Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогический потенциал музейной работы в Костромском энергетическом техникуме имени Ф.В.Чижова в условиях СПО

20.06.2013 372 1213
Барышникова Наталья Владимировна
Барышникова Наталья Владимировна, заведующая Музеем истории КЭТ

Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова

"Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет"

Карл Роджерс

 

В областной целевой программе «Развитие профессионального образования Костромской области в 2011-2015 годах» прослеживается цель: обеспечение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям регионального рынка труда, ориентированного на инновационное развитие экономики и социальной сферы Костромской области. При этом гуманизация профессионального образования, понимается, как необходимый и важнейший фактор разностороннего развития личности и ее самоутверждение [3].


Актуальность данной темы заключается в том, что одним из составляющих образовательной программы является многоуровневое профессиональное образование. Речь идет не только о необходимости профессиональных знаний и практического опыта, но и о развитии творческих возможностей личности, её исследовательской деятельности.


На сегодняшний день музей профессионального образования является одной из составляющих многоуровневого профессионального образования, и он способен стимулировать разностороннее развитие личности через педагогический процесс в условиях музейной среды.


Музей – это специфическое культурно-образовательное пространство. Оно не только созерцательное, где человек выступает в роли наблюдателя, но и живое развивающее пространство, обладающее высокой силой информации и эмоционального воздействия.


Музейное образование – это есть процесс освоения человеком в условиях музея системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.


Музеи образовательных учреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как форма гражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, как результат поисково-исследовательской деятельности, как показатель гражданской зрелости учебного заведения [1;144].


Гипотеза исследования - развитие музейной педагогики в Костромском энергетическом техникуме имени Ф.В.Чижова будет эффективным, если: определятся сферы её взаимодействия с подразделениями техникума, сферы социального сотрудничества с организациями и предприятиями города и области; она будет базироваться на исторических, философских, социальных и культурных традициях общества; произойдет взаимосвязь её действий с соответствующими формами образования и воспитания студента.


Цель работы: определить потенциал Музея истории КЭТ в формировании студента как будущего специалиста во всех сферах его деятельности и как разносторонне развитой личности. Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи: определить виды деятельности Музея истории КЭТ; раскрыть работу музея по направлениям; обозначить результаты работы, определяющие его педагогический потенциал.


Музей истории Костромского энергетического техникума имени Ф.В.Чижова был создан на постоянной основе в 1994 году к 100-летнему юбилею учебного заведения для увековечивания памяти своего земляка Ф.В.Чижова. С 2003 года, в связи с пополнением фондов музея, проводилась его реконструкция с созданием новых постоянных экспозиций. Открытие музея истории КЭТ, в том виде, котором он работает в настоящее время, состоялось 2004 года. Департамент образования и науки Костромской области, Костромской областной центр научно-технического творчества «Истоки» в 2010 году присвоили Музею истории КЭТ статус «Музей профессионального образования», приказ №896 от 07.05.2010 г., свидетельство №17.


Костромской энергетический техникум имени Ф.В. Чижова - одно из пяти «Чижовских» училищ, открытых по завещанию Ф.В. Чижова, промышленника, ученого, искусствоведа, мецената. Оно по праву является кузницей кадров, из его стен вышло около 20 тысяч специалистов. Поэтому всё, что связано с 117-тилетней историей самого техникума, его выпускников, преподавателей, с историей жизни и деятельностью Ф.В.Чижова, хранится в Музее и  является основой, на которой строится музейная работа и учебно-воспитательный процесс.

Основной фонд Музея составляет - 7983 единиц, научно – вспомогательный фонд - 2394 единиц, в том числе предметов конца XIX века начала XX века - 1943 единиц.


Музей истории КЭТ работает с целью – создать условия для развития личности путем включения её в многообразную деятельность. Формирует у студента социально значимых патриотические и духовно-нравственные ценности, взгляды, идеи, убеждения. Прививает чувства любви к малой родине на примере жизни и деятельности Ф.В.Чижова и лучших выпускников техникума. Воспитывает в студентах бережное отношение, уважение к историческому наследию учебного заведения, сохранение и преумножение его традиций. Через педагогический потенциал формирует у молодежи социально активную гражданскую позицию, проявляющуюся в ценностном отношении к личности, обществу, профессии. Музей взаимодействует со всеми подразделениями техникума. Он организует свою деятельность в соответствии с Положением о Музее, программой гражданско-патриотического воспитания «Гражданин России» до 2015 года, ежегодными планами, утвержденными директором техникума, реализацией таких проектов как: "Книга воинской Славы", «Память сердца», «Книга Почета». Музей постоянно взаимодействует с организациями и предприятиями г. Костромы и Костромской области, на которых работают наши выпускники.

