Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональная мотивация у студентов

31.03.2020 433 746
Абатуров Иван Александрович
Абатуров Иван Александрович, преподаватель

Томский индустриальный техникум

Каждые два года по инициативе Европейской ассоциации исследований обучения (EARLI) проводится конференция с международным участием, где обсуждаются проблемы мотивации и диагностики потребностно-мотивационной сферы личности. Распространенная ошибка преподавателей профессиональных образовательных организация в том, что они в своей педагогической практике полагаются на тот факт, что студенты пришли учиться по собственной воле и уже поэтому достаточно мотивированы и заинтересованы в изучаемом предмете. Но, как показывает практика, мотивация студентов не самораспаковываемое явление, а результат отношения деятельности к предмету изучения. Задача преподавателя заключается в том, чтобы понимать, насколько мотивирован студент к деятельности учения. Для того чтобы понимать мотивацию и прогнозировать ее динамику, важно знать о ее состоянии, опираясь на полученные результаты диагностического инструментария.

Проблема мотивации студентов как одна из проблем психологии личности и деятельности достаточно широко представлена в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Б. Г. Ананьев, В. Г. Асеев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, Г. С. Сухобская, Д. Н. Узнадзе, В. В. Давыдов, Б. И. Додонов, В. И. Ковалев, Б. Ф. Ломов, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, А. Б. Орлов, С. Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, П. М. Якобсон, М. Г. Ярошевский, J. Atkinson, D. Birch, K. B. Madsen, J. Nuttin, R. W. Whin и др.).

Мотивация к учебной деятельности – это движущая сила, которая направляет ученика к активному овладению знаниями, умениями, навыками. Такого рода мотивация может побуждаться разными источниками: внешними (учебными ситуациями), внутренними (потребностью в активности, социальными потребностями, в получении информации), личностными (самоутверждение, успех, удовольствие). Источники мотивов создадут благоприятное отношение к учебной деятельности, если будут включены в нее, т. е. будут ее целью и результатом. Среди мотивации к учению можно выделить предвидение результатов учения (получу зачет, сдам экзамен, начну разговаривать на иностранном языке и т. п.), предвидимые переживания, которые связаны с результатами учебной деятельности. В структуре мотивов студента важно найти доминирующий, точно действующий и выделить его для него.

Наибольшей силой мотивации к учебной деятельности обладает познавательный интерес, интерес к познанию мира. Создание познавательного интереса у студента связано с единством трех его сторон: познавательной, эмоциональной и волевой, которые составляют структуру, когда вместе интерес, чувство и воля – мощный стимул для учебной деятельности. С возрастом познавательный интерес превращается из неустойчивого в главный. Развитие мотивации заключается в увеличении веса познавательного мотива.

Система мотивации к учебной деятельности студента состоит из следующих частей: сосредоточение внимания на учебной деятельности (осознание смысла деятельности), осознанный выбор мотива (целеполагание), стремление к цели (выполнение учебных действий), стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности действий), самооценка процесса и получившихся результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности) [1]. Цель учебных курсов – создать у студентов мотивацию к овладению знаниями по нужной дисциплине, способствовать их профессиональному самоопределению и личностной рефлексии.

Внутренним источником мотивации к учебной деятельности является сфера потребностей студентов. Г. С. Сухобская утверждала, что факторами, которые повышают познавательную активность студентов в проблемном обучении, выступают осознание студентами своих возможностей решения проблемных ситуаций и познавательное отношение к проблеме, стимулирующее взвешивание разных вариантов решения по различным критериям (новизны, оригинальности, простоты, практической целесообразности), т. е. обеспечивающее «полимодальный характер мотивации поисковой деятельности».

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Профессиональная мотивация у студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*