Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка на тему «Жди меня, и я вернусь …» (литературно-музыкальная композиция)

02.07.2013 1473 3504
Рябинина Нина Михайловна
Рябинина Нина Михайловна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

Кто сказал, что надо бросить

 

Песню на войне

 

После боя сердце хочет

 

Музыки вдвойне.

 

В. Лебедев-Кумач

1943г.

 

ВЕДУЩИЙ 1. Вот уже почти 70 лет прошло со дня Победы. Наша страна давно залечила военные раны. Заколосились поля, разорванные снарядами и минами, из руин поднялись города, несколько поколений уже выросло в мирное время.

Но песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца и души. Сколько их – прекрасных, незабываемых!

Если бы существовал музей песенной славы Великой Отечественной, в нем на самом почетном месте стали бы солдатская гармонь и баян, о которых сложено столько песен!

Играй мой баян,

И скажи всем друзьям,

Отважным и смелым в бою,

Что, как подругу,

Мы Родину любим свою.

(Л. Давыдович, В.Соловьев-Седой)

И еще стоял бы в этом музее заслуженный ветеран–трудяга – патефон.

Милый, трудолюбивый, неказистый на внешний вид, он еще до войны приобрел всеобщую любовь. Без него не обходилась ни одна вечеринка, ни один загородный выезд. Откроешь крышку, поставишь тяжелую пластинку на 78 оборотов, покрутишь ручку, опустишь адаптер, и вот уже игла пошла по звуковой дорожке, и заиграла «Рио-Рита» или «Брызги шампанского» популярные танцы довоенной поры.


ВЕДУЩИЙ 3. А в военную годину… Как тебя тогда слушали, дорожили каждым твоим звуком.

Знаменитый летчик Петр Покрышев, получив назначение в новую часть, прихватил для своих боевых товарищей патефон с пластинками. По дороге его самолет был атакован фашистами, получил множество пробоини первым делом летчик кинулся проверять, а цела ли его драгоценная поклажа – патефон с пластинками.


ВЕДУЩИЙ 2. В архиве Шульженко сохранилось письмо медсестер одного горнострелкового полка «Мы любили песни Шульженко. Берегли пластинки и старенький патефон…»

   Спустя много лет после окончания войны пилоты, летавшие на самолетах «Веселые ребята», построивших на деньги, собранные оркестром Утесова, избрали Леонида Осиповича почетным ветераном своей 2й воздушной армии и побывали у него в гостях. Утесову было уже 80 лет. Его приветствовал бывший лейтенант, ставший генерал-лейтенантом Виталий Попков,  он сказал: «А патефон Ваш с набором пластинок, подаренный тогда вместе с самолетами, прошел с нами от Москвы до Берлина. Ваши песни помогли нам бить врага»


ВЕДУЩИЙ 1. Патефоны не замолкали и в блокадном Ленинграде, благо не нужно было им электричество.

А когда блокадникам стало намного легче, летом 42-го, патефоны уже играли во многих ленинградских квартирах.

Хранились бы в этом музее и священные песенные реликвии.


ВЕДУЩИЙ 2. Был бы там «Заветный камень», тот севастопольский камень из песни А.Жарова – Б.Мокроусова, что «ночью и днем матросское сердце сжигает огнем…». Поначалу песня была названа авторами «Черноморской легендой». Легендой, потому что в основе сюжете лежит рассказ о защитнике Севастополя, который покидая город, оставленный 9 июля 1942 года, по приказу командования, унес с собой кусок гранита от разрушенной снарядами севастопольской набережной и поклялся, что камень вернется в родной город.


ВЕДУЩИЙ 3. Матрос был смертельно ранен и передал, умирая, камень другому воину-саперу, потом кусок севастопольского гранита попал к разведчику. Он переходил из рук в руки с клятвой вернуться…


ВЕДУЩИЙ 1. Легендарной, беспримерной по мужеству была и сама двухсотпятидесятидневная эпопея обороны Севастополя. Под грохот и вой снарядов, в укрытии скалы – рассказывал Александр Алексеевич Жаров, мы думали, какой она будет, наша песня.


