Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Творческая мастерская краевого семинара «Социально-педагогическая профилактика зависимого поведения у несовершеннолетних»

22.06.2013 1370 4211
Старикова Галина Александровна
Старикова Галина Александровна, педагог-психолог

Косолапова Ольга Дмитриевна
Косолапова Ольга Дмитриевна, педагог-психолог

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
Тема: «Система работы социально-психологической службы учреждения профессионального образования по профилактике зависимого поведения несовершеннолетних»

Цель: Сформировать у участников осознание приоритетной роли системы образования в профилактическом обучении молодежи, своей причастности к этому, помочь овладеть общими принципами профилактического обучения.

Задачи:

  • показать участникам, что может сделать сектор образования по профилактике зависимостей;
  • помочь участникам определить свое место в системе профилактической работы;
  • ознакомить с общими принципами профилактического образования;
  • способствовать выработке навыков планирования профилактического обучения.

I БЛОК

 

1. Упражнение «Знакомство – представление»

Каждый участник рассказывает о себе, представляет себя в общем круге: откуда приехал, как зовут, кем работает, положительную черту своего характера, которая помогает добиться успеха в работе (длительность представления 30 сек.).

2. Проблема подростковой зависимости – одна из острейших проблем современного общества. Мы часто со страниц различных изданий, из уст ведущих различных программ слышим один и тот же вопрос «Как остановить распространение наркотиков, алкоголя, табакокурения в молодежной среде?»  К кому обращен этот вопрос сегодня?

В настоящее время профилактика аддукций у детей и подростков выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств, при ведущей роли системы образования.

2.1. Игра «Автомобиль».

Цель: Данная игра поможет участникам осознать свою роль и определить свое место в профилактическом образовании.

Ведущий дает задание каждому участнику нарисовать на листочке бумаги автомобиль (любой).

Затем просит написать в левой части листа, под автомобилем, в столбик, название механизмов и деталей автомобиля, какие участник знает. Например: мотор, двигатель, руль,

дверцы, лобовое стекло, колеса, тормоз, бензобак, сиденья и т.д.

Затем ведущий просит нескольких участников зачитать записанные названия.

После этого участникам дается задание представить, что автомобиль – это весь механизм организации профилактического образования, подумать и написать напротив названий деталей автомобиля, кто (или что) в этом механизме является чем.

Например: руль – министерство образования; мотор – организация образования (школа, колледж, вуз); колеса – дети, подростки, молодежь; фары – преподаватели и т.д. И каждый участник должен обязательно определить свое место в этом механизме организации профилактического образования, и отметить, какой частью этого механизма он видит себя.

После этого участники зачитывают вслух свои наработки. Ведущий организует коллективное обсуждение.

Затем подводятся итоги игры, выводы:

  • образование представляет собой наиболее важный инструмент в профилактике подростковой зависимости;
  • организации образования различного уровня, педагоги должны осознать свою ответственность и проявлять активность в вопросах превентивного образования.

2. Профилактика зависимости представляет собой стратегии, направленные либо на снижение факторов риска заболевания наркоманией, алкоголизмом или др. видом зависимости, либо на усиление многих факторов, которые понижают восприимчивость к болезни. Определенные жизненные обстоятельства могут либо способствовать, либо препятствовать началу разного рода зависимостей.

Существенный прогресс в области профилактики зависимостей обеспечивается разработкой подходов, сфокусированных на понимании профилактики как превенции, учитывающей, прежде всего психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу наркотизации. Анализ содержательной стороны различных подходов имеет не только теоретический, но и практический интерес: подход, основанный на распространении информации о наркотиках; на роли социальных факторов; на аффективном обучении; на альтернативной потреблению наркотиков деятельности; на формировании жизненных навыков; интегративный подход.

Поэтому современный взгляд на  решение проблемы злоупотребления психоактивными веществами предполагает приоритет превентивной (предупредительной) работы с детьми и подростками. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки.

2.2 В связи с этим вспоминается притча:

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего человека, он позвал его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь, но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Данная притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами и так далее, а можно вовремя «добежать до поворота и не дать детям упасть в реку», что является основной задачей родителей и образовательных учреждений.

II БЛОК

 

Система профилактической работы РМК.

