Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современный урок и требования ФГОС

19.06.2013 735 3248
Боева Екатерина Михайловна
Боева Екатерина Михайловна, преподаватель

Савкова Валентина Александровна
Савкова Валентина Александровна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, к тому, чтоб занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.


По сути, происходит переход от обучения как преподнесения преподавателем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и обучающихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учеников в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.


Содержательные аспекты современного урока акцентируют внимание на развитии личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования различных возможных решений познавательных и практических задач. При этом основным условием достижения учеником предметных, метапредметных и личностных результатов выступает вовлеченность ученика в деятельность, в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования, то есть сформированность его субъектной позиции.


Субъектную позицию ученика в образовательном процессе следует рассматривать как цель, условие и результат образования. Развиваясь как личность, ученик формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других людей  и проявляет себя перед самим собой. Такая позиция возникает преимущественно тогда, когда педагог умеет вовлечь ученика в деятельность по самосовершенствованию себя и освоению универсальных учебных действий.


Достижение метапредметных, личностных и предметных результатов освоения образовательной программы основного общего образования необходимо рассматривать только в контексте формирования личной ответственности ребенка за свой успех, его готовности прилагать личные усилия для достижения результатов в различных сферах деятельности и в общении. Ответственность ребенка за свой образовательный успех / неуспех вырабатывается посредством самостоятельной оценки ситуации и собственного выбора линии поведения.

Даже если учитель и осознает объективную целесообразность перехода от субъект-субъектному взаимодействию на уроке, он затрудняется в практической реализации личностно-ориентированного и системно-деятельного подхода.

Одно из условий преодоления этого затруднения – выход за рамки традиционных, классических педагогических методов, приемов и средств обучения, усвоенных учителем во время подготовки в вузе и закрепленных в ходе профессиональной деятельности.


Традиционные методы соответствуют субъект-объектному подходу в обучении и в основном решают задачу формирования знаний, умений и навыков. Эти методы определяют преимущественно инструктивно-исполнительский характер деятельности субъектов образовательного процесса и предусматривают опору на запоминание предлагаемого учебного материала и воспроизведение как содержательных, так и деятельных компонентов. Такая императивная модель взаимодействия предполагает, с одной стороны, запрограмированность деятельности и активности учителя, а с другой – предопределяет репродуктивный характер деятельности учащихся. Цель своей деятельности учитель усматривает в формировании заранее определенных качеств личности школьника независимо от их интересов и склонностей.


В результате использования таких методов воспитательный и развивающий эффект обучения оказывается незначительным и, более того, снижается личностный потенциал учащихся: регрессирует мотивация учения, угасают познавательные потребности, возникают психологические барьеры в общении с педагогами.

Нетрадиционные педагогические методы (альтернативные системы методов) разнообразны и достаточно известны. Цель их – развитие ресурсов личности ребенка путем диалогического взаимодействия, групповое решение учебных задач, решение задач по выбору, а также исследовательских (проектных) задач. Результатом использования таких активных педагогических методов является изменение системы учебных стимулов: внешние стимулы (оценка, поощрение, наказание) теряют свою значимость и уступают место внутренним стимулам (познавательный интерес, творчество, потребность в качественном образовании).


Кроме того, это нетрадиционные не педагогические методы. В большинстве своем они по сути психологические, психотерапевтические. Их объединяет общий источник (гуманистическая концепция К. Роджерса) и общая направленность на выявление скрытых способностей учащихся, на оказание помощи в их проявлении. Ключевой момент этих методов следующий: задача педагога в создании условий для раскрытия личностного потенциала ученика. Использование этих методов (ролевые игры, ситуационное моделирование, тренинги) позволяет ученику увидеть собственные изменения, достижения, «почувствовать» значимость собственной мыслительной и поведенческой активности, «войти во вкус» самосознания и саморазвития.


Возможности не традиционных педагогических  и не педагогических методов значительны в плане обеспечения личностных достижений ученика, что и требуется в соответствии с новым ФГОС. Учителю следует стремиться к освоению этих методов взаимодействия с учащимися.


Основная форма развития личности в образовательном процессе – формирование учебной деятельности учащихся. Следовательно, приоритетным в деятельности учителя следует считать его готовность формировать учебную деятельность школьников в единстве всех ее компонентов.


В современном уроке в рамках личностно-ориентированного обучения важны технологии обучения, обеспечивающие формирование у учащихся универсальных учебных действий, достижения метапредметных результатов.


Технологии личностно-ориентированного обучения предполагают развитие личностных (социально значимых) качеств учащихся с помощью учебных предметов. Спектр социально значимых качеств разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникационные, творческие, физические, эмоционально-чувственные. Личностно-ориентированный подход создает  оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку в данном случае оно становится эффективным способом закрепления тех или иных личностных качеств и обеспечения психологического и социального здоровья.


