Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Об уровне сформированности философского мышления студентов

20.06.2013 339 1038
Курманова Сабиля Андреевна
Курманова Сабиля Андреевна, преподаватель цикловой комиссии физико-математических дисциплин

Оренбургский государственный университет - Колледж электроники и бизнеса

Актуальность исследования заключается в том, что социально-экономические изменения в современном обществе, развитие единого информационного пространства влияют на повышение требований, предъявляемых к уровню подготовки специалиста и обусловливают востребованность личности, способной применению своих знаний в измененной ситуации, критическому, философскому мышлению. Каждый должен обладать способностями, позволяющими ему понимать окружающий мир для обеспечения условий для достойной жизни, развития профессиональных навыков и общения.


Современная система образования в своих основных чертах сложилась под влиянием определенных философских и педагогических идей. Они были сформированы Я.А.Коменским, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребелем и, далее И.Ф.Гербартом, Ф.В.А.Дистервегом, Д.Дьюи и другими основателями педагогики. В результате изучения их трудов и трудов многих философов, мыслителей: Платона, Аристотеля, Ж-Ж.Руссо, И.Канта, Шлейермахеля, Гегеля, В.Дильтея, М.Бубера, К. Ясперса сформулировано определение философского мышления.


Философское мышление – это феномен человеческой деятельности, отражение внешнего мира, который носит мировоззренческий, экзистенциональный, моральный характер подхода к постановке и решению вопросов. 


Философское мышление как интегративное качество личности имеет сложную структуру, состоящую из ряда компонентов: мотивационно-ценностного, гностического, операционно-деятельностного. Эти компоненты позволил нам выявить анализ философской (М. С. Каган, Л. Н. Коган, А. Ф. Лосев), психологической (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, О. К. Тихомиров, Г. П. Щедровицкий), педагогической (П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев), литературы. Это  позволило нам сформулировать рабочее определение философского мышления.


Философское мышление студента — интегративное качество личности, развивающееся по мотивационно-ценностному, гностическому и операционно-деятельностному критерию и открывающее субъекту возможность выхода за пределы заданных отношений и сформированных связей.


На этапе констатирующего эксперимента, посредством анкетирования студентов 1-2 курсов Оренбургского государственного педагогического университета и Колледжа электроники и бизнеса ОГУ, получены данные о уровне сформированности философского мышления студентов. Значимым было определение наличия или отсутствия  познавательных мотивов у студентов, в анкете на это были направлены вопросы № 1, 12-18.

 

Вопрос «Испытываете ли Вы потребность в формировании и саморазвитии философского мышления?» предполагает выявить потребность в формировании и саморазвитии философского мышления.

 

Таблица 1

 

Физико-математический факультет

ОГПУ

%

Институт естествознания и экономики ОГПУ

%

Факультет социальной педагогики ОГПУ.

%

Колледж электроники и бизнеса

ОГУ

%

Испытываю в значительной степени

16,2

15,4

10,7

14,3

Испытываю в некоторой степени

67,6

53,8

64,3

57,1

Не испытываю

5,4

7,7

3,6

9,5

Затрудняюсь ответить

10,8

23,1

21,4

19,1

 

По данным таблицы можно сделать вывод, что большинство студентов (53-68%) испытывают в некоторой степени потребность в формировании и саморазвитии философского мышления: 10-17% опрошенных респондентов испытывают эту потребность в значительной степени и 3-10% - не испытывают, а 10-23% - затрудняются ответить (что свидетельствует о низком уровне сформированости мотивационно-ценностного компонента философского мышления).

 

На вопрос: «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?» мы получили самые разнообразные ответы (не принимались ответы типа: гулять, смотреть сериалы и т.п.). Интересовали ответы на закрытые вопросы, отражающие наличие познавательного интереса. В свободное время читать научные статьи посчитали возможным лишь 11,7% опрошенных респондентов. Студентов, которые в свободное время предпочитают заниматься любимым предметом 15%. Так же были получены ответы типа: «читать художественную литературу», «заниматься творчеством» (5,1%).


Данные ответов на следующий ряд вопросов, связанный с научной деятельностью студентов представим в таблице. Эти вопросы предполагают выявить степень участия респондентов в научной деятельности.

Анализ данных на вопросы № 16-18 позволяет сделать вывод о том, что практически все опрошенные студенты принимали участие в научной деятельности, большинство из которых – в качестве субъекта деятельности.

 

Таблица 2.

16. Отметьте, в каких формах научной деятельности вы принимали участие?

 

Физико-математический факультет

ОГПУ

%

Институт естествознания и экономики ОГПУ

%

Факультет социальной педагогики ОГПУ.

