Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методики оценки сформированности профессиональных компетенций при реализации требований ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

26.06.2020 304 454
Комарова Юлия Викторовна
Комарова Юлия Викторовна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Основной целью профессионального образования в настоящее время является существенное повышение качества образования, разработка нового содержания образования, обеспечивающего востребованность и конкурентоспособность выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования на рынке труда. Модернизационные процессы, идущие в системе СПО, требуют грамотных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Новые образовательные технологии должны быть связаны с реализацией компетентностного подхода. Компетентностный подход ориентирован на такой результат образования, в качестве которого рассматривается не только усвоенная информация, а способность выпускника действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях. Таким образом, основной целью обучения становится овладение обучающимися различного рода компетенциями: общими (ОК) и профессиональными (ПК) - выражающими, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, всей основной профессиональной образовательной программы по профессии или специальности. [2]

На сегодняшний день целью профессионального образования является формирование у студентов способности реализовать себя на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода деятельности (ПК) и способности применять знания, умения, при решении задач общего рода в широкой области (ОК).

Введение новых образовательных стандартов ставит перед преподавателем ряд проблем по выполнению их требований, среди которых можно выделить проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций в учреждениях СПО.

Компетенция формируется в результате осознанной деятельности и не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых.

В образовательном процессе ПК могут быть приобретены студентами, если создаются следующие условия:

  1. Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
  2. Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности.
  3. Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели.
  4. Разработка системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции.
  5. Демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения.

Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо знаний, умений и навыков, входят также мотивационная сфера. [1]

Чередование различных видов лекционных занятий (лекция – беседа, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций) и других неимитационных методов (групповых консультаций, конференций, выступление в роли преподавателя, самостоятельная работа над лекционным материалом, подготовка докладов, рефератов, тестирование) повышает качество усвоения студентами учебного материала, способствует формированию компетенций. Групповое обсуждение и решение проблем помогает всем участникам высказать свою позицию, учит умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения и одновременно прислушиваться, считаться с мнением окружающих, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения, дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне. Для каждого вида лекций разработаны презентации на разные темы обучения, которые широко применяются на уроках.

Широко используются игровые методы обучения. Интеллектуальные квесты выполняют преимущественно профессионально направленную функцию и выполняются группой студентов. Интеллектуальные квесты выявляют знания неких определений или решения задач по дисциплине на скорость с последующим выставлением определенных баллов и оценок наиболее отличившимся игрокам. И тут свою главенствующую роль играют квест-технологии в воспитательной работе. Если один член команды не справился, всем остальным придется начинать все заново или помогать ему. Поэтому каждый студент старается изо всех сил, чтобы если не выглядеть хуже других, то, по крайней мере, вложить свой максимальный вклад в победу команды. А команда – это общество, в котором потом придется жить, соответствуя его гласным и негласным правилам поведения, а также общепринятым моральным нормам.

Очень важным моментом при формировании компетенций является решение ситуационных задач. Ситуационные задачи носят тренирующий характер, способствуют отработке, умений и приемов работы, применяемых для выполнения конкретных функций будущего электромонтера, ведут к развитию профессионального мышления.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Методики оценки сформированности профессиональных компетенций при реализации требований ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*