Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О патриотическом воспитании. Из опыта работы Ангарского индустриального техникума

23.05.2013 707 2089
Иванова Виктория Викторовна
Иванова Виктория Викторовна, педагог дополнительного образования

Ангарский индустриальный техникум
 Первейшая задача любого государства – это воспитание в своём народе чувства патриотизма. Народ, любящий своё государство, является его опорой, защитой и помощником. Народ-патриот - это носитель культуры, хранитель истории своей страны. Трудно представить себе гражданина государства, не уважающего своё Отечество. Вернее сказать, трудно было себе представить такого человека ещё каких-то лет 10-15 назад. Сейчас же таких «граждан» довольно юного возраста и не очень встретить не проблема. Они есть везде. Им не стыдно заявлять то, что они не патриоты своей страны, что они хотят уехать в Америку, Австралию, Италию, да куда угодно, лишь бы подальше от России. На вопрос «почему?» они отвечают довольно банально: «Потому что там хорошо, а здесь мало платят». То есть вся любовь к Родине измеряется суммой денежного довольствия.

А куда же делась тогда любовь к земле русской, к природе её, к её воздуху, людям? Куда делась любовь к родным русским сказкам, песням, традициям, обрядам? Что стало с загадочной русской душой? Ведь не пропала же земля, на которой высятся храмы с золотыми куполами! Не пропала вера православная! Народ, ведь, русский никуда не делся! Не исчез и его язык в перестроечном хаосе! Всё, вроде, на месте, да только нравственность изрядно измельчала. Её почти не осталось.


«Духовная опустошённость, низкий уровень культуры и грамотности привёл к утрачиванию одной из самых важных духовных ценностей нашего народа – патриотизма. В последние годы наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа, своей страны»[2]. Возникают извечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?»

Ответы на любые вопросы, как говорят мудрецы, нужно искать в историческом прошлом своей страны. Что ж, вернёмся в прошлое.


Первым, известным нам, документом о воспитании подрастающего поколения считается знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха (XI-XII вв.). Преподаватели нашего техникума Салимова Е.А. и Слепухина А.А. на уроках русской литературы отводят особую роль данному произведению. Поскольку «Поучение» обращено к княжеским детям и «инь кто прочтет» (значит, ко всем), молодые педагоги говорят со студентами о воспитании христианского благочестия. Обращают внимание на цель «Поучения» - с детства воспитывать в русичах покаяние, милосердие, справедливость.


Владимир Мономах, учат преподаватели, проповедует умеренность во всём: «в отношении к подчинённым, зависимым, слабейшим, взаимную уступчивость, осторожность, щедрость, трудолюбие на благо Отечества, неустанные совместные походы, объединённые совместными же договорными обязательствами, стремление к миру и добровольному военному, политическому и культурному единству Руси» [1]. Но при этом, замечают педагоги», Владимир Мономах в «Поучении» «делает акцент на главной для него в этом случае идее, - инициатива истинного христианского благочестия должна исходить от правителя государства» [1]. Студенты узнают,  что «князь всю свою жизнь правил в согласии со своей совестью, чувствуя нужды родной земли» [1]. Любовь к Родине, к своему народу на Руси считались высшей ценностью и воспитывались с детства на личном примере.


Особое место в изучении русской словесности Салимова Е.А. и Слепухина А.А. отводят изучению творчества М.В. Ломоносова. «Верным Российскому уму» на протяжении  всей своей жизни, Ломоносов просто не мог ничем заниматься, если не было ощущения, что он защищает честь России. Студентам интересно узнавать тот факт, что человечество, история мировой науки – для Ломоносова были не главными. Великий учёный главным в своей жизни считал служение Отечеству, которое воспевал в своих стихах. Преподаватели рассказывают своим воспитанникам, что именно «для Отечества, единого в прошлом, настоящем и будущем, Ломоносов создавал риторику, открывал законы физики и химии, проникал в искусство мозаики», и когда властям последующих времён требовалось пробудить в русском народе самоуважение – они обращались к наследию Ломоносова [3].