Технология дифференцированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально – личностных, экзистенциально-личностных). Ее цель – оказать психологическую и методическую помощь школьникам, чтобы учебная деятельность была успешной. Она позволяет, прежде всего, учитывать особенности аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приемы, влияющие на сохранение интереса к учебному материалу. При этом снижается тревожность учащихся, формируется их адекватная самооценка.

Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения, что обеспечивает развитие мышления, способности к анализу и рефлексивно-оценочной деятельности.


Ненасильственное обучение позволяет использовать психологические и педагогические средства конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся, помогает учителю уйти от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке, дает возможность увлечь, заинтересовать школьников учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности. Учитель создает благоприятный психологический микроклимат, предупреждает гиподинамию путем разнообразных форм коллективной деятельности, способствует эмоциональному благополучию школьников.


технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, то есть превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога, как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетным становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, создания благоприятного психологического фона, использование приемов, влияющих на интерес к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.


Используя технологию рефлексивного обучения, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Рефлексивное обучение помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.


Эффективное применение названных технологий обучения обеспечивает формирование у учащихся универсальных учебных действий, достижение метапредметных результатов, а также способствует созданию здоровьесберегающей образовательной среды.


Приоритетные условия для развития познавательной активности учащихся на уроке и их субъективной позиции при формировании универсальных учебных действий – сотрудничество. Наиболее эффективный источник и способ развития ребенка – его сотрудничество с взрослыми, со сверстниками, со всеми окружающими его людьми, которым можно подражать и у которых можно чему-либо учиться.


Предлагаем примерную систему действий учителя на сотрудничество с учащимися:

  • Учитель делится с учениками своими идеями, размышлениями, суждениями по обсуждаемой проблеме.
  • Учитель помогает ученикам анализировать процесс их учебной деятельности, задает вопросы, побуждающие ребят к размышлению над собственной позицией в учебном процессе.
  • Учитель обсуждает с обучающимися пути совершенствования учебного процесса, способы улучшения организации урока.
  • Принимают групповые решения (совместно с учащимися).
  • Учитель совместно с детьми планирует, проектирует отдельные уроки.
  • Учитель демонстрирует ученикам свою поддержку, выражает сочувствие и понимание в затруднительных для них учебных ситуациях.
  • Учитель помогает подбирать материал для учебных блоков, тем, рекомендует соответствующую литературу, другие источники информации.
  • Учитель часто практикует на уроке групповые и коллективные формы работы (взаимоконтроль, работа в парах, микрогруппах).
  • Учитель проявляет интерес к мнениям учеников и поддерживает выражение ими своей точки зрения на ту или иную проблему.
  • Учитель приглашает учащихся на дополнительные индивидуальные и групповые консультации и проводит их для желающих.
  • Классные мероприятия учитель планирует совместно с учащимися и учитывает их пожелания, предложения.
  • Учитель поощряет инициативу ребят, активность отдельных учеников и группы в целом в ходе учебного процесса.
  • Учитель побуждает обучающихся к тому, чтобы в ходе урока (при объяснении нового материала, при решении задач) они задавали как можно больше разнообразных вопросов.
  • Учитель доброжелательно и внимательно относится к ошибкам учащихся, помогает в них разбираться и исправлять.
  • Учитель предлагает учащимся свою помощь в затруднительных для них учебных ситуациях.

Взгляд на ученика как на помощника и союзника в деле формирования у него универсальных учебных действий позволит педагогу организовать такую форму сотрудничества учащихся, как взаимообучение. Общий принцип организации такого обучения – парное и коллективное решение учебных задач учащимися.


Таким образом, ориентация педагога на реализацию системнодеятельного и личностно ориентированного подходов предполагает открытость по отношению к ценностным ориентациям, целям, соответствующим новым смысловым позициям, выраженным в ФГОС общего образования.


Новые требования к педагогической деятельности приводят учителя к осознанию необходимости проявлять креативность в изменчивых ситуациях педагогического взаимодействия. Динамизм личности педагога – необходимое условие быстрой адаптации к особенностям разных ученических групп, а также варьирования средств, форм, приемов коммуникаций в зависимости от возрастных особенностей школьников, их индивидуальных характеристик и уровня освоения ими образовательной программы.


Именно поэтому одна из ведущих поведенческих характеристик педагога в условиях личностно ориентированного взаимодействия – гибкость, мобильность, то есть способность легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления, средств деятельности и вырабатывать, принимать новые оригинальные подходы к разрешению проблемных ситуаций при неизменных принципах педагогической деятельности.


Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образование т науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения. Дидактические требования к современному уроку).
  2. Лукъянова М.И. Современный урок и требования ФГОС // Народное образование - 2012.- №8.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*