Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка семинарского занятия «Семья как социальный институт и малая социальная группа» по дисциплине «Основы социологии и политологии»

27.06.2013 3035 8592
Панникова Алла Михайловна
Панникова Алла Михайловна, почётный работник среднего профессионального образования, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

Камчатский кооперативный техникум

Вид занятия: семинар


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный, «мозгового штурма».


Основная идея занятия: определить роль семьи в обществе, выявить тенденции её развития и объяснить, почему проблемы современной семьи квалифицируются как общественные проблемы и можно ли найти пути их решения или кризис современной семьи перерастёт в её распад.


Методическая цель: использование модерирования, техники «Мировое кафе»


Ожидаемые результаты:

студенты после изучения темы смогут:

компонент ценностей:

  • Расставить приоритеты в определении жизненных ценностей
  • Уяснить, что семья - важнейший социальный институт, дающий возможность личности и обществу развиваться и совершенствоваться
  • Понять, что такие качества личности, как супружеская верность, преданность, забота о детях, больных и престарелых, стремление прийти на помощь, ответственность, честь и достоинство формируются прежде всего в семье и являются её цементирующей основой

компетенции:

  • Поиск путей решения проблем современной семьи
  • Определение необходимых мероприятий со стороны государства, способствующих укреплению семьи
  • Анализ факторов, препятствующих и способствующих укреплению современной российской семьи
  • Объяснение содержания кризисных явлений в современной семье и их причин

компонент знаний:

  • Дать определение понятиям «семья» и «брак»
  • Перечислить функции семьи и охарактеризовать их
  • Иметь представление о формах брака и типах семьи
  • Объяснить содержание кризисных явлений в современной семье и проанализировать их причины

Обсуждаемые вопросы (выдаются каждому на Карте вопросов):

  1. Чем отличается социологический подход к исследованию семьи от юридического?
  2. В полном ли объёме современная семья выполняет свойственные ей функции?
  3. Какие исторические изменения претерпели формы брака?
  4. Чем отличается современная семья от традиционной?
  5. Почему проблемы современной семьи социология считает общественными проблемами?
  6. Являются ли проблемы современной семьи следствием изменения самого общества или, наоборот, именно они влияют на него и делают его другим?
  7. Кризис семьи и брака, наблюдаемый на Западе и в России, приведёт к исчезновению семьи или она, модифицируясь, выживет?
  8. В чём причины низкой рождаемости в России? Каковы пути увеличения рождаемости?
  9. Каковы причины роста числа разводов в России?Можно ли преодолеть эту тенденцию и как?
  10. Чем объяснить увеличение числа незарегистрированных браков? Как сделать официальный брак привлекательным?
  11. Почему перераспределение ролей в семье несёт в себе заряд разрушения семьи?
  12. Насилие в семье – вечный спутник или общество может поставить барьер его распространению?

Ресурсы: электронная презентация; карта вопросов; Методические рекомендации и задания для самостоятельного изучения дисциплины «Основы социологии и политологии»; флипчарт.

 

План занятия

1. Целеполагание, мотивация.

2. Знакомство с содержанием, этапами, формами занятия.

3. Изложение нового материала.

   3.1.  Понятие семьи и брака. Функции семьи (докладчики).

   3.2. Формы брака и типы семьи (докладчики).

   3.3. Традиционная семья, её отличие от современной (коллективная работа по заполнению таблицы).

   3.4. Проблемы современной семьи и пути их решения («мозговая атака», работа с флипчартом, определение рейтинга высказываний):

  • снижение рождаемости
  • разводы
  • «гражданский брак» или сожительство
  • перераспределение ролей
  • насилие в семье

4. Подведение итогов. Рефлексия.

5. Сообщение домашнего задания.

 

Ход занятия с методическими пояснениями

1. Мотивация

 

Преподаватель сообщает студентам, что на предыдущих занятиях были изучены такие социальные явления, как социальный институт и малая группа, содержание которых следовало вспомнить, готовясь к данному семинару. Одним из старейших и значимых социальных институтов является институт семьи, знакомый всем не понаслышке. «Мой дом – моя крепость» - говорят англичане, подразумевая под домом именно семью, которая является его опорой, стеной, обеспечивающей его спокойствие и безопасность.