Также на уроках русской литературы воспитывать в молодом поколении патриотизм помогают произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, В.П. Астафьева, В. Распутина и др.


Вопросы воспитания молодежи в духе любви к Родине, воспитания достойных граждан государства стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории человечества. «Исторический источник патриотизма — это веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии» [4].


В VIII-XIX веках в России под патриотическим воспитанием понимали «воспитание полезных для государства граждан». Сейчас этот вопрос встает особенно остро, поскольку в обществе ощущается дефицит нравственности. А, между тем, «патриотизм – это особое эмоциональное переживание принадлежности к своей стране, к своему народу, к его культуре и языку» [4]. Этому и многому другому на уроках истории и обществознания учат своих студентов преподаватели Пластинина Л.П. и Бегунова М.М. Они рассказывают ребятам, что  патриотизмом славились не только русские князья и монархи, но и русские правительницы-женщины. Самыми известными из них были Екатерина Великая, которая не была славянкой по происхождению и Елизавета Петровна, дочь Перта Великого.


Большую работу в воспитании патриотизма в нашем техникуме проводит преподаватель ОБЖ Хафизов Альфит Гаянович. Ребята с большим интересом слушают рассказы о великих русских полководцах и национальных героях Михаиле Илларионовиче Кутузове и Александре Васильевиче Суворове. Эти великие военачальники безгранично любили Россию и русский народ, в непобедимость которого свято верили.


Ученикам своим на уроках  Хафизов А.Г. часто повторяет слова Суворова, за всю свою жизнь не проигравшего ни одного сражения: «Будем всегда служить Верою и Правдою России и сим посрамим врагов наших!», «Мы русские и потому победим!», «Мы русские – какой восторг!», «Мы русские, с нами Бог!», «Вы – богатыри, неприятель от вас дрожит. Вы русские!», «Горжусь, что я русский!.. Потомство моё прошу брать мой пример… до издыхания быть верным Отечеству!», «Жить – Родине служить!» [6].


Мудрый преподаватель рассказывает и то, что вслед за Суворовым эти же слова повторяли и его генералы: Дерфельден, Милорадович, Розенберг, Багратион и другие, некоторые из которых даже славянами не были, но почитали за честь называть себя русскими.


Помимо теоретической  педагог проводит со студентами и практическую работу, участвуя в различных военно-спортивных мероприятиях города и области. Наш техникум сотрудничает с Городским военным комиссариатом, ежегодно принимает участие в проведении Дня призывника. Студенты совершенствуют воинское мастерство на занятиях по допризывной подготовке в воинской части 3466, где укрепляют воинский дух солдата России.


Учитывая национальный вопрос, Хафизов А.Г. делает акцент на том, что в патриотизме Суворова и Кутузова не было презрительного отношения к другим народам. Говоря о Суворове, он приводил в пример следующие строки: «Патриотизм его был живой и сознательный, он гордился именем русского не потому, что признавал немца и француза людьми низшего сорта, а потому, что он был сыном России» [6]. Педагог обращает внимание студентов на то, что у обоих полководцев были полки, состоявшие из воинов разных народностей и национальностей российского государства. Самоотверженное и жертвенное служение России было смыслом жизни всех великих полководцев Древней Руси, Российской империи, Советского Союза и современной России.


В  индустриальном техникуме г. Ангарска работают мастера производственного обучения и преподаватели, искренне заинтересованные в том, чтобы из техникума в мир выходили достойные граждане своей страны. Самые яркие из них - это мастера производственного обучения Мартыновская В.И., Лебедев И.Н., Мелентьева Н.И., Поцелуева Т.Ю., Шустова Т.Д., Чепурская Е.Ю., преподаватели Дьяконова С.Г., Каштанова Л.В., Сургаева Н.П., библиотекари Щербина М.А., Пенхаева Л.П.


О мастере производственного обучения Лебедеве И.Н. нужно сказать особо. Этот человек создал свой личный музей фарфоровых статуэток, посуды и предметов быта людей нашей страны разных времён. С большой охотой он демонстрирует своё детище не только студентам и работникам техникума, но и всем желающим.


