Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дискриминации по признаку пола при трудоустройстве

01.07.2011 707 3085
Изусина Е.В., зам. директора по НИР, к.ф.н.

Мезенский педагогический колледж

Гендерные стереотипы – это cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

 

Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия рассматривались всегда отвлеченно от конкретной личности мужчины и женщины, обобщая опыт наблюдения.

 

Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: «… по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины» (Платон, «Республика»).

 

Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:

1. Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность. Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью (Булгаков; Флоренский; Розанов; Логинов; Хрипкова; Колесов и др.). Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины - и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В. Ф. Эрн.

2. Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность (считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны)

3. Власть - подчинение. Женскими считались также преданность, жертвенность, терпение, покорность.

4. Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. (Женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны (Розанов; Булгаков; Флоренский).


Существует еще ряд бинарных оппозиций, определенных философами и историками, которые мы посчитали менее значимыми. Необходимо также напомнить, что мы говорим о сложившихся стереотипах, т.е. представлениях о поведении мужчин и женщин.

 

Наше исследование посвящено проблеме гендерного стереотипа при выборе профессии и устройстве на работу.

 

Не секрет, что мощнейшим фактором формирования общественного сознания являются средства массовой коммуникации. Они закрепляют в общественном мнении определенные понятия и стереотипы. Сегодня стереотипы имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, ибо, прежде всего, они:

· выполняют функцию «экономии мышления»,

· содействуют известному «сокращению» процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека,

· содействуют процессу стандартного принятия необходимых решений (по образцу).


Гендерные стереотипы выполняют все выше названные функции, аккумулируя опыт поколений относительно поведения женщин и мужчин, их черт характера, моральных качеств и т.д.

 

Особенно ярко гендерные стереотипы проявляются в рекламе. Как правило, женщина подается либо как деталь кухонного интерьера и спальни, либо с бесчисленными стиральными порошками и средствами для чистки посуды, либо как соблазнительница, заигрывающая и искушающая. Выражение лица у женщин более доброжелательное, они чаще всего представлены улыбающимися.

 

Мужчины представлены в деловом, формальном или неформальном облике, но любой облик предлагается как нечто абсолютно серьезное, глубоко личностное. Мужчины чаще всего связаны с успехом, инициативой, автономией. Выражение лица у мужчин - нейтральное или серьезное.

 

В обыденном сознании существуют довольно устойчивые представления о разделении профессиональных занятий по признаку пола. Само наименование профессии зачастую имманентно содержит ее гендерную идентификацию. Например, чаще употребляется слово «уборщица», хотя официальное название — «уборщик». Слова «прачка», «швея» даже не имеют мужского аналога.

 

Профессиональная сегрегация по признаку пола в немалой степени обусловлена перенесением этих стереотипов на сферу занятости — "женские" профессии предстают продолжением женских домашних обязанностей и считаются связанными с защитой репродуктивной функции.

 

Подобное горизонтальное разделение профессий столь же характерно для мужского и женского труда, как и вертикальное, обеспечивающее преимущество мужчин в том, что касается оплаты и условий работы. Такое неравенство существует в большинстве известных обществ, но его проявления и степени дифференциации различны, социально и исторически обусловлены. Особенно явно оно проявляется при жесткой конкуренции в сфере занятости. Одним из последствий трансформаций трудового рынка России явилось усиление дискриминации женщин. В самом общем виде причины этого достаточно очевидны. Во-первых, любой экономике свойственна тенденция привлекать женскую рабочую силу в период экономического роста и вытеснять ее с рынка в периоды спада. Во-вторых, дискриминации женщин способствуют существующие в обществе предубеждения.

 

Советский гендерный порядок обуславливал различие ролей мужчины — кормильца семьи, чей социальный статус определялся положением на работе, и женщины, хотя и работающей, но основную ответственность несущей за домашнее хозяйство. Гендерные идентичности советского времени до сих пор продолжают оказывать существенное влияние на поведение людей в сфере занятости.

