Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНачиная с середины 50-х годов прошлого века на сети железных дорог колеи 1520 мм эксплуатируется тележка ЦНИИ-Х3-О. Она заменила тележки МТ-44 и МТ-50, применявшиеся в то время. Это произошло благодаря ряду преимуществ – сравнительно лучшим показателям качества хода, менее интенсивному воздействию на путь[1].
В последующие годы тележке ЦНИИ-Х3-О была присвоена модель 18-100. Тележка этой самой массовой модели эксплуатируется на железных дорогах и по настоящее время. Более того, вплоть до 2004г. данная тележка была фактически единственной серийно выпускаемой, используемой в составе четырех- и восьмиосных грузовых вагонов.
С момента ввода тележки модели 18-100 в эксплуатацию ее конструкция претерпела ряд изменений и модернизаций. Необходимость улучшения конструкции в первую очередь была вызвана:
Данные направления совершенствования ходовых частей грузовых вагонов актуальны и на сегодняшний день. Так, согласно телеграмме от 03.03.2009г. №3490 сеть дорог Компании готова к началу массовой эксплуатации тележек с осевой нагрузкой 25 тс. По всем перечисленным направлениям научными конструкторскими и производственными организациями ведутся работы и достигнуты определенные успехи [1].
В области повышения межремонтных пробегов тележек грузовых вагонов следует отметить модернизацию тележки модели 18-100 по проекту М1698. Суть данной модернизации заключается в защите основных пар трения тележки от износов в эксплуатации (см. рисунок 1):
Рисунок 1 – Модернизация тележки модели 18-100 по проекту М1698
- в буксовый проем боковой рамы тележки устанавливается сменная прокладка толщиной 6 мм. В соответствии с проектом типовые фрикционные планки заменяют составными.
Составную фрикционную планку устанавливают во фрикционный узел гашения колебаний. Она состоит из двух элементов: неподвижной фрикционной планки (толщиной 10 мм), которая приклепывается к боковой раме, и контактной (подвижной) фрикционной планки (толщиной 6 мм), свободно размещенной между неподвижной планкой и вертикальной поверхностью фрикционного клина;
- стальные фрикционные клинья тележки модели 18-100 заменяют начугунные;
- в подпятник надрессорной балки устанавливается износостойкий элемент из стали 30ХГСА в виде плоской прокладки (диска);
- скользуны оборудуют износостойким колпаком.
Тележка 18-100, прошедшая данную модернизацию, имеет обозначение 18-100М [1].
Внедрение данного проекта модернизации тележки позволило уменьшить износы пар трения тележки. Благодаря этому удалось повысить межремонтный пробег и ремонтопригодность тележки.
В 2004 г. в результате комплексной модернизации тележки модели 18-100 специалисты ОАО «НПК «Уралвагонзавод»» разработали тележку модели 18-578. Данная тележка позволила при минимальных изменениях в конструкции добиться улучшения эксплуатационных показателей. В тележке модели 18-578 (см. рисунок 2) применен ряд конструктивных и технологических решений для увеличения межремонтного периода грузовых вагонов по пробегу до 500 тыс.км и гарантийного срока эксплуатации до 4 лет [2].
В тележке используются:
- съемные скользуны упруго-каткового типа;
- чугунные термоупрочненные фрикционные клинья с уретановыми накладками.
Помимо этого, в конструкции предусмотрена защита основных узлов трения. В том числе - износостойкая чаша в подпятнике надрессорной балки, колеса повышенного качества и твердости, подшипники кассетного типа.
Рессорное подвешивание в данной тележке выполнено из пружин меньшей, по сравнению с тележкой 18-100, жесткости, что способствует улучшению динамики порожних и малозагруженных вагонов.
С целью повышения
плавности хода вагона вследствие уменьшения боковой качки, гашения извилистости
движения тележки за счет трения между скользунами кузова вагона и скользуном
надрессорной балки тележки, обеспечения свободного поворота тележки относительно
кузова при прохождении кривых участков пути, повышения устойчивости вагонов
против опрокидывания (на вагонах с тележками модели 18-578) используются
«беззазорные скользуны с рабочим ходом 15 мм» ВМ 003.000 (см. рисунок 3) с
установленным в нем упругих элементов из термоэластопласта. В условиях
вагонного депо для установки таких беззазорных скользунов просверливают
дополнительные отверстия в надрессорной балке.
Например, внедрение такой технологии в ремонтном вагонном депо
Ленинск-Кузнецкий позволило обеспечить: гарантийный срок эксплуатации – 4 года
со дня ввода скользуна в эксплуатацию; пробег вагона – 500 тыс.км; безопасное
движение поездов [3].
Приблизительно в то же время на ЗАО «Промтрактор-Вагон» была поставлена на производство и сертифицирована тележка модели 18-9771, в которой применены аналогичные тележке 18-578 технические решения.
Главным отличием тележки модели 18-9771 от
18-578 стала возможность применения различных конструкций упругих и
упруго-катковых скользунов. По мнению специалистов ОАО «РЖД», именно тележки
такого типа являются перспективными переходными моделями к тележкам с
повышенной осевой нагрузкой.
Так тележка модели 18-9810 предназначена для
эксплуатации под универсальными и специализированными грузовыми вагонами колеи
1520 мм и полностью взаимозаменяема с тележкой модели 18-100. Конструкция
разработана для осевой нагрузки 23,5 тс и конструкционной скорости 120 км/ч.
При этом пружины рессорного комплекта и боковые рамы имеют запас прочности для
осевой нагрузки в 25тс.
В тележке практически отсутствуют неметаллические элементы. Это гарантирует ее эксплуатацию при температурах до -600С, а применение износостойких материалов в узлах трения обеспечивает межремонтный пробег не менее 500 тыс.км.
Колесные пары с двухрядными кассетными подшипниками взаимодействуют с боковыми рамами через адаптеры из высокопрочного чугуна и защитные скобы. Их устанавливают в буксовых проемах.
На надрессорной балке тележки выполнены площадки для установки боковых скользунов постоянного контакта. Они состоят из комплекта цилиндрических пружин, расположенных внутри корпуса. Количество пружин скользуна подбирается в зависимости от веса порожнего кузова вагона.
В решении задачи повышения осевых нагрузок учеными и производственниками также достигнут значительный прогресс. Это две грузовые тележки модели 18-194-1 производства ОАО «НПК «Уралвагонзавод»» и модели 18-9800 производства ЗАО «Промтрактор-Вагон».
В конструкции этих тележек применяются фрикционные клинья увеличенной ширины. В конструкции буксовых узлов используются кассетные подшипники. Скользуны постоянного контакта обеспечивают постоянный момент сопротивления вилянию тележек под вагоном.
Таким образом, тележки, предложенные различными производителями, решают задачу улучшения показателей долговечности, ходовых качеств и безопасности движения вагонов каждый своим способом. Они имеют различное устройство буксы или адаптера, износостойкого элемента буксового узла, боковой рамы, пружин подвешивания, фрикционных клиньев, надрессорной балки и др. Но появление большого числа разнотипных ходовых частей, принципиально не отличающихся по своим возможностям может вызвать дополнительные расходы в эксплуатации.
Список используемых источников:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.