Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Перешли на дистант

25.06.2020 460 776
Гайворонская Марина Владимировна
Гайворонская Марина Владимировна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

В эти дни все образование страны неожиданно оказалось переведено на рельсы дистанционных образовательных технологий. Неожиданно здесь не совсем подходящее слово, потому что попытки наладить дистанционное образование начались еще в конце 1990-х годов, более 20 лет назад. Но все это время эти попытки не выходили за рамки очень ограниченной практики, которой занимались энтузиасты.

Разновидности дистанционного обучения

Все его практики делятся на два вида: асинхронное и синхронное. Иногда используются термины on-line и off-line, но эти термины некорректны. Они относятся больше к технической стороне подключения пользователя к интернету. On-line это когда подключение по выделенному каналу со статическим IP. А off-line — это временные подключения для обмена данными, зачастую по модемным линиям, динамические адреса и т.д. Так что синхронное и асинхронное.

Асинхронное обучение

В его основе — самостоятельная работа обучающихся над учебными ресурсами, выполнение заданий с последующей отсылкой работ преподавателю. Технически для реализации этой модели обучения достаточно электронной почты. Преподаватель посылает обучающимся документ, содержащий некоторую текстовую выжимку (обзор, дайджест) по изучаемой теме дисциплины, ссылки внешние ресурсы, которые могут быть как текстовыми, так и видео- и аудио-. К асинхронному режиму следует отнести и разные варианты вещания, в том числе телевизионное, основанное на заранее подготовленном и записанном видеоконтенте, когда не предполагается, что обучающиеся выполняют учебную работу одновременно с изображением на экране. Главное при этом — создать практику регулярной рассылки этого текстового документа и сбора выполненных заданий, «обратной связи». При этом нужно добиваться полной ясности заданий, выполнения которых ожидается от обучаемых. В каждый момент времени «дистанционный» студент должен понимать, что он делает, что от него требуется. К заданиям должен прилагаться выполненный демонстрационный пример с записью ответов, результата и т.д. [2].

Для реализации модели асинхронного обучения используется не только электронная почта, но и многочисленные платформы LMS (Learning management system — система управления обучением). Пример такой платформы — «LMS Canvas» (Канвас). Электронный образовательный ресурс (ЭОР) «LMS Canvas» предназначен для организации взаимодействия между преподавателем и обучающимися и может быть использован как при смешанной системе обучения очной формы обучения, так и при очно-заочной и заочной форме обучения.

Однако крупным недостатком асинхронного обучения является довольно быстрая утрата обучаемыми мотивации к самостоятельной работе, выполнению заданий. Если этого нет в культуре обучения, а наоборот, системой образования воспитана традиция прокрастинации, как это имеет место в России, то дело обстоит печально: обучаемые, взявшись было за дистанционный курс, быстро к нему охладевают, и уже на второй-третьей неделе заставить заниматься дистанционно наших студентов уже трудно. Большинство студентов демотивированы множеством факторов: от оценочности и урочной структуры обучения, до невостребованности теоретических знаний, которые они получают [2].

Синхронное обучение

Синхронное обучение — формат обучения в режиме реального времени, при этом занятия не всегда привязаны к определенному месту. Примеры: очные лекции, онлайн-лекции, вебинары, онлайн-дискуссии в мессенджерах.

Синхронное обучение предполагает различные формы взаимодействия:

- слушатели могут получать информацию, работать с ней самостоятельно или в группах, обсуждать ее с другими слушателями и преподавателями;

- преподаватель имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них — отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью слушателя в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости.

Синхронное обучение считается более эффективной формой передачи знаний в сравнении с асинхронным форматом. В реальном времени выше концентрация внимания — нет времени на обдумывание ответов. Четкая привязка ко времени проведения занятий также способствует прогрессу слушателей, задавая определенный ритм обучения [3].

Несмотря на явные сходства между очным аудиторным и синхронным форматами, аудиторное и синхронное обучение — не одно и то же.

Действительно, оба формата предполагают, что слушатели собираются одновременно в едином пространстве, а преподаватель, используя различные учебно-наглядные пособия, объясняет теоретический материал. Кроме того, множество методик вовлечения слушателей, которые используются в аудиторном обучении, может быть перенесено в синхронную среду.

Однако различия не менее очевидны. Во-первых, аудиторный и синхронный формат предполагают различные инструменты совместной работы: синхронный формат ориентирован на инструменты мобильного обучения — использование мобильных приложений, чатов, командных онлайн-досок. Во-вторых, при синхронном обучении преподаватель обычно не имеет возможности проверить, слушают ли его студенты, поэтому успех обучения во многом зависит от сознательности обучающихся.

При этом обучение в синхронной среде может быть более интерактивным, чем традиционный аудиторный курс. В аудиторном обучении вы никогда не сможете получить мнение каждого ученика, в то время как использование чатов и онлайн-досок в синхронном обучении позволяет преподавателю собрать обратную связь за несколько минут.

Синхронный формат считается более эффективным в сравнении с асинхронным: в реальном времени концентрация внимания слушателей выше. Кроме того, в синхронном формате слушатели чаще проходят курс до конца. По заявлению Гарвардского университета, 85% слушателей успешно завершает синхронную онлайн-программу HBX CORe, в то время как средний процент слушателей, которые прошли асинхронное обучение на платформе Edx Гарвардского университета, — 5%.

Авторы руководства для преподавателей The Blended Synchronous Learning Handbook отмечают, что слушателям нравится синхронное обучение. Удаленным студентам стало проще получить помощь в учебе, а студенты, занимающиеся в классах, получили дополнительные инструменты для изучения нового материала. И хотя студентам нравится учиться в собственном темпе, им все равно нужны очные или онлайн-встречи для того, чтобы обсудить предмет или задать вопросы преподавателю.

Смешанный формат обучения

Кроме того, для некоторых дисциплин — например, для обучения иностранным языкам — лучше всего подойдет смешанный формат обучения: асинхронный формат для изучения грамматики и письменных заданий и общение с преподавателем в онлайне для формирования навыков говорения. К примеру, электронный курс можно дополнить вебинаром, в ходе которого устно делается акцент на важных моментах, дается возможность задать вопрос преподавателю, проговариваются проблемные моменты [4].

Таким образом, можно составить чек-лист для преподавателя:

  • Проанализировать материал для синхронного формата (трансляций) и асинхроннго (самостоятельного освоения);
  • Поставить цели и спланировать желаемый результат;
  • Выбрать наиболее удобные ресурсы для создания контента и уже имеющееся предметное содержание;
  • Для проведения трансляций:

- Сделать инструкцию по работе с выбранной системой для обучающегося;

- Продумать альтернативный вариант связи;

- Вести запись видео (трансляции или экрана пользователя) – обратить внимание на настройку микрофона;

- Продумать механизм контроля и фиксации присутствующих (например, скриншот экрана);

- Назначить модератора (при необходимости);

  • Для самостоятельного освоения:

- Подготовить необходимые ресурсы (основные и дополнительные);

- Выбрать задания разного типа, на оценку различных компетенций;

- Соблюдать нормы по длительности выполнения заданий;

- Продумать формы обратной связи;

- Определить формат консультирования.

  • Определить общую структуру занятия, правила и условия его проведения [1].

В заключении следует отметить, что непрерывное образование может быть реализовано в системе, где субъект образования может находиться в ней, будучи в различных возрастных стадиях. Средством образовательной навигации в данной системе является дистанционное обучение, важным аспектом которого является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. Эффективность каждой из рассмотренных моделей дистанционного обучения зависит от организации и методического качества используемых материалов, а также мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Перешли на дистант




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*