ВЕДУЩИЙ 2. «Знаешь, - говорил Борис, - она должна быть очень русская, очень широкая как баллада, могучая…»

Тогда сложились первые строки песни:

Холодные волны вздымает лавиной

Широкое Черное море…

Но дальше эскиза дело не пошло. Нам не хватало конкретности, не хватало драматического эпизода.


ВЕДУЩИЙ 3. Его подсказала жизнь – в боевых листках кораблей и частей Черноморского флота, отступившего к побережью Кавказа, матросы, горестно

прощаясь с Севастополем, брали с собой, кто горсть священной крымской земли, кто камень, давая клятву, что положат свой «талисман» на место, когда вышвырнут врага из Севастополя.

   Рассказ послужил эмоциональным толчком для создания песни.


ВЕДУЩИЙ 1.  -  Музыка вдохновила меня, - говорил Александр Алексеевич, - песня была написана буквально в течение нескольких дней.

    Первого настоящего своего исполнителя песня нашла в лице Леонида Осиповича Утесева. Певец вспоминал, что когда он впервые услышал «Заветный камень», то был взволнован до глубины души, потому что песня говорила о великом мужестве наших моряков, об их беспредельной любви к родной земле, ненависти к врагу, песня словно предсказывала победу.


ВЕДУЩИЙ 2.  В последнем своем телевизионном свидании со зрителем 21 июня 1982 года 85-летний Леонид Осипович Утесов назвал «Заветный камень» «царь-песней своей жизни».

   Письма к поэту от оставшихся в живых героических защитников Севастополя приходили из Сибири и с Камчатки, с Урала и Волги…


ВЕДУЩИЙ 3. И каждый, написавший письмо, утверждал, что именно он и есть тот самый матрос. И тот отвечал: «Да, Вы – тот самый. Именно Вас и многих других, таких же, как Вы – героев-севастопольцев – я имел в виду, когда писал:

Взошел на утес черноморский матрос

Кто Родине новую славу принес.

И в мирной дали

Идут корабли

Под солнцем родимой земли.

(Исполняется песня Б.Мокроусова на стихи А.Жарова «Заветный камень»)


ВЕДУЩИЙ 1. Были бы в музее песенной славы письма с фронта домой, солдатские письма-треугольники.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, то пусть

Скажет: «повезло»

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня ожиданием своим

Ты спасла меня.

                       (К.Симонов – М.Блантер)

            С какой нежной, проникновенной силой пел «Жди меня» Георгий Виноградов.   (Звучит фонограмма)

Увидели бы мы в этом музее и письма из дома на фронт, а в них – фотографии любимых…

И подруга далекая

Парню весточку шлет,

Что любовь ее девичья

Никогда не умрет…

                      (М.Исаковский – В.Никитенко)




ВЕДУЩИЙ 2. Наверняка были бы в нашем воображаемом музее и другие «герои» песен: пулемет «максим», тульская винтовка, балтийская бескозырка, карманный фонарик, журналистский блокнот, фотоаппарат «лейка».

   Но все же одним из самых драгоценных, самых замечательных и волнующих «экспонатов» этого музея стал бы «синенький скромный платочек», тот самых, что был на плечах любимой в мирные дни. Тот, который прославила Клавдия Шульженко.


ВЕДУЩИЙ 3. В кинолетописи Великой Отечественной войны сохранились кадры фронтового кинооператора, запечатлевшие освобождение от фашистов старинного русского города Орла 5 августа 1943 года. Над развалинами города несется песня. Знакомый всем голос Клавдии Шульженко поет: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих…» Это ворвался на улицы Орла броневик с радиоустановкой.


ВЕДУЩИЙ 1. «Синий платочек»… Удивительная судьба у этой песни.

Осенью 1939, спасаясь от фашистской оккупации, из Польши во Львов приехал знаменитый «Голубой джаз», которым руководили композиторы Генрих Гольд и «король польского танго», автор прославившегося во всей Европе «Утомленного солнца» Ежи Петербургский. А в апреле 1940 года «Голубой джаз» уже гастролировал в Москве.


ВЕДУЩИЙ 2. Концерты проходили с огромным успехом. И вот однажды в гостиницу «Москва», где жил  Петербургский, пришел поэт Яков Галицкий и предложил композитору свои стихи, начинавшиеся словами: «Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч…» Стихи понравились, и следующим вечером состоялась премьера новой песни Галицкого и Петербургского «Синий платочек».


