Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Становление и развитие системы студенческого наставничества в ОГБПОУ "Томский индустриальный техникум"

22.04.2020 348 576
Котырло Даниил Андреевич
Котырло Даниил Андреевич, преподаватель

Томский индустриальный техникум

В последние годы, в связи с активным включением студенчества к вопросам совершенствования всех сторон жизнедеятельности в образовательной организации, возросла важность развития студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление в системе профессионального образования Томской области является неотъемлемой частью внеучебной и воспитательной работы и реализует важнейшие функции организации студенческой жизни, это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций управления жизнью студенческого коллектива в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами.

Одной из форм реализации студенческого самоуправления в образовательной организации является формирование института наставничества (кураторства), когда старшекурсники курируют тех, кто только начинает свою образовательную деятельность.

В рамках развития системы студенческого самоуправления в Томском индустриальном техникуме в 2017 году было принято решение о внедрении системы наставничества в учебный процесс в форме «студент-студенту».

Наставничество, в общем смысле, понимается как определенный способ передачи опыта в различных его формах от лица более опытного (наставника) к менее опытному (наставляемому). Таким образом формулируется основное определение наставничества -  система отношений и процессов, при которых одно лицо предлагает и осуществляет помощь, руководство, совет и поддержку другому лицу.

Наставничество в образовательной деятельности – есть процесс, который имеет свою цель и определенные задачи, такие как общее развитие и социализация, профессиональная и нравственно-психологическая адаптация студента, как в производственной, так и в социальной сфере.

По-разному понимается и направления реализации форм наставничества. Первая форма, в которой, более активную деятельность ведет студент-наставник, адаптируя к новым условиям и направляя своих студентов в образовательной организации. Другая форма наставничества акцентирует внимание на профессиональных отношениях работодателя-наставника и студента, в которых пробуждаются навыки наставляемого для самостоятельного решения стоящих перед ним профессиональных задач.

В статье же особое значение уделяется роли студента-наставника над первокурсниками, ведь именно они, в самом начале пути, будучи только зачисленным в образовательную организацию, ещё не адаптированы социально и могут быть подвержены формированию ложного видения жизненной и профессиональной мотивации.

Так, для реализации системы наставничества «студент – студенту» в техникуме создан Совет наставников. Из числа членов Совета наставников избирается руководитель, который координирует работу и представляет интересы всех студентов – наставников.

Система наставничества реализуется при помощи проведения занятий «Час наставника» на протяжении одного учебного семестра, за этот период студент-наставник академической группы в своей деятельности использует различные инструменты и методики, такие как тренинги, лекции, семинары, консультации и мероприятия различных направленностей. Знания о таких инструментах, желающие стать наставниками старшекурсники, получают в ходе участия в ежегодной локальной школе наставничества.

Конечный подбор инструментов и методик осуществляется Советом наставников, который формирует и утверждает план мероприятий для работы с первокурсниками. Мероприятия выстраиваются в плане исходя из индивидуальной и групповой работы.

Так, первая неделя направлена на знакомство студентов внутри группы, а также на знакомство с учебным заведением. В рамках Часа наставника проходит общее мероприятие под названием «Гонки на выживание»: студенты по группам проходят испытания, связанные с историей и традициями техникума.

Вторая неделя направлена на закрепление знакомства внутри группы и сплочение студентов, так же на знакомство между группами. Мероприятием второй недели является «Биржа знакомств»: все группы собираются на одной территории, далее при помощи индивидуальных карт знакомятся друг с другом.

На третьей неделе наставники отвечают на актуальные вопросы академической группы и дают студентам эмоциональную разгрузку, которая заключается в проведении общего мероприятия, связанным с поднятием эмоционального фона (например, «Музыкальные клипы о специальностях»). Заключительная неделя направлена на сплочение и знакомство групп с городом. На данном этапе проводится ознакомительное мероприятие в формате городского квеста со станциями в знаковых и исторических местах города: «Городские гонки».

Итоговым мероприятием адаптационного периода системы наставничества, является локальная школа актива, в качестве поощрительной меры для активистов первого курса. В рамках ее проведения студенты знакомятся с реализацией внеучебной деятельности в образовательном учреждении.

После - каждый наставник разрабатывает индивидуальный социальный проект и совместно с курируемой учебной группой проводит его реализацию до конца семестра.

Примечательно, что все занятия по наставничеству включены в учебный процесс, не нарушая его ход.

По истечению срока работы наставника, а именно в начале второго семестра отчёт о проделанной работе предоставляется на конференции совместно с администрацией техникума. Подводятся итоги деятельности Совета наставников, а также итоги адаптации студентов первокурсников.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью):  Становление и развитие системы студенческого наставничества в ОГБПОУ "Томский индустриальный техникум"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*