Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЩебнеочистительная машина - путевая машина для очистки балласта, применяемая на железнодорожном транспорте при среднем и капитальном ремонте железнодорожного пути для восстановления упругости щебёночного слоя и его дренирующих свойств, а также для улучшения несущей способности балластной призмы. В этой статье раскрою тему появления первых машин по вырезке балласта, как появилась идея их создания и почему они стали самыми востребованными при среднем и капитальном ремонте.
Первые щебнеочистительные машины были разработаны в СССР в 1940 году XX века, а на железнодорожном ходу - в начале 1950 года. Машины на жд ходу осуществляли очистку щебня по всей ширине балластной призмы: балласт загребался с пути ковшовыми цепями и давался в цилиндрические крутящиеся грохоты, через отверстия которых загрязнители и пылевые фракции щебня спадали на конвейер и выбрасывались на обочину пути. Очищенный балласт ссыпался в путь. Внедрение прогрессивной технологии, при которой машины тяжёлого типа в определённой последовательности выполняют ремонт пути в «окна», потребовало разработки принципиально новой машины, работающей с большей производительностью. С середины 1950-х годов выпускаются самоходные щебнеочистительные машины на базе электробалластера и полуприцепные, работающие с одним или двумя тракторами. На всех щебнеочистительных машинах используется центробежное щебнеочистительное устройство, предложенное конструктором А.М. Драгавцевым. Одними из первых нашли применение машины, производящие земляные работы. Начиная с 1936 г. стали применяться тракторные скреперы. Скреперы особенно приспособлены для обычных условий железнодорожного строительства, так как обеспечивают совмещение трех основных операций при производстве земляных работ: рытье грунта, перемещение и выгрузку его в заранее назначенное место. Вначале распространение получили четырехколесные скреперы типа «Беккер» с ковшом емкостью 0,75 м3, но в 1938 году отечественной промышленностью было освоено производство более экономичных скреперов и наиболее широкое распространение получили скреперы советской конструкции с ковшами емкостью 2,25 и 6 м3. Отечественной промышленностью также были освоены скреперы с ковшами емкостью 10, 15 и 25 м3.
В 1936 г. на постройке линии Уральск-Илецк впервые были применены грейдер-элеваторы, которые по своей высокой производительности и простоте управления, подвижности и удобству организации работ являлись лучшими землеройными машинами. Наиболее эффективны эти машины были при возведении невысоких насыпей. Грейдер-элеватор состоит из грейдера, нарезающего грунт и элеватора, подающего грунт в насыпь или в автомашину. Также широкое применение имели при производстве земляных работ бульдозеры (механические отвалы), работающие успешно не только на планировке, но и на перемещении грунта на короткие расстояния. В 1950-е годы советскими конструкторами, изобретателями и научными работниками был создан ряд новых машин, например, машина по отделке откосов земляного полотна, механизирующая процесс планировки производительностью 75 м3/час, смонтированная на тракторе С-80. Эта машина заменяла труд 60-70 землекопов и в 2 раза уменьшала стоимость работ.
ЩОМы были просты по конструкции и обслуживанию, передвигались с помощью серийных тепловозов и получали от них энергопитание, достигали производительности до 1500 м3/ч. Все устройства были смонтированы на раме электробалластера. Однако путейцев не устраивало в них то, что рабочие органы очищали щебень на недостаточную глубину, а засорители оставались рядом с балластной призмой и в кюветах. Дальнейшая модернизация ЩОМ-Д (установка роторных и второго щебнеочистительного устройств, транспортеров отбора очищенного щебня) обеспечила максимальную глубину выемки балласта до 20-22 см, но привела к «переподъемке» пути. Стало очевидным: машины с центробежной очисткой балласта и пассивным подрезным ножом эффективны только в начале постановки пути на щебень. Когда же его уровень доходил до проектных отметок, надо было применять технику, оставляющую путь на прежнем уровне. К сожалению, к этому выводу специалисты пришли с большим опозданием. К тому времени на многих участках линии был «выбран» весь ресурс расстояния до контактного провода, отчего нарушились нормативные очертания балластной призмы и основной площадки земляного полотна. Восстановить дренирующие свойства балластной призмы старыми методами было невозможно по условиям ее размещения на основной площадке земляного полотна и соблюдения габаритов.
Для устройства прорези в земляном полотне при его лечении от образования балластных корыт и мешков был изготовлен Прорезекопатель, который состоял из скребкового транспортера, крана-укосины. 2-х лебедок управления и электрической установки (электростанции типа ЖЭС-30).