ВЕДУЩИЙ 3. Москва буквально «заболела» «Синим платочком». Появились пластинки с записью песни в исполнении Екатерины Юровской.Началась Великая Отечественная война. Запели совсем иные песни – боевые, маршевые. Но удивительно, не забыли солдаты на войне  и простой, незатейливый вальс «Синий платочек». Стали складываться военные варианты песни, в них были строки, созданные самим народом, не имеющие отношение к тому, о чем писал Галицкий.


ВЕДУЩИЙ 1. Клавдия Ивановна Шульженко по ее собственным словам, услышала «Синий платочек» еще на концерте «Голубого джаза», но в свой репертуар не включила.

«Синий платочек» в том довоенном варианте, - писала много лет спустя певица в своей книге, - мне понравился – легкий, мелодичный вальс, очень простой и сразу запоминающийся, походил чем-то на городской романс, но текст его меня не заинтересовал: показался рядовым, банальным…»


ВЕДУЩИЙ 2. В первые дни войны Шульженко вместе с джаз-ансамблем выехала  на Волховский фронт. Зимой 1942 года выступала в частях, охраняющих легендарную Дорогу жизни, что связывала блокадный Ленинград с Большой землей.


ВЕДУЩИЙ 1. – Я пела для тех, кто днем и ночью дежурил на Дороге жизни, ремонтировал ее после вражеских бомбардировок, прокладывал новые объездные пути, кто нес круглосуточную охрану трассы с воздуха и для тех, кто вел машины по льду…


ВЕДУЩИЙ 3. После одного из концертов к певице подошел лейтенант Михаил Максимов, корреспондент фронтовой газеты «В решающий бой», и смущаясь сказал: «Я написал новый текст к старой песне. Если текст Вам понравится, может быть, Вы споете ее?». А песня оказалась «Синим платочком».


ВЕДУЩИЙ 1. Стихи настолько точно выражали настроение воинов, тосковавших по дому, по близким и любимым, что Шульженко в тот же день без всяких репетиций спела «Синий платочек» со стихами Максимова.


ВЕДУЩИЙ 2. «Синий платочек» был «личной вещью» каждого от  рядового до командира, от бойца в окопе до генерала в штабе. Куда бы Шульженко не приезжала, ее просили спеть «Синий платочек», а потом ей приходилось диктовать слова песни. Первой песней, записанной Шульженко на пластинку в годы войны, так же был «Синий платочек» в январе 1943 года.


ВЕДУЩИЙ 3. «Синий платочек» стал одной из самых любимых  песен военных лет. Вот почему именно ее принесли с собой бойцы на улицы освобожденного ими Орла.

(Исполняется песня Е.Петербургского на стихи Максимова «Синий платочек»)

Голубой платок мелькнул еще в одной прекрасной лирической песне, появившейся почти на год раньше военного «Синего платочка».


ВЕДУЩИЙ 2. В конце лета 1941 в Ленинграде Василий Соловьев-Седой и Александр Чуркин создали песню «Вечер на рейде».

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в море.

И ранней порой

Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой.


ВЕДУЩИЙ 1. Родилась эта песня тихим вечером, когда фашистские самолеты не бомбили северную столицу, Ленинград готовился к обороне.


ВЕДУЩИЙ 3. Эвакуировались старики, женщины, дети, эвакуировались фабрики, заводы, музеи и театры… Жители города рыли противотанковые рвы и окопы, работали в портах. Было это накануне блокады, в августе 41.


ВЕДУЩИЙ 1. Вместе со всеми разгружали лесоматериалы в морском порту и композитор Василий Павлович Соловьев-Седой, которому предстояло вскоре покинуть Ленинград с театром оперы и балета им.Кирова.

«Прощай, любимый город», - говорил сам себе композитор, с горечью думая о предстоящей разлуке с родным Ленинградом, где прошли его детство и юность, где пришла его первая любовь и первый успех.


ВЕДУЩИЙ 2. А в спокойной тишине еще светлой ночи разливались звуки гармони, кто-то перебирал ее лады на военном корабле, стоявшем на рейде. «Прощая, любимый город…» И постепенно рождалась мелодия будущей песни, лирически-нежная, чистая, полная грусти расставания и светлой надежды на встречу.