В социологии изучению института семьи уделяется большое внимание, поскольку трудно найти более значимое для общества и индивида социальное явление: мыслители с давних времён подметили, что чем прочнее семья в обществе, тем стабильнее само общество, и, наоборот, чем сильнее и устойчивее общество, тем меньше в нём распадов семейных уз. Наше эмоциональное и психическое состояние, наши трудоспособность и творческая активность в значительной степени зависят от того, насколько  благоприятен или нет семейный климат. Социологи, демографы, психологи в последние десятилетия всё большее внимание обращают на проблему сохранения семьи как института, который переживает кризис и над которым нависла опасность уничтожения или обретения им таких форм, которые не позволяют вкладывать в это понятие первоначальный смысл.


При подготовке к занятию студенты проводят небольшой опрос друзей, родственников, знакомых, задавая им единственный вопрос: нужна ли опрашиваемому семья? Практика показывает, что абсолютное большинство опрошенных людей отвечает на этот вопрос утвердительно.


Далее преподаватель знакомит студентов с целями семинарского занятия, в ходе которого реализуются не только познавательные и практические задачи, но и происходит формирование мировоззрения, закладываются ценностные ориентиры. Одной из важнейших задач данного занятия является попытка решения проблемы сохранения семьи как социального института; студенты должны увидеть проявления кризиса семьи и предложить пути выхода из него. Естественно, преподаватель не должен давать «правильные» ответы на поставленные им вопросы; он подталкивает студентов к размышлению, поиску, неординарному, но результативному решению.

 

2. Знакомство с содержанием, этапами, формами занятия

 

Поскольку тема, план, обсуждаемые вопросы семинарского занятия были предложены студентам задолго до его проведения, преподаватель останавливается прежде всего на характеристике такого его этапа, как рефлексия. Сбылись ли ожидаемые результаты, названные в начале занятия, смогут ли студенты знать и уметь то, что перечислено в этих самых ожидаемых результатах?


3. Изложение нового материала

 

3.1. Далее идёт непосредственное рассмотрение вопросов семинарского занятия: содержание первых двух вопросов (1. Понятие семьи и брака. Функции семьи; 2. Формы брака и типы семьи) излагается докладчиками. После раскрытия содержания каждого из этих вопросов обязательно даётся возможность оппонентам задать вопросы по сути изложенного материала, внести свои дополнения и коррективы. Если позволяет время, неплохо было бы прорецензировать доклады; для этого заранее студентам даётся план рецензии.


Осуществляя  руководство подготовкой первого доклада, преподаватель обращает внимание докладчика на следующие моменты: 1) студентам порой сложно разобраться в том, что общего у таких понятий, как семья и брак, и чем они отличаются; 2) очень важно понять различия социологического подхода к изучению семьи от юридического. Здесь опять же акцентируется внимание студентов на том, что семья – древнейший социальный институт, поэтому социология исследует её с точки зрения таких характеристик, как генезис, функции, структура, типы и перспективы. Юристы же исследуют семью с точки зрения того, какими нормами регулируется её жизнь и развитие, каким образом государство с помощью права охраняет семью и каждого из её членов; 3) необходимо направить докладчика не только на перечисление и раскрытие основных функций семьи, но и правильную трактовку этих функций в современных условиях. Ссылаясь на известного американского социолога Н.Смелзера, все  функции семьи условно можно классифицировать как специфические и неспецифические. К первой группе относятся такие, как:

  • репродуктивная, выполняющая две задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях;
  • воспитательная, зависящая от педагогических возможностей семьи и оказывающая значительное влияние на формирование определённого типа личности, для которого характерны те или иные нравственные и гражданские качества;
  • социализирующая, рассматриваемая как научение членов семьи, в первую очередь, детей, жить в обществе, усваивать его нормы и осваивать различные социальные роли. К неспецифическим функциям семьи относятся:
  • рекреативная, или функция социальной, физической и эмоциональной защиты своих членов. Никакая другая группа не может сравниться с семьёй по степени эмоционально-психологической близости, любви, заботы, уважения и сострадания;
  • хозяйственно-бытовая и экономическая, сутью которой является организация быта членов семьи, добывание денежных и материальных ресурсов и распределение их;
  • сексуальная, обеспечивающая регулирование, контроль и упорядочивание сексуальных потребностей членов семьи;
  • статусная функция, которая обеспечивает воспроизводство социальной структуры общества, передавая социальный статус членам семьи;
  • досуговая, осуществляющая организацию совместного отдыха, проведения свободного времени, реализацию культурных и иных потребностей членов семьи;
  • в последнее время психологи и социологи всё чаще выделяют фелицитологическую функцию семьи, сущность которой заключается в том, что семья является источником счастья, радости и любви. Многочисленные опросы молодых людей показывают, что поиск семейного партнёра для них – это поиск счастья и любви.

