Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Интегрированный урок детской литературы и русского языка «К.И.Чуковский – великий сказочник и знаток детского языка»

19.06.2013 556 2164
Дудорова Марина Михайловна
Дудорова Марина Михайловна, преподаватель русского языка и литературы, заведующая кафедрой русского языка и литературы

Семенова Татьяна Владимировна
Семенова Татьяна Владимировна, преподаватель

Мезенский педагогический колледж

Цель урока: познакомить студентов с творчеством К.И.Чуковского, представить писателя не только как великого сказочника и поэта, но и как знатока детского языка.

 

Задачи:

  • рассмотреть правила, сформулированные К.И.Чуковским в книге «От двух до пяти»;
  • способствовать формированию познавательного интереса студентов к творчеству  Чуковского;
  • воспитывать чувство добра, уважительного отношения друг к другу и к окружающим людям.

 

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийные технологии, выставка книг произведений писателя, иллюстрации, доска, учебники и учебные пособия, тетради.

 

Ход урока

 

  1. Определение совместной деятельности.
  1. Материал, используемый преподавателем во вступительном слове.


В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья - в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей обширной Родины – России, человек,  который заслужил у ребят почетное звание «дедушка».

Его стихи, сказки, загадки с ранних лет приносят всем нам радость. 1 апреля 2012 года исполнилось 130 лет со Дня его рождения. Имя этого человека - Корней Чуковский, вернее это псевдоним.


- Назовите настоящее его имя? (Николай Васильевич Корнейчуков).

Миллионы читателей   от 2-х и до глубокой старости любят К.И. Чуковского как веселого, озорного, мудрого сказочника.


Не только вы, но и ваши родители, бабушки и дедушки не представляли своего детства без «Мухи - Цокотухи», «Айболита», «Тараканища», «Крокодила», «Телефона», «Бармалея», «Путаницы», «Краденого солнца», «Айболита», а также многочисленных стихов, песенок, загадок.


Чуковский считал, что цель сказочника – воспитать в ребёнке ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, воспринимать чужую судьбу как свою.


Вот как вспоминают о Чуковском его современники:

- Громкогласый, с полными румяными губами, над которыми «приютился» «увесистый нос», с вечно смеющимися глазами, не похожий ни на кого и очень щедрый на ласку. Этот любимый великан всегда имел про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Детям с Корнеем Ивановичем всегда было интересно.


Вот что рассказал писатель Валентин Берестов: «Меня пригласили в Кунцевский детский сад  под Москвой, где я читал детям свои стихи. Стихи прочитал, потом меня потащили к пианино, воспитательница заиграла, дети запели. Поют и разочарованно глядят на меня. Делать нечего, я запел. А когда воспитательница заиграла плясовую, дети хвать меня за руки, затащили в круг и, не ожидая возражения, потребовали:

- Вы будете с нами плясать, потому что вы писатель!

 Делаю несколько символических па, хочу вырваться, но не тут-то было!

Пляски кончились. Отдышался, подхожу к воспитательнице:

-Почему дети считают, что писатели непременно должны играть с ними и плясать?

-Совсем недавно был Корней Иванович! - просияла воспитательница. Оказалось, он, тогда уже восьмидесятилетний патриарх, поднял здесь такую волну радости, что она не улеглась после его ухода,  подхватив, заодно и меня».

 

3. Целеполагание.

- Сформулируйте тему и цель сегодняшнего урока.

 

4. Материал, используемый преподавателем в беседе со студентами.

 

Дружба писателя с детьми продолжалась более полувека. Трудно представить себе Корнея Чуковского без детей, без постоянного живого общения с малышами, во время которого звучат интересные «речения». Словом «речения» Чуковский называет высказывания, возгласы, говор малышей. Все услышанные писателем «речения» живут в книге «От 2 до 5», которая начинается так: «Было когда - то веселое время: жилье мое стояло у самого моря, и тут же перед окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором бабушек и нянек. Песчаная полоса была сплошь усеяна Танями, Наташами, Вовами, Игорями. Слоняясь с утра до вечера по этому пляжу, я вскоре сблизился со своей детворой… Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась, звонкая детская речь».