 

Виды деятельности музея истории КЭТ

 

1. Учебная деятельность (факультатив) - для нового набора студентов заведующей музеем в музее истории КЭТ, проводятся факультативные занятия. Студенты знакомятся: с жизнью и деятельностью Ф.В.Чижова; с историей: территории учебного заведения, техникума, отделений, материальной базы и её становлением; с достижениями выпускников, выпускников-преподавателей, их вкладом в дело становления техникума и отрасли.


2. Внеурочная деятельность - экскурсии по тематическим экспозициям-выставкам (в течение года их насчитывается до 15) и по постоянным экспозициям (119 экспозиций + 44 предмета лабораторные физические и химические приборы); классные часы в музее истории КЭТ с приглашением выпускников по специальностям; классные часы по отделениям на темы согласно плану на месяц (утверждается директором техникума); ежегодные технические конференции, с приглашением выпускников (ко Дню энергетика). Внеурочная деятельность это - экскурсии на предприятия города и области; сбор материала о выпускниках, их трудовой деятельности для исследовательских работ, пополнения фонда музея, дальнейшего сотрудничества; встречи с выпускниками - ветеранами войны и труда, выпускниками, ветеранами работниками учебного заведения, выпускниками - участниками военных событий; проведение уроков мужества (подготовка материала и презентаций); посещение музеев, выставок. Педагогическую деятельность музей реализует проводя: «Чижовские» чтения; занятия в кружке "Юный Краевед" (направление кружка - заинтересовать студента на: поисковую работу, исследовательскую; на работу с документами архива Музея истории КЭТ; с музеями, библиотеками, архивами города и области; на сотрудничество с организациями, предприятиями на которых работают наши выпускники); тематические литературные гостиные совместно с библиотекой техникума.


На базе Музея работает Совет музея, студенты возлагают цветы в памятные даты, как к памятникам города, так и к мемориальным доскам на фасаде главного корпуса и местам, связанным с именем Ф.В.Чижова, проводят классные часы, ухаживают за могилами наших преподавателей, участников Великой Отечественной войны у которых нет родственников.


3. Исследовательская, практическая деятельность - написание рефератов, исследовательских работ, участие в конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях разного уровня; работа по поиску документов, материалов о выпускниках разных лет, преподавателях выпускниках, династиях по отделениям и встречи с ними; реализация проекта "Книга воинской Славы" в который входит  поиск, запись имен наших выпускников вернувшихся с фронта с победой, в Книгу воинской Славы, вручение им или их родственникам Книги воинской Славы; реализация проекта «Книга Почета», в которую вносятся имена выпускников учебного заведения добившихся профессиональных успехов по ходатайству администрации предприятий города и области; реализация проекта «Память сердца» - включает в себя сохранение памятника своей малой Родины (д. Губачово) и уход за ним, восстановление имен тех, кто отдал свои жизни за наше светлое будущее, имен солдат, не вписанных ни на какую доску памяти, увековечение их имен и вечную помять ушедшим на фронт землякам. Музей проводит экскурсии для школьников города, области, студентов и гостей.


Работа Музея истории КЭТ направлена на: стимулирование самостоятельности мышления; развитие духовных и нравственных качеств; развитие личности как гражданина-патриота Отечества; развитие профессиональной ориентации; привитие любви и уважения к избранной профессии; социальное сотрудничество студента и успешного выпускника; привитие чувства любви и гордости к Родине, родному краю, учебному заведению, традициям; поддержку инициатив и начинаний студентов в научно - исследовательской деятельности.


Результат деятельности Музея истории КЭТ им. Ф.В.Чижова

 

1. Выпускник КЭТ: Мобильная личность, способная нести ответственность перед собой и обществом; Творческая личность с развитыми индивидуальными способностями, поисковым характером деятельности, мотивированная на самосовершенствование и саморазвитие, имеющая внутренний опыт, Личность с сформированным гуманистическим мировоззрением, развитыми нравственными качествами, признающая общечеловеческие ценности, владеющая навыками организационной культуры, традициях, отношениях, навыками культуры поведения и культуры общения; Социально-активная личность, гражданин  общества, страны, имеющий опыт успешной совместной деятельности. 


