Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обучение разным видам чтения

18.06.2020 366 582
Лисицкая Елена Анатольевна
Лисицкая Елена Анатольевна, преподаватель

Курсавский региональный колледж "Интеграл"

Специалист должен уметь прочитать статью по специальности, перевести инструкцию, патент, паспорт к машине.

Для того, чтобы отвечать задаче, поставленной в настоящее время перед техникой, - добиться уровня мировых стандартов, необходимо следить за литературой по специальности и уметь при беглом осмотре отобрать материал, представляющий интерес.

Расширение международных связей приводит к общению людей разных специальностей.

Всё большее и большее количество людей включаются в переписку друг с другом. В связи с этим возникает необходимость научиться прочитать и понять письмо, написанное на иностранном языке, равно деловое или дружеское.

Основное умение,  которым должен вооружить преподаватель обучающихся, это умение извлекать из прочитанного знания, определять главное, существенное, оценивать прочитанное [1].

Развитие этих умений предполагает длительную, кропотливую работу и выполнение системы упражнений.

Обучение чтению, на мой взгляд, должно включать следующие обязательные этапы:

  • Установление цели.

Цель должна быть сформулирована предельно точно и доведена до сведения обучающихся. Целью может быть учить обучающихся догадываться о значении незнакомых слов, исходя из контекста; учить обучающихся определять для себя непонятные места в тексте и расшифровывать их; учить переводить заголовки из газет, учить устанавливать основную мысль прочитанного. В качестве цели указывается не обучение работе со словарём вообще, а конкретно - учить обучающихся переводу сложных слов, идиоматических выражений и т. п. [3]

  • Подготовка к чтению.

Подготовка к чтению ведётся в зависимости от цели, намеченной преподавателем, и от языкового материала т. е. характера текста (иногда преподаватель, в зависимости от поставленной цели, подбирает материал для чтения, иногда же в зависимости от текстового материала определяет цель урока).

  • Чтение.

Перед тем как читать текст вслух, обучающийся должен прочитать его про себя. Даже опытный чтец не читает вслух без предварительного знакомства с текстом.

Исправление ошибок самим преподавателем при соблюдении условия - не перебивать читающего - мне кажется более эффективным. Преподаватель остановиться лишь на типичных и смысловых ошибках, он не ограничится указанием ошибок, но проведёт и упражнения.

  • Выяснение содержания прочитанного.

Оно включает несколько стадий:

а) Преподаватель начинает с выяснения того, что непонятно обучающимся. Предложения, которые оказались непонятными, подвергаются анализу. Беспереводное чтение сочетается с переводным, синтетическое с аналитическим. Между ними не должно быть разрыва.

Преподаватель показывает и учит обучающихся, как следует рассуждать чтобы выявить смысл предложения, как пользоваться словарём, справочниками, учит попутно и технике перевода.

б) Далее необходимо выяснить, где, когда происходит действие и кто является главным действующим лицом. Эти вопросы обязательны независимо от вида чтения , так как они способствуют лучшему раскрытию содержания.

в) Затем преподаватель выясняет, что нового узнали обучающиеся.

г) Содержание и форма связаны друг с другом. Поэтому обучающимся даются задания связанные с языком текста: обратить внимание на особенности речи действующих лиц, на слова, использованные автором при описании, указать на новые выражения, словосочетания , обороты речи , встреченные в тексте.

  • Суждение о прочитанном.

Каждый преподаватель должен осмысливать прочитанное независимо от того, происходит процесс чтения на родном или иностранном языке.                         

Оценка прочитанного (содержания, формы изложения, языка) учит обучающихся высказывать свои мысли на иностранном языке и является прекрасным средством развития речевых навыков обучающихся.

Речевые упражнения, связанные с оценкой прочитанного, имеют также большое воспитательное значение. Они развивают логическое мышление у обучающихся, их способность наблюдать анализировать, делать выводы и заключения.

Огромное количество информации, заключённой в текстах, предназначенных для чтения современного человека, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению т. е. к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты,  в зависимости от коммуникативной задачи.

В своё время английский методист Майкл Уэст писал об этом: «.. .читая статью в “Лансет” я пробежал глазами первый параграф, в котором говорилось о предшествующей работ, не относящейся к интересующему меня вопрос, бегло прочитал следующую часть, чтобы иметь представление о цели, характере настоящего эксперимента, прочитал и описание эксперимента; изучил результаты и выводы».

Таким образом, в опыте читающего выкристаллизовываются виды чтения, за которыми закрепились следующие названия: изучающее, ознакомительное, просмотровое. Владение разными видами чтения является важным компонентом культуры чтения на родном язык [2].

Изучающее чтение представляет собой внимательное  вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Анализ может проводиться на понятном предложении, с тем, чтобы показать обучающимся, как «работает» грамматика, которую они усваивают; и анализ может проводиться на непонятном предложении, когда через анализ обучающийся идёт к его пониманию. Изучающее чтение является, прежде всего, самостоятельной целью обучения чтению, так как в жизни обучающийся может попасть в положение, когда ему нужна точная информация, например при чтении научно-технических текстов.

Изучающее чтение одновременно является средствам обучения чтению, ибо оно представляет собой максимально развёрнутую форму чтения, при которой оттачиваются все приёмы чтения, развивается «бдительность» ко всем сигналам, исходящим от текста; оно практикуется обычно на небольших по объёму текстах определённой степени трудности, так как главная задача - качественная сторона чтения, полнота и точность понимания.

Информации (приблизительно 70%), при этом делается ставка на воссоздающее воображение обучающегося, благодаря которому частично восполняется смысл текста. Для ознакомительного чтения подбираются большие по объёму тексты и тогда вступает в силу языковая избыточность. Навыки, приобретённые при изучающем чтении, используются при ознакомительном чтении.

Наконец, просмотровое чтение, в результате которого обучающийся получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста: о чём в нём идёт речь. В естественном процессе коммуникации этот вид чтения выполняет важную роль: из большой массы печатной информации выделяется нужный объект чтения, исключается необязательное и второстепенное.

К просмотровому чтению прибегают в профессиональной и бытовой сферах жизни, например при чтении газет и т. п. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения, развитую способность к обоснованному предвосхищению по скупым языковым и неязыковым средствам, большую скорость восприятия. К просмотровому чтению обучающихся следует приобщить при чтении газет.

Итак, все три вида чтения практикуются в современном колледже (в программе указаны два - чтение с общим охватом содержания и чтение с полным пониманием), но их удельный вес различен.

Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение, в этом проявляется общий принцип аппроксимации, предполагающий необходимые компромиссы и «снисходительность», вытекающие из реальных условий обучения иностранному языку [4].

Изучающее чтение и просмотровое чтение также развиваются, хотя и занимают подчинённое место в системе обучения чтению, они в основном поддерживают и «питают» ознакомительное чтение.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Обучение разным видам чтения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*