Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование учебно-профессиональной мотивации у студентов медицинского колледжа посредством ситуационных задач по анатомии и физиологии человека

01.06.2020 543 905
Бочарова Любовь Леонидовна
Бочарова Любовь Леонидовна, преподаватель

Челябинский медицинский колледж

Повышение качества подготовки специалистов – это одна из важнейших проблем, стоящих перед профессиональной  школой. Современные условия развития общества предъявляют новые требования к системе среднего профессионального образования. В настоящее время осуществляется переход к концепции личностно ориентированного образования, предполагающей достижение будущим специалистом такого уровня профессиональной компетенции, который создает условия для саморазвития личности, актуализации творческих способностей.

Одним из главных принципов современной анатомии является единство теории и практики, ее прикладной характер, то есть клиническая направленность в изучении строения организма человека. Такой подход в преподавании и усвоении предмета вместе с глубокими знаниями систематической (описательной) анатомии и ее ветвей – функциональной, возрастной анатомии и основ топографической анатомии способствует началу формирования уже у студентов I-II курсов клинического мышления.

Одной из форм управления этим процессом и одновременно проверкой знаний студентами программного материала является решение ситуационных задач, которое проводится на текущих практических и теоретических занятиях, а также на экзамене по анатомии человека.

Объектом исследования:  формирование учебно-профессиональной мотивации у студентов медицинского колледжа.

Предметом исследования: ситуационные задачи по анатомии как средство формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов медицинского колледжа.

Цель: разработка  комплекса ситуационных задач по анатомии как средства формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов медицинского колледжа.

Гипотеза исследования. Использование в учебном процессе медицинского колледжа комплекса ситуационных задач по дисциплине «Анатомия» обеспечит положительную динамику формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ состояния проблемы формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов медицинского колледжа посредством ситуационных задач;

2) разработать комплекс ситуационных задач по анатомии для формирования учебно-профессиональной мотивации у студентов медицинского колледжа;

Методы исследования:

– теоретические (абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, моделирование);

Преподавание анатомии человека с использованием комплекса ситуационных задач строится с учетом практической значимости анатомических знаний, иллюстрируется клиническими примерами. Студенты имеют возможность получить представление о том, где и как полученные знания могут использоваться в их профессиональной деятельности. Это способствует укреплению учебно-профессиональной мотивации, направленной на успешное овладение материалом.

Ситуационная задача зачастую имеет четко выраженный набор исходных данных, которые необходимо использовать для получения единственно правильного решения. Это делает ее более эффективной в тех ситуациях, когда требуется научиться находить это единственно правильное решение. Например, для установления клинического или топического диагноза. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. В основе ситуационной задачи лежит конкретная ситуация. Обучаемому предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации или задача, требующая решения. Материал в ней подкреплен результатами специальных исследований и другой информацией. Кроме того, описание ситуации может содержать факторы, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к решению, но именно из них требуется выделить самые важные, приоритетные для принятия решений. Ряд авторов считают, что обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы студенту захотелось найти на него ответ. По мнению других – для ситуационных задач не является обязательным или непременным наличие четко сформулированного вопроса.

Каждая ситуационная задача содержит условие (краткое содержание практической - клинической ситуации), вопрос и эталон ответа (для самоконтроля). Студент обязан не только дать краткий ответ, но и в собеседовании с преподавателем обосновать его, то есть рассказать о ходе своего решения этой задачи. При этом он должен привести доказательства правильности своих суждений из теоретического (в том числе лекционного) курса, подтвердить свои знания на препаратах, муляжах, таблицах, схемах, а также показать свой уровень владения международной анатомической терминологией.

Ситуационная задача отличается от конкретной ситуации:

  • более четкой постановкой вопроса, как с качественной, так и с ко­личественной точек зрения;
  • необходимостью со стороны обучаемых выполнения расчетов — экономических, математических, технических и др.;
  • представлением результата решения только в виде количественных показателей, графиков, формул, графически изображенных структур. В медицинском образовании ситуационная задача имеет всегда одно решение, а при анализе конкретной ситуации возможны варианты.

Решение ситуационных задач возможно как в аудиторной, так и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Каждый студент решает ситуационную задачу индивидуально, а свои рассуждения, логические построения и полученный результат её решения представляет для обсуждения в группе. 

Критерии оценок решения ситуационных задач

«5»:Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями на анатомических препаратах, с правильным и свободным владением анатомической терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, четкие.

«4»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала), в схематических изображениях и демонстрациях на анатомических препаратах, с единичными ошибками в использовании латинских анатомических терминов; ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно четкие.

«3»: Ответ на вопрос дан правильный. Объяснение хода ее решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом), со значительными затруднениями и ошибками в схематических изображениях и демонстрациях на анатомических препаратах, в использовании латинских анатомических терминов; ответы на дополнительные вопросы недостаточно четкие, с ошибками в деталях.

«2»: Ответ на вопрос дан (не) правильный. (Но) Объяснение хода ее решения (не) дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования (в т.ч. лекционным материалом), без умения схематических изображений и демонстраций на анатомических препаратах или с большим количеством ошибок, с незнанием латинских анатомических терминов или большим количеством ошибок в их использовании; ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют).

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Формирование учебно-профессиональной мотивации у студентов медицинского колледжа посредством ситуационных задач по анатомии и физиологии человека




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*