Вопрос о том, в полном ли объёме современная семья выполняет свои важнейшие функции, интересует молодых людей. Зачастую с уст просто срывается вопрос: почему после занятий не хочется идти домой ни папе, ни детям, ни маме, ни детям? Вместо того, чтобы посочувствовать, поддержать, родители ругают за пропущенное занятие, невымытую посуду, несвоевременную прогулку, а дети в ответ на предложение родителей поехать вместе на природу и отдохнуть там в кругу семьи спешат сообщить, что они уже приглашены на вечеринку к друзьям. Современная семья не в полном объёме выполняет не только защитную функцию, но и другие – репродуктивную (проблема депопуляции населения, суррогатное материнство), воспитательную и социализирующую (эти функции переданы школе, друзьям, тренерам, улице), ухода и заботы (оставление детей в родильных и детских домах, передача стариков в дома престарелых, хозяйственно-бытовую (отошли в прошлое совместные обеды и ужины, приготовление пищи дома).


Заканчивая рассмотрение функций семьи, можно заострить внимание на том, чем семья человеческая отличается от семьи животных. Она незаметно и тонко  соединяет в себе личные интересы и потребности с интересами общества. Происходит окультуривание и упорядочивание личных потребностей, они приобретают характер социальных функций и, следовательно, естественно-биологические потребности людей перерастают в социально-биологические функции семьи.


3.2. Вопрос о формах брака и типах семьи не представляется проблемным и сложным, он носит познавательный характер. Преподаватель может рекомендовать докладчику начать с критериев классификации брака и семьи. Итак, формы брака зависят от следующих критериев:

  • Количество партнёров; в зависимости от этого критерия брак бывает моногамный, полигамный, групповой.
  • Выбор партнёра; эндогамный брак  запрещает выбирать партнёра вне рамок своей группы, экзогамный же брак предполагает выбор партнёра из другой группы;
  • Экономический критерий; в соответствии с этим критерием брак может быть неравным (мезальянс) и покупным.
  • Санкционирование брака; официальный брак, зарегистрированный государством; гражданский брак, носящий светский характер; сожительство или юридически не оформленный брак.
  • В соответствии с иными критериями брак бывает гостевым; по договорённости; повторным и др.

Докладчикам следует порекомендовать отказаться от перечисления всех типов семьи, необходимо осветить лишь основные, соответствующие следующим критериям:

  • Состав семьи; нуклеарная семья, состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей и расширенная, или родственная семья, включающая в себя несколько поколений, а также родственников.
  • Тип цивилизационной эволюции; в соответствии с этим критерием семья может быть патриархальной, в которой главенствует принцип иерархизма, а на вершине иерархической лестницы находится муж, отец, а также матриархальной (вершину занимает жена, мать), и эгалитарной (основанной на демократических принципах, на равенстве мужчины и женщины, отношениях партнёрства).
  • Основа семейной жизни; детоцентристская семья, главной целью которой является забота о ребёнке, создание благоприятных условий для его жизни и развития; супружеская семья, в центре отношений которой находятся не родительские и не родственные отношения, а супружеские.
  • Количество детей в семье; бездетные, однодетные, малодетные и многодетные.
  • Однородность или разнородность социально-демографических признаков; гомогамная (супруги однородны по образованию, возрасту, профессии, национальности) и гетерогамная (неоднородность супругов по тем же признакам); гомогенная (супруги из одной социальной страты) и гетерогенная  (супруги из разных социальных страт).
  • Место жительства;патрилокальная (супруги по традиции живут в семье мужа), матрилокальная (супруги по традиции живут в семье жены), унилокальная (супруги выбирают удобное для них место жительства у родителей мужа или жены), неолокальная (супруги живут отдельно от родителей).

При характеристике форм брака и типов семьи преподаватель или докладчики выясняют у студентов, какие формы и типы преобладают в России.


