Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование профессионального самоопределения и профессиональной устойчивости у будущих специалистов среднего звена системы здравоохранения

27.05.2020 417 604
Копотилова Марина Александровна
Копотилова Марина Александровна, директор

Калистратова Светлана Евгеньевна
Калистратова Светлана Евгеньевна, зам. директора по УПР

Шайдуллина Юлия Сергеевна
Шайдуллина Юлия Сергеевна, заместитель директора по общим вопросам

Челябинский медицинский колледж

Главной целью как системы здравоохранения в целом, так и ее отдельных структурных элементов (вплоть до конкретного медицинского работника) является оказание качественной медицинской помощи, направленной на достижение оптимально возможных показателей общественного здоровья и высокого уровня удовлетворенности населения. В наши дни качество медицинской помощи находится в центре внимания всех субъектов обязательного медицинского страхования и других участников медико-санитарного обслуживания.

В свете современных требований, все  большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и самое главное, профилактике заболеваний и осложнений, которые невозможны без активного использования среднего медицинского  персонала, их знаний и умений по уходу за пациентами, по выполнению простых медицинскихуслуг, работе с родственниками и самими пациентами по обучению навыкам ухода , грамотному оказанию первой медицинской помощи и т.п. Средний медицинский персонал  – это составная, если не сказать, ключевая часть системы здравоохранения, направленная на решение проблем индивидуального и общественного здоровья населения. В этой связи качественное медицинское образование специалистов среднего звена  является своеобразной гарантией качества медицинской помощи.

Одним из важнейших звеньев в системе подготовки медицинских кадров,  безусловно,  является правильная и своевременная профессиональная ориентация. Принимая решение о выборе профессии медицинского работника,  молодые люди не всегда четко представляют себе особенности и трудности овладения ею.  Мотивация   к выбору профессии у выпускников школ не всегда высока. Это обусловлено, на наш взгляд, юным возрастом поступающих, низким уровнем сформированности жизненных приоритетов, авторитарным мнением родителей. В целях  оптимально правильной  профессиональной ориентации сотрудники колледжа тесно взаимодействуют с общеобразовательными организациями. Стали уже традиционными мероприятия, такие  как: «Мое призвание – медицина», «Я родился!», «Стации здоровья», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Здоровый образ жизни», «Жить здорово», День открытых дверей.

Профессия медицинского работника является не только одной из самых гуманных, но и одной из труднейших. Ситуация профессионального самоопределения   здесь также является достаточно сложной.

Формирование профессионального самоопределения является одной из основных задач профессионального образования в медицинском колледже. Профессиональное самоопределение можно рассматривать и как процесс, и как результат профессионального выбора, при этом под результатом мы понимаем готовность к созданию данного акта, а под процессом – поэтапное формирование готовности к профессиональной деятельности.

В ходе обучения в колледже педагоги стремятся максимально развивать личные качества студентов. В результате длительного процесса формирования личности формируется профессиональная пригодность будущего специалиста.

Особое внимание уделяется формированию толерантности, любви к ближнему, состраданию, человечности, человеколюбию.

 В колледже создана и постоянно действует волонтерская организация «Оглянись», целью которой является личностное развитие, социальная самореализация и профессиональное самоопределение  студентов через ознакомление с различными видами социальной активности. Это и проведение мероприятий для предотвращения      социальных, национальных и   религиозных конфликтов, пропаганда здорового образа жизни и профилактика заболеваний,  поддержка донорства, чествование ветеранов Великой Отечественной  войны, оказание помощи пожилым людям.

Приоритетным направлением волонтерского движения является  оказание помощи детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Данное направление деятельности помогает студенту проявить себя в той или иной сфере медицинской деятельности с учетом своих личных качеств.

На профессиональное самоопределение  студента  огромное влияние оказывает процесс прохождения производственной практики. В рамках социального партнерства колледж взаимодействует с 29  разнопрофильными медицинскими организациями г. Челябинска и Челябинской области.

С учетом профессиональных предпочтений  каждого студента разработан индивидуальный подход при определении места прохождения производственной  практики, в особенности, преддипломной. Накоплен многолетний опыт прохождения студентами выпускных групп преддипломной практики по индивидуальным договорам. Ключевую роль здесь играет выбор студентом будущего места работы.

