его письменно; 4) создавать краткий связный текст на заданную тему.


Первый тест заключается в том, что студентам предлагается составить осмысленное высказывание из набора слов. При этом словесный материал дается в одном из двух видов. В первом варианте изменяемые слова представлены в исходной для каждой части речи форме: имена существительные – в форме Им.п. ед.ч.; имена прилагательные – в форме Им.п ед.ч. м.р. (то же для причастий, числительных, местоимений); глаголы – в инфинитиве (н.ф.). Например: она, правильно, с, охотно, ты, работать, если, же, сделать, и, увлечение, отдыхать, полезный, строить, интересный, учиться, жизнь, умело.


Во втором варианте изменяемые слова даются в любой из словоформ: имена в любом падеже, числе, роде; глаголы – в любом наклонении, времени, лице, числе; неизменяемые слова в обоих вариантах представлены в единственной для них форме. Например: жизнью, с, правильно, тебе, же, ею, охотно, если, работал бы, интересным, учись, полезных, сделают, и, умело, увлечениях, строило, отдыхаю.


Из приведенного списка слов необходимо построить осмысленное предложение нужной конструкции, соблюдая следующие условия:

- можно использовать только слова из списка;

- употреблять слово можно только один раз;

- изменяемые слова можно ставить в любой форме: имена существительные в нужном по смыслу падеже, числе; прилагательные, местоимения – в нужном падеже, числе, роде; глаголы – в нужном лице, числе, времени, наклонении, для прошедшего времени – роде;

- нельзя переводить слова из одной части речи в другую,  а также менять вид и залог глагола;

- указать время, за которое выполнено задание.


Эталонное осмысленное предложение имеет такой вид: Если ты работаешь охотно, учишься с увлечением, отдыхаешь умело, - жизнь строишь правильно: сделай же ее интересной и полезной.


Те студенты, которые выполнили задание на материале первого варианта, тратили меньше времени, чем те, которые получали набор слов по второму варианту (а некоторым вообще не удалось с заданием справиться).


Какие же умения тестируются этим заданием? Этим тестом проверяется степень умений опознать слово как единство его грамматических форм и значений. Иначе говоря, выясняется,  что тестируемый знает о том, какими формами обладает данное слово и какие грамматические значения выражаются этими формами. Кроме того, устанавливается способность человека корректно, в соответствии с целевой установкой употребить данное слово,  сочетая его с другими.


Данный тест может также с успехом использоваться для упражнений, тренировки в совершенствовании, шлифовке языковых знаний, т.к. он требует умения разбираться в том,  какие части речи могут быть подлежащим, какие – сказуемым, какие служебные слова какую «строительную» роль могут выполнять.


Опыт показывает, что такой тест оживляет интерес студентов к собственным знаниям, способствует осознанию своей языковой интуиции, ведет к выработке автоматизированных навыков корректного пользования языковым материалом в своей речевой деятельности.


Следует заметить, что число слов в наборе, а также их качественный состав, тип синтаксической конструкции эталонного предложения изменяется в зависимости от уровня подготовки студентов.


При оценке результатов это теста снимаются баллы за неполное использование слов списка; за повторное употребление одного и того же слова; за изменение принадлежности слов к той или иной части речи и изменение указанных в задании грамматических признаков слов; за ошибки в содержании высказывания; за недостатки в созданной синтаксической конструкции. При отсутствии ошибок работа оценивается в 10 баллов.


Приведу еще один пример деформированного высказывания: без, могу, достаточному, на, высказывает, забав, позволь, основанию, много, любителям, тому, догадки, собою, ради, сразу, только. Эталонное содержание высказывания: Только любитель может позволить себе высказывать ради забавы сразу много догадок без достаточных на то оснований.


Второй тест заключается в проверке умения слушать и сохранять в кратковременной памяти,  а также воспроизводить на письме звуковой текст. Время звучания – 2 минуты: « В погоне за интересными кадрами фотографы и кинооператоры часто переходят границу разумного риска. Не опасна, но почти невозможна в природе съемка волков. Опасно снимать львов, очень опасно – тигров. Нельзя сказать заранее, как поведет себя медведь – этот сильный и, вопреки общему представлению, очень подвижный зверь. На Кавказе я нарушил небезызвестное правило: полез в гору, где паслась медведица с медвежатами. Расчет был на то, что, мол, осень и мать уже не так ревниво оберегает потомство. Но я ошибся…При щелчке фотокамеры, запечатлевшей двух малышей, дремавшая где-то поблизости мать кинулась ко мне,  как торпеда. Я понимал: ни в коем случае нельзя бежать – зверь бросится вслед. На месте оставшийся человек медведицу озадачил: она вдруг резко затормозила и, пристально поглядев на меня, кинулась за малышами…».


Задание состоит в том, что после прекращения звучания текста студенты должны передать на письме услышанное,  стремясь воспроизвести не только услышанное, но и все формальные особенности текста как можно ближе оригиналу – последовательность предложений, употребленные автором слова и т.д.