- Как вы думаете, почему Чуковского заинтересовал возраст от 2-х до 5? (дети приобретают речевые навыки, познают родной язык, исследуют его и сами занимаются словотворчеством).


Иногда детские «речения» - настоящие шифровки.

Поразительно, как дети умудряются в одно слово уместить сразу два или три слова?!

 

5. Материал к упражнению по русскому языку.

 

- Послушайте детские выражения и определите, какой способ словообразования они использовали.

Ай, задверил руку! (Ай, защемил руку!)

Отскорлупай мне яйцо. (Очисть от скорлупы мне яйцо.)

Замолоточь этот гвоздик. (Забей молотком этот гвоздик.)

Ого-го, как ладошкаются! (Ого-го, как хлопают в ладоши!)

Я намакаронился. (Я наелся макарон.)

Я сижу и отхмуриваюсь. (Я сижу и отмахиваюсь от мух.)

Расширокайтесь! (Расступитесь шире!)

 

6. Работа с загадками

 

Корней Иванович обожал своим маленьким друзьям загадывать загадки.

Например, вот такие:

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, -

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

(Яйцо и цыпленок)

 

Полосатые котята

Ползают, пищат

Любит, любит, наша Тата

Маленьких котят.

Но всего милее Татеньке

Не котенок полосатенький,

Не утенок, не цыпленок, а курносый

(Поросенок)

 

А теперь попробуйте отгадать «речения» - загадки, придуманные вчерашними детьми:

Две ноги в одну штанину. (Юбка)

Надкушенная луна. (Месяц)

Лошадь в тельняшке. (Зебра)

Сидит мучительный,

Карандашом стучительный. (Учитель)

 

7. Давайте вспомним, что мы знаем о жизни доброго писателя К.И. Чуковского?

 

Индивидуальные сообщения студентов.

Родился он, как уже говорилось, 1 апреля 1882 года в Петербурге, но вскоре после рождения отец его, петербургский студент, покинул семью, и полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова, красивая и мудрая женщина, мастерица на все руки, любящая попеть и посмеяться, оставшись с двумя детьми на руках (у Корнея Ивановича была сестра Маруся), решила переехать в Одессу, где надеялась, что жить будет хоть немного легче. Но трудности преследовали их.

После поступления юного Корнея Ивановича в гимназию вскоре последовало исключение, так как мама работала прачкой и не могла платить за обучение сына. Поэтому мальчик рано начал работать. А в 16 лет Корней Иванович, тогда еще лохматый и долговязый подросток, ушел из дома «на заработки», чтобы хоть как-то помочь матери. На жизнь он зарабатывал то в артели маляров, крася крыши и заборы, то чинил сети одесским рыбакам, то учился быть переплетчиком.


Но не хлебом единым жил этот подросток! Каждую свободную минуту он читал, читал много, был очень любознательным, хотел научиться всему-всему наперекор судьбе. Он даже выучил английский язык без помощи учителя, став впоследствии переводчиком!!! Благодаря этому, мы сейчас можем узнать о приключениях Робинзона Крузо (Д. Дефо), барона Мюнхгаузена (Э.Распе), Тома Сойера (М.Твен), совершить путешествие в мир джунглей в сказках-вопросах Р.Киплинга, восхититься стихами У.Уитмена.


И вот, о своей учебе в гимназии, о своих других приключениях в детские годы Корней Иванович рассказывает в замечательной повести «Серебряный герб», которую посвятил своей маме и сестре. Интересен эпизод, когда К. И. Чуковский вспоминает о том, как товарищи писали диктант с его помощью. Для этого Чуковский придумал целую систему сигналов, которая, к сожалению, не всегда срабатывала так, как надо. (Рассказ студентки о данном эпизоде из повести «Серебряный герб»)


Чуковский был очень грамотным в лингвистическом отношении человеком, практически никогда не делал ошибок. Об этом вы только что слышали. А теперь проведем эксперимент и узнаем, каковы наши успехи в овладении великим и могучим русским языком.

 

8. Запишите под диктовку фразу из «Серебряного герба».

В тот день, когда доблестный Игорь, ведущий войска из лесов и болот, увидел, что в поле, где стояли враги, поднялось зловещее облако пыли, он сказал: «Как сладко умереть за Отчизну!»

