Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВедущие специалисты в области юридической психологи МГППУ рассказывают о скулшутинге - одной из проблем современных образовательных организаций во всём мире.
Варвара Васильевна Делибалт, доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ |
|
Наталья Викторовна Богданович, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ |
По сообщениям СМИ от 15 июня 2020 года в Волгограде задержали 14-летнего подростка, который по версии следствия планировал совершить нападение на школу. Вместе с экспертами МГППУ разбираемся в проблеме скулшутинга
Скулшутинг - по общему определению это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников и учителей внутри учебного заведения. И данный феномен проявляется не только в России, но и в других странах мира. Можно сказать, что это международная проблема, решением которой занимаются специалисты разного профиля, и, в частности, такой области науки и практики как юридическая психология детства. И решение, которой требует серьезного подхода к организации профилактики на государственном уровне. Конечно, скулшутинг имеет в разных странах социокультурную, региональную специфику. Но исследования показывают, что за такими действиями несовершеннолетних стоит не только агрессивное поведение, но и целый комплекс складывающихся на протяжении нередко длительного времени разных обстоятельств. К ним можно отнести социальные, психологические, педагогические, клинические факторы риска на фоне индивидуальной уязвимости конкретного ребенка в том или ином случае (например, хронически напряженных отношений в классе или школе, пренебрежения в семейном контексте, нераспознанном длительном депрессивном состоянии и т.д.). В некоторых случаях нападения на школы связаны с проблемами психического здоровья у подростка (часто это скрытые, латентные проблемы психического развития, требующие комплексного подхода с участием врачей). И, что важно подчеркнуть: при наличии этих проблем, он и его семья не получали соответствующую квалифицированную помощь. Зачастую нападения случаются как реакция на длительный буллинг, когда подросток не получал поддержки от ближайшего окружения, взрослые (родители, учителя) по каким-то причинам не вмешивались в сложившуюся ситуацию. И таким образом несовершеннолетний, не справившись с ситуацией, отреагирует ее в агрессивных действиях. По данным ряда научных работ некоторые подростки в результате длительной травли страдали серьезным подавленным состоянием, депрессией, сочетающимися с суицидальными мыслями, которые жертва выражала в итоге в агрессивных действиях, вовремя не получив помощь и поддержку. Что происходило с подростком, который был задержан сегодня, конечно, будет установлено следствием, скорее всего, будет назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, произведен анализ обстоятельств жизни, индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего.
Однако важно также уточнить несколько аспектов. Во-первых, само по себе агрессивное поведение типично для детского и подросткового возраста, есть возрастные периоды, когда наблюдается усиление агрессивных тенденций. Но далее вопрос заключается в степени проявления таких поведенческих реакций. Чем тяжелее поведенческие проблемы, чем раньше они начались, тем интенсивнее должна быть работа специалистов с ребенком. Во-вторых, нужно помнить про эффекты, которые формируются на фоне широкого обсуждения случаев нападений на школы в СМИ и социальных сетях, поскольку может сложиться впечатление, что такие ситуации становятся характерными, но это не совсем так. В-третьих, нельзя стигматизировать тех людей, которые имеют проблемы психического здоровья, нельзя ставить знак равенства между здоровьем и преступлением, поскольку связи намного сложнее. Важнее говорить о профилактике подобных явлений, системе помощи и различных социальных сервисов, кадровом составе школ, развитии широкой сети досуговых центров (это необходимой для психосоциального развития самих подростков, в т.ч. просоциального досуга и их самоактуализации).
Как мы ранее отметили, агрессивное поведение типично для детей и подростков, и часто оно отражает те трудности, с которыми сталкиваются несовершеннолетние. Такое поведение в школе может проявляться в виде физического (драки, удары, толчки), вербального или косвенного насилия (оскорбления, насмешки, коллективное игнорирование, жестокие розыгрыши, распространение слухов, угрозы). Сейчас мы наблюдаем проявления агрессивного поведения в интернете. Хотя опять же не сам по себе интернет влияет на поведение подростка, а то состояние, те актуальные ситуации в физической реальности, которые с ним происходят. Вообще разные виды отклоняющегося (девиантного) поведения имеют свои признаки. И по этим признакам специалисты (педагоги, психологи, социальные педагоги) могут заметить, что ребенок или подросток нуждается в помощи.
Некоторое время назад мы вместе с нашими коллегами с факультета Юридической психологии и Центра экстренной психологической помощи МГППУ разработали по запросу Министерстве просвещения Навигатор профилактики и памятки по различным видам отклоняющегося поведения для педагогов образовательных организаций (https://mgppu.ru/about/publications/deviant_behaviour). Ориентируясь по этим памяткам, школьные психологи, педагоги, классные руководители, социальные педагоги смогут вовремя заметить признаки дезадаптации и оказать необходимую помощь ребенку. Также мы разработали методические рекомендации по организации просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения (http://psyjournals.ru/devbehprevention2018/index.shtml).
Существуют также как отечественные, так и адаптированные зарубежные программы работы с несовершеннолетними с поведенческими проблемами, которые показали свою эффективность (например, кейс-менеджмент, программы раннего вмешательства, антибуллинговые программы и т.д.). Однако здесь любые программы должны использовать подготовленные профессионалы, имеющие специализацию в данной области.
Конечно, недостаточно наличия памяток и программ профилактики. Нужны те, кто будут эти программы и алгоритмы реализовывать. Поэтому сейчас как никогда актуально говорить о подготовке специалистов в области работы с социальными рисками и девиантным поведением. Более 10 лет назад факультет юридической психологии МГППУ совместно с Московским университетом МВД и МГУ принимал участие в разработке ФГОС "Педагогика и психология девиантного поведения". И с тех пор мы, а также еще 22 гражданских ВУЗа страны (помимо ведомственных) готовят таких специалистов. У нас также есть магистерская программа "Юридическая психология и детство: экспертиза, сопровождение, профилактика", а в Университете - магистерская программа "Школьная психология", которая непосредственно готовит школьных психологов по актуальным направлениям, включая профилактику нарушений поведения. В 2018 году мы апробировали программу повышения квалификации для педагогов-психологов всех уровней образования "Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательной среде", которая была разработана непосредственно для школьных психологов с учетом острых и актуальных проблем. Регулярно проходят конференции и семинары по проблемам профилактики девиантного поведения, причем не только в МГППУ, но и в других ВУЗах, других регионах, на которых специалисты могут обмениваться профессиональным опытом и различными практиками работы с детьми и подростками. Однако сейчас остро стоит вопрос о системе комплексной профилактики неблагополучия, отклоняющегося поведения, комплексной помощи детям и подросткам, а это возможно, когда усилия объединяют ученые и практики, специалисты и родители.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.