Оценка за работу – 10 баллов – ставится в том случае, если исполнитель допускает незначительные отступления от оригинала, правильно передает последовательность описываемых событий либо авторскими словами, либо заменяя некоторые из них синонимами. За пропуски существенно информативных слов, искажение смысла, неполноту содержания баллы снижаются. Данный тест позволяет проверить уровень внимательности, степень сосредоточенности, способность уловить смысл ключевых слов, умение сохранить в течение последующего отрезка времени, необходимого для воспроизведения на письме, все формальные и содержательные параметры прослушанного текста.


Выполнение данного задания позволяет также проверить уровень орфографических и пунктуационных знаний и навыков.


Третий тест – проверка способности воспринимать зрительно письменный текст и передавать его формальные и содержательные характеристики на письме.

Текст на экране студенты читают в течение необходимого времени для его полного восприятия и осмысления (на чтение текста в 70 - 80 слов отводится примерно 60 секунд): «Неожиданно послышалось тихое пение. Песня, тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась то справа,  то слева,  то сверху, то из-под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел… Пела трава. В своей песне она, полумертвая, уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чем не виновата, сто солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы не зной и не засуха…» (По А.П.Чехову).


Данный тест позволяет проверить уровень читательских умений: темп чтения,0 способность вычленить и сохранить в памяти ключевые слова, синтаксические конструкции, содержание в целом. Кроме того, определяется способность скоординировать воспринятый графический материал со способностью передать его в адекватной формальной структуре и содержательной целостности.


Тест может быть использован в качестве тренировочного. При этом можно увеличить объем текста до 100-50 слов; сокращать время, отводимое на восприятие текста, до темпа чтения до 200 слов в минуту. Выполнение данного упражнения тренирует механизм восприятия, способствует выработке сосредоточенности, внимательности, является хорошим средством освобождаться от столь частого изъяна в читательском умении – рассеянного, «порхающего» внимания.


Практикуется и проверка способности студентов к созданию импровизированного микросочинения объемом в 100-200 слов. Для этого может быть рекомендована тема обиходно-бытового содержания, например, «Мой дом», которая позволяет автору в свободной, наиболее походящей для него форме раскрыть те значения слова дом, которые он знает и которые избирает предметом сочинения.


Тест позволяет обнаружить диапазон актуальной для данного лица информативной сферы, а также увидеть, как реализованы в языковой форме мыслительные, эмоциональные, нравственные и т.д. установки и возможности личности. Все вместе позволяет получить, хоть и неполное, представление о речемыслительных потенциях данного человека в комплексе.


Кроме того, тестами могут быть и задания на проверку объема языковых знаний. Например, ставится задача перечислить значения многозначных слов, допустим таких, как резать (имеющих в словаре 13 значений), холодный (16 значений), партия (8 значений). Такой тест позволяет определить уровень языкового чутья, догадки, степень умения не только извлекать из памяти известные значения, но «конструировать» их путем  постановки заданного слова в соответствующее словесное окружение. Это упражнение вызывает интерес к наблюдению над языковыми фактами, побуждает к обращению за справками к словарям, приучает к углубленному вниманию в речевой практике, показывает резервы обогащения собственной речевой культуры.


В числе подобных тестов может быть задание перечислить известные фразеологические выражения, например, со словом рука (голова, язык). Когда студент узнает, что кроме пяти-семи фразеологизмов с данным словом, которые, как правило, он извлекает из своей памяти, в словарях отмечены многие десятки, то это вызывает не только удивление, но и потребность ознакомиться с ними. И что весьма важно, студент приобретает навыки «узнавания» этих выражений, он познает способы, механизмы «проведения» в осознание тех средств, которыми он стихийно владеет. Иначе говоря, благодаря этим упражнениям-тестам человек приобретает навыки рефлексии – такой деятельности самосознания, которая направляет его на осмысление своих интуитивных знаний.


Таким образом,  система тестирования, имеющая целью обнаружить параметры речевых умений и навыков, позволяет определить уровень и эффективность подготовки к проведению студентом познавательной деятельности.

Получив информацию об объеме и степени системности семантического пространства мыслительного и лингвистического языкового уровня знания студента, преподаватель ведет коррекцию учебных действий с целью формировать более высокие уровни знаний, умений и навыков речемыслительной его деятельности.


Остается добавить, что психолингводиагностика может применяться и школьными учителями-словесниками. Организованная подобным образом стратегия обучения языку позволит им освободить ученика от орфографической тирании,  поскольку расширит арсенал его личностных возможностей, сделает учение осмыслением с элементами творчества – этим необходимым условием воспитания интеллектуальной культуры учащихся.

 

Литература:

  1. Апухтин В.Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста: Автореф. дис.канд.филол.наук. - М., 1977;
  2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966
  3. Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение речевого высказывания// Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985;
  4. Белянкин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. – М., 1988;
  5. Белянки В.П. Психолингвистика. – М., 2003;
  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1987;
  7. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. – М., 1992;
  8. Доблаев Л.И. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М., 1982;
  9. Кузьменко-Наумова О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. Куйбышев, 1980;
  10. Леонтьев А.А. Психолингвистика//Психологический словарь. Изд.2-е, М., 1995.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*