Особое внимание уделяется профессиональному самоопределению обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Ведущим фактором при определении места прохождения практики, а возможно, и последующего трудоустройства, является состояние здоровья студента.

Одним из факторов  качественного функционирования системы здравоохранения  является профессиональная устойчивость медицинских работников среднего звена, связанная с достоверностью, стабильностью, прочностью профессиональной подготовки студентов средних специальных учебных заведений.

Понятие «профессиональная устойчивость» впервые появилось у К. К. Платонова, понимавшего под этим свойство личности, в котором проявляется интенсивность, действенность и  устойчивость профессиональной направленности. 

Наивысший уровень профессиональной устойчивости проявляется в том, что человек, получающий от процесса труда удовлетворение, дает положительную оценку своей профессии и трудовой деятельности и рекомендует другим обучаться этой профессии.

"Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни", - сказал великий китайский мыслитель и философ Конфуций несколько веков назад.

Каждый человек хочет заниматься тем, что ему нравится. Но, к сожалению, в силу определённых обстоятельств, не у всех получается найти для себя работу, соединяющую и «хочу», «могу»  и «надо». В таких случаях основной задачей педагога, в период обучения студента, является формирование  интереса  к получаемой профессии.

Исходя из того, что среднее профессиональное учебное заведение призвано развивать личность будущего специалиста в ходе образовательного процесса с учетом личного ценностного выбора, личных возможностей, способностей и социального заказа, мы рассматриваем интегральное качество личности специалиста — профессиональную устойчивость как цель и критерий успешной подготовки средних медицинских кадров.

Профессиональная направленность изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, которая является главной  составляющей формирования профессиональной устойчивости, обеспечивается методологической насыщенностью содержания, с учетом специфики работы медицинских учреждений — муниципальных, областных, отраслевых и пр. Насыщение содержания учебных дисциплин, прежде всего, сведениями из практики работы медицинских сестер, постоянный разговор сквозь призму профессии «медицинская сестра» позволяет развивать у студентов сострадание к больному, сопереживание, сочувствие, осознание своей роли в судьбе больного, способствует становлению достаточно высокого статуса личности медицинской сестры, ее человечности, толерантности, человеколюбия, сердечности.

В реализации данного подхода неоценимую роль играет тесное взаимодействие с социальными партнерами. До 50 % сотрудников колледжа составляют представители практического здравоохранения, в том числе, главные и старшие медицинские сестры.

Образовательный процесс в колледже максимально приближен к  условиям  практического здравоохранения, а содержание обучения к действительности, перенимая все лучшее, что действует в здравоохранении, Производственная и преддипломная практика проводится в  лучших лечебно-профилактических учреждениях города Челябинска и Челябинской области, реализующих передовые технологии организации сестринской деятельности и сестринского ухода.

В ходе данного процесса становятся более определенными и ярко выраженными профессиональные предпочтения, возрастает готовность студентов к принятию себя как субъектов профессиональной медицинской деятельности.

Критерием сформированности профессионального самоопределения является стабильно высокие показатели трудоустройства выпускников.

Мониторинг закрепляемости молодых специалистов из числа выпускников колледжа на рабочих местах в течение одного календарного года является одним из приоритетных направлений системы внутриколледжного контроля качества образования. В рамках учебно-исследовательской работы студентов, под руководством заместителя директора по учебно-производственной работе Калистратовой С.Е. проводится исследование «Анализ успешности  выпускников ГБПОУ «Челябинский медицинский колледж», позволяющее выявить не только показатель закрепляемости на рабочих местах, но и проблемы, препятствующие успешной профессиональной социализации.

Нацеленность образовательного процесса медицинского колледжа на формирование профессионального самоопределения  и профессиональной устойчивости личности студента позволяет более эффективно подготовить его к  преодолению характерных трудностей профессии, заложить основу будущего профессионализма. Таким образом, постановка проблемы формирования профессионального самоопределения  и профессиональной устойчивости сестринского персонала, является вполне оправданной, поскольку Всемирная организация здравоохранения рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал удовлетворения потребности населения в доступной, а главное качественной медицинской помощи.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Формирование профессионального самоопределения и профессиональной устойчивости у будущих специалистов среднего звена системы здравоохранения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*