 

Видеоролик

II.1. Постоянные и не прекращающиеся перемены, происходящие в любом обществе, развитие знания и науки делают невозможным создание универсальной концептуальной модели профилактики наркоманий и токсикоманий. Требуется непрерывное обновление и усовершенствование профилактических подходов. Система нашей работы по представленной проблеме сложилась не сразу. Первый опыт разработки программы по профилактике употребления ПАВ был у нас почти 10 лет назад, мы «перелопатили» тогда огромное количество литературы, познакомились с различными подходами к профилактике. Составленная нами Программа заняла призовое место на всероссийской олимпиаде по профилактике ПАВ, а также на конкурсе Программ нравственного воспитания в крае. Теперь практически ежегодно наши студенты или преподаватели являются участниками этих конкурсов.

Но все течет, все изменяется: проблемы зависимостей с тех пор очень изменились: тогда мы говорили только об алкоголе, наркомании, табаке, теперь появилась игромания, компьютерная интернет-зависимость и др. Мы поняли, что просто необходимо вырываться из плена собственной ограниченности. Изменились наши собственные  взгляды на эффективность профилактики. Нам стало понятно, что профилактика – это, прежде всего процесс формирования эффективного и адаптивного для человека стресс - преодолевающего поведения. Для того чтобы быть успешным и здоровым, надо иметь развитые ресурсы, т.е. определенные способности, знания и умения человека, позволяющие ему эффективно справляться с требованиями среды. Профилактика – это программы альтернативной активности. Профилактика – это работа с мотивацией. Профилактика это – работа в группе.

II.2. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, в колледже проводится диагностическое исследование среди студентов по данной проблеме.

Идеальным результатом профилактики употребления ПАВ является полный отказ от них детей и подростков. Могут ли какие-либо мероприятия помочь в достижении цели? Можем ли мы гарантировать, что определенные мероприятия приведут к тому, что дети не станут употреблять наркотики никогда? Конечно, нет. Мы можем только с той или иной степенью вероятности предположить, что наша работа сделает это употребление менее вероятным. Нам представляется целесообразной формулировка более конкретных задач, таких про которые можно сказать: «Да, мы это сделали» или наоборот.

Задачи профилактической работы в колледже:

  • Дать подросткам объективную информацию о проблеме наркомании, о действии химических веществ на организм и сознание человека.
  • Сориентировать их на способность  сделать свой собственный выбор (подростки должны чувствовать, что действительно могут сделать правильный для себя выбор).
  • Дать подросткам  возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни, нести личную ответственности за свое поведение.
  • Организовать разветвленную досуговую сферу, в которой подросток смог бы найти свою нишу.

Соответственно этим задачам профилактическая работа включает в себя 3 компонента:

1. Психологический компонент – развитие и коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного, доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков  «группы риска» и др.

Цели: психологическая поддержка учащегося, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.

В колледже осуществляется:

  • психологическое тестирование абитуриентов;
  • программа адаптации первокурсников по принципу «Равный равному» (сентябрь-октябрь), которая заняла 1 место на краевом конкурсе Арт-Профи-Форум;
  • тренинговая работа;
  • индивидуальная психологическая работа со студентами «группы риска».

2. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации учащегося к условиям окружающей среды, обучение навыкам общения, здорового образа жизни.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности.

В рамках данного компонента проводится:

  • закрепление наставников за студентами «группы риска» из числа педагогических работников колледжа (сентябрь);
  • организация межведомственного взаимодействия со специалистами различных структур края (по отдельному плану);
  • месячник профилактики  (ноябрь);
  • Организация санаторно-курортного лечения.
  • организация обучения студенческого актива в ФДЦ «Смена», во Всекавказском молодежном форуме «Машук», и т.п.

Многие студенты являются членами Всероссийского Союза молодежи и Ставропольского края. Организован волонтерский отряд «Чистое поколение» и другие виды социально-полезной деятельности.

3. Образовательный компонент - углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование здоровому образу жизни, формирующих умение делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни.

Профилактика это еще и подготовка педагогических кадров. В колледже обучается более 1600 студентов и конечно к профилактической работе необходимо привлекать значимых взрослых: педагогов, родителей. Зачастую отсутствие знаний, навыков и социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения  родителей, педагогов – не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку  подросткам.

Для решения этой задачи социально-психологической службой проводятся различные формы работы с инженерно-педагогическим составом, направленные развитие их профессиональной компетентности. Это и так называемая «Психологическая гостиная», где рассматриваются волнующие нас вопросы в нестандартных формах: элементы тренингов, психотехнические игры, релаксация и т.д., творческие проблемные группы, кафедра воспитания.

На одной из таких встреч, совместно с преподавателями колледжа нами были рассмотрены алгоритмы принятия решений, которые преподаватели отрабатывают на своих уроках.