%

Колледж электроники и бизнеса ОГУ

%

Дискуссии

56,7

53,8

54,5

 

Подготовка доклада

70,3

84,6

54,5

76,2

Участие в студенческих научно-исследовательских кружках

5,4

7,7

9,1

14,3

Выступление на конференции

37,8

7,7

36,4

14,3

Чтение научных монографий, статей

 

 

 

 

Составление обзоров научной информации

 

 

9,1

9,4

Написание рефератов

94,6

92,3

90,1

90,5

Другое

 

 

 

 

18. Если вы были активным участником, то какие чувства вы испытывали?

Гордость за то, что смог разрешить трудные вопросы

16,2

15,4

17,9

33,3

Чувство удовлетворения от того, что смог выразить и аргументировать свое мнение

70,3

61,5

71,4

66,7

Волнение

13,5

23,1

10,7

 







 

Философское мышление обеспечивает процессы самопознания, самообразования, самореализации личности. Овладев философским мышлением, субъект приобретает рефлексивную способность, позволяющую ему строить свое целеполагание, проектирование, программирование и коррекцию своих действий, оценивать результат своей деятельности.


Анализ анкетных данных показал, что далеко не все студенты обладают полным представлением о том, что представляет собой понятие «философское мышление». В вопросе №2 (открытый тип) было предложено дать толкование данного понятия: 74,1% (от общего числа опрошенных) – не дают ответа, из оставшихся 25,9% опрошенных студентов 6,3% дают толкование, не отражающее смысла понятия «философское мышление», например, «тип мышления», «рассуждение о чем-либо», «способность воспринимать действительность». Только 19,6% студентов дали более точное толкование, охарактеризовав его отличительные черты как «критическое мышление, видение проблем и путей их решения», «мышление, способствующее осмыслению окружающей действительности с точки зрения философии», «умение рассуждать, находить связи между явлениями», «логически размышлять, видеть противоречия, выражать мнение». Для нас это послужило выводом о том, что есть студенты, на которых можно опереться в экспериментальной работе.

 

На вопрос «Нужно ли современному человеку обладать философским мышлением?» подавляющее большинство студентов ответили «да». Вопрос «Для чего необходимо философское мышление?» дал следующие результаты (таблица 3).

Таблица – 3.

 

Физико-математический факультет ОГПУ

%

Институт естествознания и экономики ОГПУ

%

Факультет социальной педагогики ОГПУ.

%

Колледж электроники и бизнеса ОГУ

%

Видеть противоречия

27,1

7,7

3,6

9,4

Выстраивать логику доказательств

24,3

23,1

14,3

19,1

Участвовать в научных дискуссиях

8,1

 

7,1

9,4

Уметь ставить перед собой цель и отбирать соответствующие цели средства их достижения

54,1

53,8

42,9

57,1

Уметь сформулировать и выразить свое мнение

62,2

46,2

32,1

42,9

Уметь самостоятельно найти решение проблемы

46

84,6

7,1

61,9

Что еще, допишите

 

 

 

 

 

Из анкетных данных видно, что студенты физико-математического факультета выделяют умение сформулировать и выразить свое мнение (62,2%); студенты института естествознания и экономики – умение самостоятельно найти решение проблемы (84,6%); факультета социальной педагогики (42,9%) и факультета информационных технологий колледжа электроники и бизнеса ОГУ (61,9%) – умение ставить перед собой цель и отбирать соответствующие цели средства их достижения. На всех факультетах студенты выделяют основных три из рассматриваемых признаков - умение ставить перед собой цель и отбирать соответствующие цели средства их достижения, умение сформулировать и выразить свое мнение, умение самостоятельно найти решение проблемы. Некоторые студенты выделяют и умение выстраивать логику доказательств (14-25%), а студенты физико-математического факультета выделили и умение видеть противоречия (27,1%).


Умение аргументировать свою позицию показало 11,3% опрошенных студентов.

 

Особую ценность в определении способности философски мыслить имели для нас результаты ответов на последние вопросы. Это были задания на сравнение двух или более точек зрения, выделение основной идеи, обобщение разных точек зрения. К сожалению, ни одного ответа на данный вид вопросов не был получен, что свидетельствует о допустимом или низком уровне сформированности философского мышления.


Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что проблема исследования является актуальной в педагогической практике и ее решение требует: анализа состояния проблемы; поиска эффективных путей и способов ее преодоления; выявления комплекса педагогических условий эффективного формирования философского мышления студентов; определения методических аспектов их реализации в рамках учебного процесса университета.

 

Список используемой литературы

  1. Бахтин, М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук./ М.М. Бахтин. – СПб.: Азбука, 2000. – 336с.
  2. Библер, В.С. Мышление как творчество./ В.С. Библер. – М.: Политиздат, 1975. –399 с.
  3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность./ А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1997. – 304с.
  4. Новейший философский словарь/ сост. А.А. Грицанов. – М.:Изд-во В.М. Скакун, 1998. - 896с.
  5. Щедровицкий, Г.П. Предисловие. Система педагогических исследований: методологический анализ./Г.П. Щедровицкий // Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. – С. 64 – 65.
  6. Фролов, И.Т. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*