3.3. Приступая к работе над следующим вопросом, преподаватель подчёркивает, что по мере перехода общества от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному традиционная семья видоизменяется, утрачивая многие сущностные характеристики и обзаводясь новыми. Исторический экскурс не только интересен для студентов, он даёт возможность проследить эволюцию семейно-брачных отношений, выявить в этом процессе определённые закономерности.


Выясняя отличия современной семьи от традиционной, целесообразно вместе заполнить таблицу:


Отличия современной семьи от традиционной

Критерий

Традиционная семья

Современная семья

Состав семьи

Многопоколенная, включающая родственников

Двухпоколенная (нуклеарная)

Хозяйственная деятельность

Семья – основная хозяйственная единица

Основной источник добывания средств – общественное производство

Основные ценности

Перевес ценностей семьи и родства над остальными

Преобладание ценностей экономической выгоды и эффективности

Количество детей

Многодетная семья

Одно- и двудетная семья

Глава семьи

Отец, муж

По ситуации

Поиск партнёра

Закрытая система выбора партнёра родителями

Открытая система выбора партнёра молодыми людьми

Разводы

В редких случаях по инициативе мужа

Резкое возрастание числа разводов в связи с межличностной несовместимостью, чаще всего по инициативе жены

Роль женщины

Ведение домашнего хозяйства, уход за мужем и детьми

Вовлечена в общественное производство, завоёвывает материальную независимость

Распределение ролей

Жёсткое разделение функций

Перераспределение функций, трансформация и смешивание мужских и женских ролей

Брачный возраст

Ранний возраст вступления в брак

Уход от ранней брачности из-за удлинения сроков социализации


Заканчивая обсуждение данного вопроса, преподаватель подчёркивает, что в современном обществе нарушены функции регулирования семейных отношений с помощью традиций, поэтому их регулирование в значительной степени зависит от личностных факторов.


3.4. Обсуждение вопроса о проблемах современной семьи осуществляется в

интерактивной форме. В данном случае рекомендуется использовать метод модерации, то есть бесконфликтного согласования мнений; в роли модератора выступает преподаватель, ставящий перед всеми участниками задания по нахождению путей решения семейных проблем. Наиболее эффективной, как нам кажется, при изучении и обсуждении этого вопроса будет техника «Мировое кафе», когда группа делится на 5 подгрупп соответственно обсуждаемым проблемам: 1) снижение рождаемости; 2) рост разводов; 3) уменьшение числа вступающих в брак и увеличение доли так называемого гражданского брака; 4) перераспределение ролей в семье 5) насилие в семье. Каждая подгруппа садится за отдельный столик, руководителем которого модератор назначает одного из студентов, обладающего умениями анализировать, обобщать, делать выводы (столики рекомендуется пронумеровать соответственно номеру обсуждаемой проблемы, а преподаватель устанавливает регламент, который неукоснительно должен соблюдаться – 7-9 минут на работу за одним столиком). Таким образом, назначаются 5 руководителей; студенты занимают места за своими столиками, на каждом из которых лежит лист определённого цвета с обозначенной на нём проблемой. Начинается «мозговой штурм»: каждый участник называет руководителю своё видение решения проблемы, тот записывает это в определённом порядке до тех пор, пока идеи не иссякнут (ни одно мнение не отвергается и не выбрасывается в корзину). Далее подгруппа пересаживается за другой столик для решения следующей проблемы, а на её место приходит другая подгруппа; руководители столиков делают краткий обзор поступивших рекомендаций и предлагают вновь прибывшим продолжить работу над обсуждением проблем. Так продолжается до тех пор, пока каждая из подгрупп не вернётся за свой исходный столик.


Обладая определённым жизненным опытом и интуицией, а также изучив рекомендованную преподавателем учебную литературу и материалы средств массовой информации, студенты, как показывает практика, могут разобраться в причинах возникновения и существования той или иной проблемы, а, следовательно, и сформулировать пути её решения.