ВЕДУЩИЙ 3. Своим замыслом композитор поделился с поэтом Александром Чуркиным, с которым до войны  написал несколько песен.

И поэт рассказал в стихах и о летнем вечере, и о переборах гармони, сохранив в припеве дорогую для композитора строку: «Прощай, любимый город».


ВЕДУЩИЙ 2. Соловьев-Седой показал «Вечер на рейде» товарищам по перу, но не получил их одобрения; казалось, что нужны были в те суровые дни совсем другие песни-боевые, поднимающие настроение. «Действительно, они правы, - думал композитор,  - сейчас не до лирики…»

   

ВЕДУЩИЙ 1. Зимой 42 года Соловьев-Седой, за один день научившийся играть на аккордеоне, с группой артистов отправился на Калининградский фронт.


ВЕДУЩИЙ 2. И вот однажды в маленькой солдатской землянке под Ржевом, когда были перепеты все песни из репертуара композитора, кто-то из бойцов попросил спеть что-нибудь лирическое. И Соловьев-Седой решился.


ВЕДУЩИЙ 1. - В низкой, тускло освещенной землянке, - рассказывал он много лет спустя, - тесно окруженный бойцами, я впервые запел песню, сложенную мною еще в Ленинграде, песню прощания с любимым городом. «Споемте, друзья, ведь завтра в поход…» Услышав, что мне подпевают, сначала тихо, а потом все громче и громче, я с радостью понял, что песня дошла до солдатского сердца.


ВЕДУЩИЙ 3. И началась история, поначалу совершенно необъяснимая; в какую бы часть не приезжала концертная бригада, Соловьева-Седого сразу же просили спеть «Вечер на рейде». Долго не  могли понять, каким образом песня становилась известной, которая еще ни разу не звучала по радио. Выяснилось, потом, что в судьбу песни вмешались фронтовые связисты6 это они по боевым рациям напевали своим товарищам песню. Ну а после того, как «Вечер на рейде» был исполнен по московскому радио, популярность песни стала всенародной.


ВЕДУЩИЙ 2. Но ленинградцы, пережившие блокаду, никогда не забудут, как пел эту песню своим низким, густым, бархатным голосом Ефрем Флакс. Песня звучала как позывные блокадного Ленинграда, в полдень, когда по городскому радио сообщалось о скудном пайке – количестве граммов черного хлеба, которые будут выдавать в этот день.

   «Вечер на рейде» - прощальная лирическая песня, стала песней боевой. Воспевая Родину, она удесятеряла силы ее защитников.

(Исполняется песня Соловьева-Седого на слова А.Чуркина «Вечер на рейде»)


ВЕДУЩИЙ 1. Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза…

            Это такие знакомые  и такие песенные строки вовсе не предназначались для песни. Они были написаны военным корреспондентом Алексеем Александровичем Сурковым в письме жене осенью 1941 года под Истрой – вылились из сердца после тяжелого фронтового дня, тогда поэт пробирался из окружения. Тогда слова:

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти – четыре шага…

были не только поэтическим образом, но и пережитой реальностью…

   Письмо было адресовано только одной женщине, и его прочесть должна была только она. Но вышло так, что стихи узнали другие.


 ВЕДУЩИЙ 2. И произошло то же, что и с «Синим платочком», и с «Вечером на рейде»; стихи  стали переписываться  и рассылаться домой как свои. Это так важно было - донести до родного дома чувство верности и надежды!

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти – четыре шага.


ВЕДУЩИЙ 3. Месяца 2-3 спустя в редакцию газеты «Красноармейская правда» пришел в поисках песенного материала композитор Константин Яковлевич Листов (автор знаменитой «Тачанки»).

- И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написавших домой, - рассказал поэт, - разыскал их в блокноте и, переписав  начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что хотя я свою товарищескую совесть очистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет.


ВЕДУЩИЙ 1. Листов побегал глазами по строкам, промычал что-то и ушел. Ушел, и все забылось.