Алгоритмы принятия решения

  1. Остановись и подумай.
  2. Какие варианты решения существуют?
  3. Каковы последствия каждого из вариантов?
  4. Взвесь все «за» и «против» каждого из вариантов.
  5. Выбери один из них.
  6. Сделай то, что решил.
  7. Посмотри, что получилось.
  8. Похвали себя.

Вообще аудиторные занятия – это  хорошая площадка профилактической работы: используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций.

На занятиях по физическому воспитанию учащиеся отрабатывают навыки психо - мышечного расслабления, гигиенические  дыхательные упражнения, которые позволяют быстро очистить легкие, после пребывания в прокуренном помещении, дыхательные упражнения с успокаивающим эффектом и др.

II.3. Один из способов заполнения информационного вакуума молодежи по проблеме наркомании является создание информационного пространства.

 Принципы построения информационного материала:

  • информация должна быть в целом позитивной и не нести оттенков безысходности;
  • любая информация должна воздействовать на мотивационную сферу подростка;
  • резюме любой информации должно содержать четкую, всем понятную рекомендацию по профилактике наркомании.

Механизм реализации профилактической деятельности в колледже нацелен на то, чтобы, используя различные формы работы, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций.

Видеоролик.

 

III БЛОК

Тренинг

Участники сидят по кругу.

Этот круг, в котором мы сидим, является пространством нашей группы. В этом пространстве нет ничего и никого кроме нас самих, кроме того, что мы принесли сюда в себе. Это и есть самое главное. Наше общение, то, что мы несем в групповое пространство, только это и будет помогать пониманию себя. Мы будем узнавать себя через те чувства, которые мы вызываем, друг у друга, через те отношения, которые будут здесь складываться.

Минилекция.

Дискуссия «Что такое зависимость?».

Цель: Выявить уровень знаний участников по данному вопросу. Выяснить, как участники определяют понятие «зависимость». Дать определение зависимости.

Оборудование: листы бумаги, ручки на каждого участника, доска.

Участникам предлагается записать на листах бумаги ассоциации, которые возникают, когда они слышат слово «зависимость».

После чего, участники по кругу говорят записанные у них ассоциации (а ведущий записывает их на доске так, что бы варианты ни повторялись, а варианты, которые повторяются можно отмечать значками).

В результате обсуждения, тренер подводит группу, к правильному определению понятия «зависимости». Разъясняет его смысл.

Зависимость – это стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации.

Анализ схемы основных этапов формирования наркотической зависимости.

Ведущий предлагает разобрать этапы формирования зависимости.

Рисуется прямая линия. Слева последовательно отмечаются этапы:

  • человек, не потребляющий наркотики;
  • однократное употребление наркотика и т.д.

Когда ведущий рисует схему, он говорит: все начинается с первого употребления (есть, конечно, люди, которые останавливаются на этом и никогда в жизни больше его не употребляют, но это происходит редко). На данном этапе человек получает удовольствие от приема».

Далее ведущий чертит пунктирную линию: так отражается на графике возникновение психической зависимости.

Комментарий: эта линия пунктирная, потому, что психическая зависимость может развиться даже после однократного употребления или нескольких раз (у каждого по-разному). Психическая зависимость сохраняется на последующих этапах, то есть, если у человека сформировалась психическая зависимость от ПАВ, она остается в той или иной мере на всю жизнь.

Физическая зависимость – это состояние, когда человек перестает получать удовольствие от наркотика. Наркотики включается в обмен веществ и требуется только для того, чтобы организм мог нормально функционировать. На этом этапе при отмене наркотика возникает состояние называемое «синдром отмены» («ломка»).

Далее ведущий обозначает на схеме этап, на котором находится зависимый после того, как у него сформировалась психическая зависимость, но физической еще нет. Этот период можно назвать «глухим. Почему глухим? Потому, что в этот период человек:

  • считает, что именно он сумеет вовремя отказаться от наркотика и не попадет в полную зависимость;
  • часто выступает в роли вовлекающего, когда он привлекает новых членов в круг потребителей наркотиков, искренне рассказывая, как это здорово;
  • не слышит поступающую информацию об опасности употребления наркотика (даже от наркоманов находящихся в физической зависимости).

Комментарии к схеме.

Никто не знает точно, когда появится психическая зависимость от ПАВ. Даже однократное употребление наркотика может привести к психической зависимости.

Зависимость формируется при любом способе поступления наркотика в организм – внутривенном, вдыхание через нос и курение.