Работаем в парах. Проверьте, исправьте. А теперь проверим вместе (на экране). Разбираются орфограммы и пунктограммы.

 

9. Материал к беседе со студентами.

 

Надо сказать, что Корней Иванович отличался высокой работоспособностью, так как следовал придуманному им же самим «своду законов»: не пить, не курить, вставать в 5 утра, ложиться в 9 вечера, выполнять все обещания, отвечать на все письма, не ходить в гости ни к кому, кроме детей,  и т.д. Больше полувека ни на день работа не прекращалась!


За это время К.И.Чуковский написал много интересных, вдумчивых, серьезных, «взрослых» книг. Это литературные портреты его современников, например, «Илья Репин», «Блок», «Горький», «Ахматова» и др. Это и два огромных труда о творчестве Антона Павловича Чехова и Николая Алексеевича Некрасова. Кстати, написав о Некрасове, Корней Иванович превзошел самого Шерлока Холмса, так как открыл около 15 тысяч дотоле неизвестных строк поэта. Чуковский известен как критик, автор мемуаров, исследователь детской психологии и детского языка («От двух до пяти»).


Это замечательная книга о русском языке «беспредельном и певучем» - «Живой как жизнь».

И, наконец, в эти долгие годы состоялось чудесное превращение Корнея Ивановича в писателя - сказочника, который одарил всех нас со сказочной щедростью.

(Чтение отрывков из сказок в стихах) «Телефон» по ролям, и др.

 

10. Индивидуальные сообщения студентов

 

Основные образы сказок Чуковского - звери, птицы, насекомые, известные детям из русских сказок.


Но самый излюбленный персонаж - крокодил.  Он бывает коварным и злым («Краденое солнце»), жадным и обжорой.


Но он же выступает и как защитник детей, как требовательный воспитатель («Мойдодыр»), заботливый семьянин («Телефон»).  Давайте в этом убедимся.


Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил.

(«Мойдодыр»)

 

А в Большой реке

Крокодил лежит,            

И в зубах его

Не огонь горит...

(«Краденое солнце»)

 

А потом позвонил Крокодил

И со слезами просил:

«Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.»

(«Телефон»)

 

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами.

(«Путаница»)

 

И сказал Крокодил:

- Ты меня победил!

Не губи меня, Ваня Васильчиков!

Пожалей ты моих крокодильчиков!

(«Крокодил»)


Чтение отрывков сопровождается демонстрацией мультфильма по произведениям К. И. Чуковского.


Создавая произведения для детей, Чуковский следовал своим «обязательным правилам», которые он излагает в 6 главе книги  «От 2-х до 5». Он их назвал «Заповеди детским писателям». Делясь своим опытом, Корней Иванович дает ценные советы молодым писателям, как сделать детскую книгу интересной, понятной и любимой детьми.

 

11. Проверка домашнего задания (правила, изложенные в книге «От двух до пяти»)

 

1.  Графичность, т.е. пишущий для детей должен мыслить рисунками, т.к. у детей образное мышление.

Одеяло убежало, (1рис.)

Улетела простыня (2 рис)

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня (3 рис.)

                                   «Мойдодыр»

 

2. Насыщенность действенными глаголами. Чуковский установил, что речь маленького ребенка почти исключительно строится на глаголах. Он считал, что детские стихи нельзя загромождать прилагательными, потому что маленького ребенка волнует в литературе лишь действие, быстрое чередование событий. А если так, то побольше глаголов и возможно меньше прилагательных.

«Мойдодыр» сверху до низу наполнен глаголами. Проведем эксперимент. По глаголам восстановим весь текст стихотворения «Мойдодыр»:

убежало, улетела, ускакала, бежать,  хочу напиться, подбегаю, убежал, случилось, завертелось, закружилось, помчалось, вертится, кружится, несется.

 

  1. Наибыстрейшая смена видений, стремительная смена картин.

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

«Федорино горе»

 

4. Непременная лиричность и ритмичность детских стихов. Если стихи «невозможно ни петь, ни плясать... они никогда не зажгут малолетних сердец», - утверждал Чуковский.

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали:

«Бом! Бом! Бом! Бом!»