 

Предубеждения по поводу гендерного разделения труда свойственны как работодателям, так и самим работникам, заставляя их выбирать соответствующее место в профессионально-квалификационной структуре экономики.

 

В данной работе рассматривается роль и значение полоролевых стереотипов в формировании и воспроизводстве гендерной структуры трудового рынка. В сфере занятости эти стереотипы предстают в виде «гендерного образа рабочего места», которое может определяться как «мужское», «женское» или «гендерно-нейтральное».

 

В практике трудоустройства рабочие места в рамках типично «женской» профессии могут быть обозначены как «мужские» и наоборот. Например, рабочее место бухгалтера в крупной коммерческой фирме маркируется в качестве «мужского», а в магазине — «женского».

 

Мы полагаем, что практически ни одно рабочее место не является «гендерно-нейтральным».

 

Чтобы доказать, что наше предположение верно, мы обратились к методу анкетирования и опросили 50 человек. Респондентам было предложено назвать несколько типичных, на их взгляд, «мужских» или «женских» профессий.

 

В результате был получен достаточно стандартный набор наименований массовых профессий, соответствующий нормативным представлениям о «естественном» разделении труда.

 

«Мужской» образ профессии ассоциируется с тяжелым физическим трудом, риском, ответственностью, работой с техникой.

 

«Женский»— с социальной сферой, детьми, конторской работой. Значимых различий между мнениями мужчин и женщин не наблюдается.

 

МУЖСКИЕ  ПРОФЕССИИ

ЖЕНСКИЕ ПРОФЕССИИ

Названные мужчинами

Названные женщинами

Названные мужчинами

Названные женщинами

Начальник

Коммерсант

Водитель

Слесарь

Токарь

Каменщик

Грузчик

Строитель

Начальник

Коммерсант

Водитель

Слесарь

Токарь

Каменщик

Грузчик

Строитель, прораб

Воспитатель д/с

Уборщица

Врач-терапевт

Библиотекарь

Швея

Продавец

Диспетчер

Секретарь

 

Воспитатель д/с

Уборщица

Врач

Учитель

Парикмахер

Повар

Бухгалтер

Медсестра

 

 

Поведенческие стереотипы, в том числе обусловленные советским гендерным порядком, определяют доминирующие стратегии занятости. Мужские стратегии «доходной» работы обусловлены представлением о работе как единственном поле для самореализации мужчин. Женские стратегии «удобной» работы — представлением о работе как о дополнительном поле самореализации женщины.

 

И в условиях кризисного времени представление о мужчине-кормильце определяет преимущественное стремление представителей сильного пола занимать наиболее высокооплачиваемые и престижные, «мужские» рабочие места. Представление о женщине-хранительнице очага» стимулирует желание больше времени уделять семье. Это приводит к тому, что, как правило, мужчины изначально не претендуют на «женскую» работу, а женщины — на «мужскую».

 

Обратите внимание, что подверженность традиционным представлениям (стереотипам) «разводит» их по разным сегментам рынка вакансий. В пределах этих сегментов, впрочем, женщины проявляют большую гибкость, приспособляемость к обстоятельствам, они чаще идут на такой вид риска, как смена профессии (то есть экономист может согласиться на роль бухгалтера, учитель – на роль воспитателя д/с).

 

Заметьте!!! Выбор «гендерно-чуждого» рабочего места — скорее исключение из правил. Это и следует учесть при трудоустройстве будущим выпускникам.

 

Обратиться к проблеме гендерного конструирования вакансий. И обратимся к проблеме дискриминации по признаку пола при трудоустройстве. Дискриминационная политика, проводимая большинством работодателей и поддерживаемая посредниками на рынке труда (государственной службой занятости и частными агентствами по трудоустройству), привела к тому, что пол и возраст являются едва ли не более жесткими критериями отбора, чем профессиональные качества. Доказано, что женщины при поиске работы испытывают большие трудности, чем мужчины.