- Стихи захватили меня своей эмоциональной силой, - вспоминает композитор, - забрали искренностью, отозвались в сердце. Время – бесконечно тревожное, немцы под Москвой, я – один, семья в эвакуации. Думаю, не было тогда человека, у которого душа не болела бы…


ВЕДУЩИЙ 2. Через неделю Константин Листов снова пришел в редакцию и под гитару спел новую песню. Ее слушали, затаив дыхание.


ВЕДУЩИЙ 1. – Я много писал во время войны песен, но ни одна из них не полюбилась так слушателям как эта, -  рассказывал Константин Яковлевич Листов.

   Почему же так дорога людям «В землянке»? Может быть, потому, что в грозной, кровавой битве песня эта помогала воинам сохранить в себе человека, не позволяла забыть об удивительном, светлом, поистине неистребимом чувстве, которое, собственно, и делает человека человеком, - о любви.

(Исполняется песня К.Листова на стихи  А.Суркова «В землянке»)


ВЕДУЩИЙ 1. Чем дальше уходит от нас та военная пора, тем больше волнуют и трогают до слез лирические песни, согревавшие души наших воинов. Стоит снова зазвучать нехитрому напеву или вальсовому мотиву, как сами собой возникают в памяти слова:  

На позицию девушка

Провожала бойца.

Нежной ночью простилася

На ступеньках крыльца.

И пока за туманами

Видеть мог паренек,

На окошке на девичьем

Все горем огонек…      


ВЕДУЩИЙ 2. Песни бодрые, светлые, даже радостные – и песни горькие, полные трагического отчаяния и неизбывной боли…поистине неисчерпаемы оказались возможности военной лирической песни. В последний год войны повсюду запели шедевры Соловьева-Седого на стихи Алексея Фатьянова «Соловьи» и «Давно мы дома не были»


ВЕДУЩИЙ 3. Сражения еще продолжались, а уже снимали фильм «В шесть часов вечера после войны, в котором прозвучала песня Тихона Хренникова на стихи Гусева. И в одной будут слова: «Пробьет победы час, придет конец походам…»


ВЕДУЩИЙ 1. День Победы, 9 мая 1045 года, стал первым мирным стихийным праздником песни в нашей стране.

    Клавдия Шульженко пела свои лирические песни  в ДК в Ленинграде. Леонид Утесов со своим оркестром был на площади Свердлова в Москве.  «То, что происходило в эти часы на эстраде, не умещалось в понятие «концерт», - писал Утесов. – Артисты были скорее запевалами веселья. Нас со всех сторон окружали люди с сияющими глазами – пели мы, пели они, вся Москва превратилась в поющий город.


ВЕДУЩИЙ 2. Пройдут годы, и последней песней, спетой и записанной на пластинку смертельно больным Марком Бернесом, будет песня о журавлях, летящих в поднебесье – о погибших фронтовых друзьях:

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же синей мгле,

Из-под небес, по-птичьи окликая,

Всех вас, кого оставил на земле…


ВЕДУЩИЙ 3. Пройдут годы, и на знаменитом концерте-бенефисе Клавдии Шульженко в 1976 году в честь ее 70-летия самый волнующий успех будет опять у «Синего платочка»


ВЕДУЩИЙ 1. Пройдет много лет, и девочка военной поры, бывшая харьковская школьница Людмила Гурченко, ставшая знаменитой киноактрисой, признается: «Военные песни… таких песен больше нет. Есть

другие, может, и прекрасные. Но «таких» нет. Моя самая заветная мечта – спеть песни войны. Заново их прожить, прочувствовать. И она споет их – в одном их лучших музыкальных телепередач за всю историю телевидения.


ВЕДУЩИЙ 2. Пройдет много лет, и поэт Михаил Матусовский напишет:

Вот уже даль дневную окрасил вечерний свет…

Что же меня волнуют песни военных лет.


ВЕДУЩИЙ 3. Что–то для нас святое скрыто в их глубине


ВЕДУЩИЙ 1. Строки, какие стоя хочется слушать мне.

(Исполняется песня Д.Тухманова на слова В.Харитонова «День Победы»)

 

Литература

  1. Песни военных лет / сост. А. Тищенко – Москва, 1985
  2. Город-герой Севастополь / сост. П. Моргунов – Москва, 1981
  3. Города-герои Великой Отечественной войны – Москва, 1975



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*