В 1991 - 1992 гг. ПТКБ путейского главка совместно с заводами начал заниматься технологиями глубокой очистки щебня с применением активных рабочих органов для его вырезки из пути. Идеи воплощали в жизнь по двум направлениям: создавая отечественные машины и изготавливая их на предприятиях МПС в кооперации с зарубежными фирмами. В результате к серийному производству были выбраны три типа основных машин: СЧ-600 и СЧ-601; ЩОМ-6БМ и ЩОМ-6У; RM-80. Все они имели одни и те же принципиальные особенности: щебень удаляли из-под решетки выгребной цепью, а очищали его от засорителей на плоских грохотах.
До 1970-х годов рихтовка пути выполнялась гидравлическими путевыми домкратами, путеподъёмниками с механизмом сдвижки путевой решётки, а также специальным навесным устройством на электробалластёре. В середине 1970-х годов для железных дорог СССР разработаны специализированные рихтовочные машины: самоходная машина Р-2000 и прицепной путерихтовщик системы инженера В.X. Балашенко. Путерихтовщик осуществлял выправку пути с поднятой путевой решёткой, для чего был оборудован электромагнитами и вертикальными гидроцилиндрами, соединёнными с захватами рельсов. Основным рабочим механизмом был рихтовочный рычаг, снабжённый подрихтовочными и рихтовочными роликами. Самоходная рихтовочная машина Р-2000 производила выправку пути с помощью захватных роликов, приводимых в действие гидроцилиндрами и удерживающих рельсо-шпальную решётку при сдвижке и рихтовке. Оборудована рихтовочной контрольно-измерительной системой, предназначенной для измерения отклонения пути в плане, подачи сигналов на сдвижку и контроль отрихтованного пути.
При отсутствии путевых машин путевой инструмент служил единственным техническим средством для производства путевых работ. В начале XX века для привода путевого инструмента использовался лёгкий бензиновый двигатель (мотоинструмент), сохраняющийся до сих пор в некоторых типах путевого инструмента, а позднее - компрессор, подающий сжатый воздух к рабочему органу (пневмоинструмент).
В 1879 году Генделем был создан первый очиститель снега для паровоза, а спустя 6 лет создали роторный очиститель снега Лобачевского.
В 1897 году Левчаком был создан вагон-путеизмеритель, а в 1910 году Шумилов создал первую снегоуборочную машину (прародитель современной снегоуборочной машины СМ-2).
В 1934 году Платов создал знаменитый путеукладчик УК-12. Также в этом году Белогорцев, Алешин, Барыкин и Девьякович создали балластеры Б-3 и Б-5, которые в 1946 году электризовали.
В 1946 году Плохоцким был создан хоппер-дозатор для того, чтобы перевозить выгружать балластные материалы.
В 1959 году инженер Драгавцев создал высокопроизводительную щебнеочистительную машину с центробежной очисткой путевого щебня от всех засорителей.
В 1963 году по авторству Клауза и Федорова Плохоцкий, Горбачев, Иванов и Солонов создали первую в мире уплотнительную выправочно-подбивочно-отделочную путевую машину ВПО-3000 с непрерывным действием высокой производительности.
В 1982 году Денис Матвиенко и его сын Петр создали первый путевой механизированный гайковерт.
В 1994 году Гапеенко разработал щебнеочистительную машину ЩОМ-6 нового поколения, которая была оборудована плоскими грохотами.
В 1989 году Попович, Волковойнов, Стеблецов и Константинов создали динамический стабилизатор путей.
Создание щебнеочистительной машины появилось место быть после появления первых проблем с загрязнением балласта, не было никакого механизированного инструмента, который мог бы очистить балластную призму без снятия рельсошпальной решетки. При загрязненном балласте вокруг шпал и особенно у их торцов образуются выплески и создаются благоприятные условия для произрастания растительности. Выплески образуются вследствие появления потайных толчков (просвета между нижней постелью шпал и балластом). Машина позволила производить работу, не снимая рельсошпальную решетку, тем самым облегчить ручной труд и уменьшить время на работу. Устройства для пробивания шпальных ящиков еще не было изобретено, приходилось работать ручным инструментом, чтоб баровая цепь могла справиться с толстым слоем балласта. Тогда и появилась проблема защиты баровой цепи, которая актуальна и сейчас.
С появлением щебнеочистительных машин дало толчок на развитие машин этого типа, железные дороги стали качественнее и безопаснее. Упрощена технология работы, сделало труд более эффективным и малозатратным.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Щебнеочистительные машины в дорожно-строительной отрасли
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.