 

Дискриминация женщин (или мужчин) начинается с момента обнародования работодателем требований к полу потенциального работника, поскольку еще на этапе поиска информации о вакансиях это резко ограничивает возможность выбора. Работодатель не склонен к общению с претендентами, "не подходящими по полу", и до рассмотрения их профессиональных качеств дело, как правило, не доходит.

 

В газете «Работа сегодня» от 31.01.2010 размещено 39 объявлений о вакансиях, размещенных от конкретного предприятия. В 8 из них сразу указан желаемый пол работника. Другие 7 объявлений помещены на фоне, определяющим гендер (5 - даны рядом с мужским портретом, 2 - с женскими). В 6 объявлениях написано указано оба пола (муж./жен.), т.е. гендер присутствует все равно.

 

Таким образом, проблема гендера поставлена работодателем в 21 случае и лишь 18 объявлений оказались социально нейтральны.

 

И это соотношение не успокаивает. Отсутствие в заявке указаний на пол кандидата далеко не всегда означает, что работодателю данное рабочее место представляется "гендерно-нейтральным". Нередки ситуации, когда гендерный образ рабочего места настолько устойчив, что пол претендента представляется нанимателю само собой разумеющимся, не требующим специального уточнения. В доказательство этого представим социологический опрос, проведенный в нашем колледже. За основу правда были взяты лишь педагогически специальности, что определяется спецификой учебного заведения.

 

АНКЕТА ПО ГЕНДЕРНОМУ СООТНОШЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА И ПРОФЕССИИ

 

Задание: соотнесите должность с полом человека

  1. директор школы
  2. завуч школы
  3. учитель информатики
  4. учитель математики
  5. учитель физической культуры
  6. учитель начальных классов
  7. воспитатель д/с

И, наконец, усиление дискриминации на рынке труда усугубляется взаимовлиянием таких факторов, как пол и возраст. Открытая дискриминация по возрасту — еще одна «инновация» рынка труда, которая воспринимается респондентами как большая несправедливость, чем ограничения по половому признаку.

 

В той же газете «Работа сегодня» от 31.01.2010 из  39 объявлений в 19 указан и желательный возраст человека, претендующего на должность. Такая дискриминация усиливается в объявлениях, опубликованных не от конкретного предприятия, а от частного лица. Здесь уже указаны пожелания об образовании, стаже вождения, умении владеть языком, компьютером и т.д.

 

Конструирование и воспроизводство гендерной структуры трудового рынка — сложный процесс, основанный на взаимодействии и взаимовлиянии как причин политического и экономического порядка, так и предубеждений, присущих субъектам на рынке труда. Конечно, наша модель весьма условна и предлагается только в качестве объяснительной гипотезы.

 

Необходимо отметить, что российским государством введены законодательные ограничения на использование женского труда. Трудовое законодательство носит запретительный, а не рекомендательный характер. Ограничения для женщин введены на некоторые тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда, подземные работы, кроме нефизических работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Соответствующий перечень содержит более 500 видов работ в различных отраслях производства. В сельском хозяйстве, например, запрещено использовать женщин по специальностям тракториста, водителя грузовика, комбайна. Существуют также нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную и запрет на работу с различными ядохимикатами.

 

Таким образом, законодательно определен целый ряд специфически «мужских» рабочих мест. В то же время специфически «женские» рабочие места официальными нормативными документами не определяются. Наоборот, Закон РФ «О занятости населения в РФ» в ст. 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» декларирует, в частности, что «государство проводит политику обеспечения равных возможностей всем гражданам РФ независимо от... пола, возраста... в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости» (что несколько противоречиво).

 

Печально, но исходная гендерная структура рынка труда предусматривает 2 вида рабочих мест: «мужские» и «гендерно-нейтральные». Последние составляют подавляющее большинство.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*