Большую работу по развитию чувства патриотизма в техникуме проводит заместитель директора по воспитательной работе Головчук Н.П. Благодаря её энергии и заинтересованности, в техникуме в этом году начал свою работу музей и уже семь лет работает поисково-исследовательский отряд «Искра».


Заведующая музеем, Фомина А.И., долгое время вела кружок «Краеведение», который способствовал патриотическому воспитанию обучающихся, развивал интерес к истории родного края, помогал хранить память и скреплял связь  поколений. Также на занятиях кружка ребята изучали традиции своего народа и учились следовать им. На основе кружка «Краеведение» в 2006 году был основан поисковый отряд «Искра». Ребята увлечённо собирают материалы не только по истории техникума, но и ведут исследовательскую  работу по темам: «Город, рождённый Победой», «Ангарчане в годы Великой Отечественной войны», «Ветеран живёт рядом», «Они учились у нас» (об известных выпускниках образовательного учреждения), приглашают ветеранов на встречи со студентами, на круглые столы и праздники в их честь. Поисковый отряд «Искра (командир – студент второго курса Левин Роман) вместе со студенческим активом музея ежегодно проводят акцию «Забота», помогая ветеранам, труженикам тыла и детям войны  решать бытовые проблемы.


Наше учебное заведение принимает активное участие в различных мероприятиях патриотической направленности города и области. Самыми популярными из них являются форум «Молодёжь Прибайкалья», конкурс патриотической песни, ежегодно проходящий во Дворце культуры нефтехимиков г. Ангарска и слёт поисковых отрядов области «Войди в историю России», который проводит ПУ № 2 города Иркутска (директор Зяблова В.В.)


Директор индустриального техникума города Ангарска, Кудрявцева С.Г., прилагает много усилий для того, чтобы патриотическое воспитание в образовательном учреждении велось на должном уровне. Так в Ангарском индустриальном техникуме в сентябре 2010 года была организована ветеранская организация, работой которой руководит Мартыновская В.И., мастер производственного обучения и ветеран профессионально-технического образования.


В составе ветеранской организации техникума 66 человек. Это ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны и  ветераны труда. Сотрудничество руководства образовательного учреждения с ветеранской организацией, студентами и обучающимися техникума помогает воспитывать в молодом  поколении  любовь к Родине, чувства гуманности, толерантности, ответственности, а также учит уважению и преклонению перед великим подвигом ветеранов в Великой Отечественной войне, перед тружениками тыла и ветеранами труда. Всё это находит отражение на сайте учебного заведения.


Работа ветеранской организации индустриального техникума г. Ангарска была признана лучшей в области.


В.А. Сухомлинский о патриотизме говорил следующее: «Патриотизмом - чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше - молча трудись во имя ее блага и могущества»[2]. У В.А. Сухомлинского понятие «Родина» является центральным. Он считал, что сущностью человеческой жизни, основой для активной жизненной позиции является любовь к Отечеству: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается  в детстве. Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается  в том, чтобы он постиг это счастье» [2].

 

 

Литература:

1. Владимир Мономах. Биография. Форма доступа: http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Vladimir-Monomach/bio

2. В С.Сухомлинский. Форма доступа: http://www.epwr.ru/quotation/txt_470_5.php

3. Михаил Васильевич Ломоносов: «Но восприял меня Творец…»Форма доступа: http://www.pravmir.ru/mixail-vasilevich-lomonosov-no-vospriyal-menya-tvorec%E2%80%A6/ 

4. Патриотизм – Википедия. Форма доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC

5. Монархи. Форма доступа: http://www.empire-rus.ru/xviii/mon_xviii.htm

6. «Мы русские – какой восторг!» Форма доступа: http://rikin-tiki.ya.ru/replies.xml?item_no=9663

7. О воспитании патриотизма, духовно-нравственное воспитание. Форма доступа:http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/51-2012-03-04-12-09-14/472-2012-12-07-13-46-36

8. К вопросу о воспитании патриотизма. Форма доступа http://smolpedagog.ru/article%2047.html




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*