По окончании работы за столиками преподаватель предлагает определить рейтинг путей решения проблем, поступивших от участников «мозгового штурма»: для этого все участники ставят плюсики напротив трёх понравившихся им высказываний, последовательно переходя от одного столика к другому; руководители столиков подсчитывают, какое предложение набрало наибольшее количество голосов. Далее руководители столиков поочерёдно анализируют результаты «мозгового штурма» и определения рейтинга предложенных путей решения проблем. Опыт проведения занятий по этой теме показывает, что для студентов данная тема является актуальной, они с большим интересом ищут пути совершенствования семейных отношений, порой предлагая совсем неожиданные, неординарные способы вывода семьи из кризиса. Преподавателю следует умело управлять этим процессом, соблюдая баланс возложения ответственности за их решение между самими субъектами семейных отношений, обществом и государством. Он обращается к студентам за информационной поддержкой: статистический и иллюстративный материал, собственные жизненные наблюдения, размышления и умозаключения по данной теме – всё это используется на занятии для более глубокого и результативного погружения в тему. В ходе обсуждения студенты обретают понимание того, что обсуждаемые проблемы являются следствием изменения современного общества, утери им традиционных моделей поведения, забвения устоев, складывавшихся тысячелетиями, радикального изменения роли женщины. В то же время наличие этих проблем, попытки поиска их решения со стороны общества меняют само общество, делая его другим.


Очень важным в эпоху тотального отказа от официального оформления брака со стороны определённых социальных групп является поиск ответа на вопрос о том, как сделать официальный брак привлекательным. Следует мотивировать студента на поиск тех преимуществ, которые стороны получают в зарегистрированном браке и тех осложнений, которые возникают в «гражданском браке» - самостоятельные поиски в этом направлении обеспечивают более глубокое понимание проблемы, а, значит, большие возможности в недопущении жизненных ошибок.


Проблема насилия в семье, к сожалению, для России является сверхактуальной, требует особого подхода. Чтение лекций на эту тему, открытое морализирование вряд ли сумеют вызвать отвращение со стороны молодых к применению силы по отношению к более слабым, незащищённым людям – детям, женщинам, старикам, больным. Здесь необходимо эмоциональное воздействие – художественные средства. Наткнувшись однажды в Интернете на песню группы «Рабфак» «Хорошие парни девчонок не бьют», мы увидели живую позитивную реакцию на неё студентов, которые попросили дать послушать её всем на занятии. При обсуждении этой проблемы мы рекомендуем обратиться к произведениям художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства.


4. Подведение итогов, рефлексия 


Подводя итоги занятия, преподаватель вновь обращает внимание студентов на последствия кризиса семьи и брака, наблюдаемого на Западе и в России: действительно ли он приведет к исчезновению семьи или она, претерпевая изменения, модифицируясь, приспосабливаясь к новым социальным реалиям, выживет и будет сопровождать человечество в отдаленной перспективе. Скорее всего, так и произойдет, поскольку во всем мире, в том числе и России, стали возрождаться семейные ценности, появились просемейные движения; средства массовой информации стали поворачиваться лицом к семье, постепенно снижая уровень фактической пропаганды «свободной любви» и гомосексуализма, «безопасного секса», супружеской неверности. Все большее количество людей начинает ценить семью как один из немногих институтов, который защищает их от жестокого внешнего мира.


Далее вместе с преподавателем студенты возвращаются к началу занятия – ожидаемым результатам. Они могут в ходе совместного обсуждения выяснить, что произошло с их знаниями, представлениями, установками; что изменилось в ценностных ориентирах, какие факторы повлияли на изменения; что стало более понятным и доступным, а какие вопросы остались за гранью понимания.        


Если группа хорошо подготовлена, можно использовать самый сложный вариант рефлексии – рефлексию собственного развития: составление баланса собственных сильных и слабых сторон в познании, констатацию достигнутых целей, выявление скрытых потенциальных возможностей, определение способов реагирования, от которых удалось избавиться.


5. Задания для самостоятельной работы

 

В конце занятия преподаватель предлагает студентам сравнить полученные на нём выводы и предлагаемые направления действия с тем, что думают по поводу  решения обсуждаемых проблем их сверстники, родители, преподаватели, то есть провести небольшое социологическое исследование.


6. Литература

  1. Антонов А.Н., Меков В.М. Социология семьи. -  М.:2006.
  2. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. - М.:1998.
  3. Смелзер Н. Социология. – М: 1994.
  4. Гурко Т.А., Орлова Н.А. Развитие личности подростков в различных типах семей.// Социс - 2011, № 10.
  5. Лысова А.В. О границах радикальной феминистской теории в объяснении насилия в семье.// Социс - 2012, № 4.
  6. Осадчая Г.И. Семейные ценности и репродуктивные установки россиян: мифы и реальность.// Соцальная политика и социология - 2007, № 3.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*