Пляшет муха с комаром,

А за нею клоп, клоп

Сапогами топ, топ!

«Муха - Цокотуха»

 

5. Принцип разнообразия фактуры стиха - «подвижности и переменчивости ритма» («Крокодил»).

 

6. Принцип музыкальности. Чуковского возмутили словосочетания, которые он нашел в детской книге - вдруг взгрустнулось, пупс взбешен. Гласные звуки должны преобладать над согласными, в стихах должно быть благозвучие, отсутствие согласных сочетаний.

Студентам предлагается затранскрибировать  строки:

Полосатые котята ползают, пищат.

Любит, любит наша

Тата маленьких котят

Музыкальные стихи Чуковского прекрасно ложатся на музыку. Оперы Левитина «Мойдодыр», «Муха – Цокотуха».

Слушаем отрывок из оперы «Мойдодыр»

 

7. В сказках Чуковского щедро рассыпана игра словами, звуками.

Мойдодыр (мой до дыр), Айболит ( ай,болит) Гиппопопо (гиппопотам), Лимпопо

Название рек, гор, стран в его сказках ребенок воспринимает, в первую очередь, как словесную игру:

Мы живем на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо - По,

Где гуляет Гиппопо

По широкой Лимпопо.

 

8. Рифма должна быть поставлена на самом близком расстоянии одна за другой.

Ехали медведи

На велосипеде,

А за ними кот

Задом наперед.

 

9. Каждая строка детских стихов должна жить своей жизнью и составлять отдельный организм.

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

 

10. Стихи должны быть игровыми.

 «Котауси и Мауси» - незатейливая деформация слов.

 

11. Преобладающим ритмом стихов должен быть непременно хорей.

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

 «Куд – куда! Куд – куда!

Вы откуда и куда?»

12. Не забывайте, что поэзия для малышей должна быть и для взрослых поэзией.

 Вот что написал в письме Чуковскому неизвестный нам дедушка: «Милый дедушка Корней Иванович! Хоть я сам стал уже дедушкой и Ваши чудесные книги для детей перешли на вооружение моего внука Димы, я всегда видел в Вас доброго ведуна, с которым легко шагалось по стране сказок и детства».

 

13. В создании сказок и песенок Чуковский широко пользуется традициями русского детского фольклора: потешками, дразнилками, считалками, загадками и т.д. (студенты приводят примеры из произведений К. И. Чуковского).


А. Л. Барто писала: «В лучших стихах для детей всегда присутствуют повторы, гипербола, меткая игра слов, считалки и загадки».

(Примеры дразнилок, считалок, повторов, гипербол из произведений К.И. Чуковского).


Для композиции сказок «Федорино горе», «Мойдодыр» Чуковский использует фольклорный прием «восстания» вещей. Взбунтовавшись, они сбегают от своих неряшливых, ленивых владельцев, однако смиренно возвращаются к ним, когда те раскаялись в своих недостатках и исправились. Закоренелых злодеев ждет расправа: Бармалея проглотил Крокодил, Таракана склевал Воробей, комар срубил голову пауку.


Детский писатель должен обязательно быть счастлив, счастлив как и те, для кого он пишет! Чуковский говорит в своих сказках о правилах поведения, о победе добра над злом, храбрости над трусостью, правды над ложью, сказки содержат обширный познавательный материал. Сказки воспитывают у детей высокие человеческие качества: храбрость, смелость, доброе отношение к окружающим людям, зверям.

 

12. Рефлексия.

 

- Как представлено творчество Чуковского в школьной программе для начальных классов? Как вы считаете, достойное это место? Почему?

- Чему могут научить детей сказки доброго дедушки Корнея? Как на уроках русского языка можно использовать произведения Чуковского? Чем вам запомнился урок? Какие эмоции он у вас вызвал? Почему?

 

Литература

  1. Живой как жизнь. О русском языке: Корней Чуковский — Москва, Зебра Е, 2010 г.- 304 с.
  2. Живой как жизнь: К. И. Чуковский — Москва, Мир энциклопедий Аванта +, 2010 г.- 304 с.
  3. От двух до пяти: К. Чуковский — Санкт-Петербург, Мелик-Пашаев, 2010 г.- 448 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*