В большинстве случаев, употребление наркотика начинает осознаваться человеком как проблема, только тогда, когда он попадает в физическую зависимость.

Потребитель, находящийся в физической зависимости, напоминает белку в колесе. Жизнь зависимого человека – это бег по кругу: найти деньги, достать наркотик, употребить его, на какое-то время почувствовать себя нормально, опять искать деньги и т.д.

Можно привести метафору: сравнить наркоманию с «Кощеем бессмертным». Вспомнить вместе с участниками группы сказочный ход: спросить: «Где находится смерть Кощея?»: дерево – сундук – заяц – утка – яйцо – игла. «Смерть Кощея на конце иглы», т.е. для того чтобы победить наркоманию необходимо «сломать иглу» - полностью отказаться от потребления наркотиков.

Практическая часть

Упражнение № 1 «Навыки отказа»

Цель: умение противостоять убеждению.

Задачи: Каждый учащийся будет иметь возможность продемонстрировать умение:

  • распознать потенциально проблемную ситуацию;
  • использовать шаги в умении сказать «Нет» для того, чтобы уберечь своих друзей, весело провести время, не попадать в неприятные истории и все время контролировать ситуацию.

Ход.

1. Мы попытаемся найти  способы избежать неприятностей, особенно когда друзья предлагают нам сделать что-то, чего мы не хотим. Эти способы называются «умением сказать «нет». Во время всего упражнения,  необходимо постоянно помнить о следующих целях: (на экран)

  • сохранить своих друзей;
  • хорошо проводить время;
  • не попадать в затруднительные ситуации;
  • самим контролировать ситуацию.

2.Представьте ситуацию, когда друг или хороший знакомый предложил вам сделать что-то противозаконное и противоречащее вашим моральным принципам.

Пять шагов «Навыков отказа»: (НА ЭКРАН)

1 ШАГ - Задавайте вопросы («Что..?», «Зачем..?» и т.д.)

2 ШАГ - Назовите опасность («Это…»)

3 ШАГ - Определите, какие могут быть последствия («Если я сделаю это…»)

4 ШАГ - Предложите альтернативу («Вместо этого, почему бы нам не…»)

5 ШАГ - Отойди подальше, но не закрывай за собой дверь. («Если ты изменишь свое мнение…»)

Ведущий просит участников еще раз подумать о той ситуации, о которую они разбирали, и мысленно проиграть эту ситуацию и то, как бы они поступили теперь, зная «Навыки отказа».

 

Упражнение № 2 «Давление группы».

Цель: Отработка наиболее эффективных стратегий отказа.

Ведущий приглашает одного из участников (по желанию) для участия в главной роли. Ему будет предложена ситуация, в которой он должен отказываться от чего-либо 3-мя способами:

агрессивно, уверенно, неуверенно.

Ведущий описывает ситуацию:

  • лидер двора или знакомые просят подростка приготовить для них наркотик у него дома;
  • знакомые просят подростка спрятать у него дома втайне от родителей на время какую-то вещь;
  • ребята из соседнего двора просят подростка купить для них наркотик.

Вопросы для обсуждения:

  • Как чувствовал себя человек в ситуации давления?
  • Какой вариант отказа оказался более эффективным (мнение группы и главного героя)?
  • Что можно было сделать, чтобы отказ был более убедительным?

Ведущий подводит итоги практической части.

Еще раз повторите участникам, что они отрабатывают эти навыки для использования их в будущем, и что им не нужно беспокоиться о том, что сейчас они не могут всего запомнить, и слова кажутся искусственными. Объясните, что после некоторой практики они будут легче использовать эти навыки в жизни, и эти навыки станут частью их самих, и каждый раз они будут находить свои собственные слова и методы.

Рефлексия. 

Приложение:

Презентация: « Система работы социально-психологической службы учреждения профессионального образования по профилактике зависимого поведения несовершеннолетних» (ppt)

Видеоролики: «Не хочу хвастаться» (mp4), «Танцы» (wmv), «Нравственное воспитание 1 часть (wmv), 2 часть  (wmv)»

 

Литература

  1. Котляров, А. В. Другие наркотики, или HOMO ADDICTUS Человек зависимый / А. В. Котляров. – М. : Психотерапия, 2006. – (Психология успеха).
  2. Павленок, П. Д. Наркомания и токсикология как формы девиантного поведения: // Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения : учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М., 2010.
  3. Аддикт – это кто?: [психологические основы формирования наркотической зависимости] // Нарконет. – 2006. – № 6. – С. 29-31.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*