2. Проект «Книга воинской Славы», проект действует третий год 1) установлено и  включено в Книгу воинской Славы - 37 имен  наших выпускников, работников учебного заведения участников Великой Отечественной войны. Мы не только включили их имена в Книгу, но и нашли адреса и 2) торжественно вручили Книги воинской Славы 21 человеку: 3-м фронтовикам и 18 родственникам наших героев. 3) По адресам 13-ти фронтовиков или их родственников поиск продолжается. На Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов «Моя страна – моя Россия» проект получил диплом лучшего проекта.


3. Проект «Книга Почета» выпускников, проект действует два года. В Книгу занесены имена 43 наших выпускников, работников техникума, внесших особый вклад в дело становления его и отрасли, в разное время работавших на формирование авторитета и престижа учебного заведения. Сертификат подтверждающий включение в Книгу Почета вручается в актовом зале техникума в торжественной обстановке.


4. Проекта «Память сердца», проект стартовал в прошлом году, имеет программу по реализации. В течение учебного года: постоянно проводилась уборка территории, 2) восстановлены имена 1000 погибших; 3) изготовлены и прикреплены на часовню 4 памятные доски с именами погибших солдат; 4) проведена акция «Память сердца» - 46 георгиевских ленточек с табличкой, где записано имя ушедшего, из деревни, на фронт прикреплены к березкам; 5) проведены торжественные мероприятия ко Дню Победы (5 мая) и в день Иоанна Предтечи (7 июля)

Девиз: Кто, если не мы!!!!


5. Ежегодное пополнение архива Музея истории КЭТ документами, книгами, журналами, альбомами, дисками, фотографиями, воспоминаниями, связанными с выпускниками.


6. Исследовательские, поисково-краеведческие работы.


7. Участие в конкурсах, акциях, конференциях.


8. Создание альбомов «Династии выпускников», «Встречи выпускников», «Успешный выпускник»


Работа музея тесно связана с образовательным процессом учебного заведения и её, можно выразить следующей формулой: «просвещение + обучение + наука = специалист».


Обобщив работу Музея истории КЭТ, определяющую его педагогический потенциал можно сделать следующие выводы:

  • музей является центром информации;
  • он способен мотивировать студента к изучению истории малой Родины, исследовательской деятельности;
  • он оказывает большое воспитательное воздействие;
  • Музей истории КЭТ прививает любовь к профессии, уважение к ветеранам, педагогам, традициям техникума;
  • развивает социальное сотрудничество между студентами и выпускниками учебного заведения;
  • потенциал педагогики музейной работы в формировании студента как будущего специалиста соответствующего требованиям регионального рынка труда во всех сферах его деятельности и как разносторонне развитой личности очевиден и огромен.

Музей необходим каждому учебному заведению, он способен дополнить и обогатить любую информацию, сделать сам процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым [5].


Педагогический потенциал музейной работы в Костромском энергетическом техникуме имени Ф.В.Чижова подтверждает на практике слова известного американского психолога Карла Роджерса - "Ничто не может заставить прорасти зерно, но можно создать достаточно благоприятные условия, в которых оно прорастет". 

 

Используемая литература

  1. Завгородняя О.Н., Зобнина О.В. Музей истории учебного заведения // Организация воспитательной работы в образовательном учреждении / Сост. А.А. Огарков / Под ред. Л.А. Коробейниковой, А.А. Огаркова. – Вологда, 2008. – С. 144 – 146.
  2. Маленькое окно в большой мир: методические рекомендации в помощь организаторам музеев образовательных учреждений / Под ред. Н.А. Бритвиной, О.Б. Карповой. – Вологда: ИЦ ВГМХА, 2004. – 79 с.
  3. Областная целевая программа «Развитие профессионального образования Костромской области в 2011-2015 годах».
  4. Областная целевая программа «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан  Российской Федерации, проживающих на территории  Костромской области» на 2012-2015 годы.
  5. Шмакова М.П. Поисковая работа в школьном музее как средство воспитания патриотов // Внешкольник. – 2003. – №6. – С. 10 – 11.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*