Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая разработка конспекта занятия: «Организация технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта в АТП»

22.05.2013 1894 7119
Ефременко Елена Викторовна
Ефременко Елена Викторовна, преподаватель, методист

Алябьев С.А.
Алябьев С.А., преподаватель спецдисциплин

Мариинский политехнический техникум
Занятие № 72

Группа: ТА-31, специальность 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.


Тема занятия: Организация технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта  в АТП. (слайд 1)

 

Цель занятия:

  • научить рационально организовывать технологический процесс ТО и ТР в АТП;
  • развивать интерес к специальности на основе внедрения современных средств технического обслуживания и диагностирования автомобилей;
  • воспитывать стремление к приобретению новых знаний и навыков приобретаемой специальности.

 

Студенты должны (слайд 2)

знать: основные методы организации технологического процесса ТО и ТР.

уметь: рационально организовывать технологический процесс ТО и ТР в АТП.

 

Вид занятия: комбинированное занятие (занятие на предприятии  ГП АТП КО г. Мариинска)

 

Межпредметная интеграция содержания:

Оборудование и наглядные пособия: Плакат, учебная доска, видеопроектор, видеофильм, оснащение и оборудование производственных подразделений по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава ГП АТП КО г. Мариинска.

 

Ход занятия.

 

I. Организационный момент.

(Приветствие, проверка присутствующих, готовность студентов к занятию).

 

II. Актуализация знаний студентов по теме «Система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Общие положения».

Вопросы для повторения (слайд 3):

1. Перечислить виды воздействий, предусмотренные положением о ТО и ремонте ПС АТ в РФ.

2. Чем отличаются эти виды воздействий, какова их главная функция?

3. Перечислить основания для постановки автомобиля в тот или иной вид обслуживания или ремонта.

 

III. Мотивация учебной деятельности студентов.

Изучив материал по этой теме, вы сможете не только успешно выполнить и защитить курсовой, а в дальнейшем и дипломный проект, но и осуществить свой бизнес-проект по организации, например СТО. В конце занятия вам необходимо ответить на контрольные вопросы (слайд 5):

1. Дать определение рабочего поста.

2. Дать определение рабочего места.

3. Как подразделяются посты по технологическому назначению, способу установки и расположению.

4. Перечислить методы проведения ТО.

5. Перечислить методы проведения ТР.

6. Перечислить методы проведения диагностики.

 

IV. Постановка темы занятия и совместное со студентами целеполагание.

 

V. Изучение нового материала (Беседа).

При организации технологического процесса ТО и ТР в АТП, следует учитывать следующие факторы (слайд 6):

- перечень и трудоемкость работ данного вида воздействия;

- количество и тип подвижного состава;

- сменная (суточная) программа по ТО данного вида.

- расчетное число постов;

- режим работы автомобилей на линии.

 

Рассмотрим данные факторы в русле курсового проектирования. 


Перечень и нормативы трудоемкости работ каждого вида воздействия регламентируется «Положением о ТО и ремонте ПС на АТП», при этом производится расчет трудоемкости воздействий с учетом корректирующих коэффициентов.


Количество и тип подвижного состава определяется основным родом деятельности АТП, а в случае курсового проектирования – заданием.


Суточная программа определяется отношением числа определенного вида воздействия за год по парку, к числу дней работы зоны ТО в году.


Число постов рассчитывается с учетом годового объема работ данного вида воздействия, коэффициента неравномерности загрузки постов, числа дней работы зоны в году, числа смен работы в сутки, продолжительностью смены, среднего числа рабочих на одном посту и коэффициента использования рабочего времени поста.


Все эти факторы были определены нами на этапе курсового проектирования.


Теперь необходимо определиться с методом организации технологического процесса определенного вида воздействия в соответствии с данными факторами.


Методы организации технологического процесса ЕО, ТО, диагностики и ТР.


Для того, чтобы приступить к рассмотрению методов организации, необходимо дать определения таких терминов как рабочий пост и рабочее место.

- В чем различие рабочего поста и рабочего места? Рабочий пост — это?


Для организации ЕО, ТО, диагностики и ТР организуются рабочие посты (слайд 7).


Рабочий пост - это участок производственной площади, предназначенный для размещения автомобиля и включающий одно или несколько рабочих мест.

Рабочее место — это?


Рабочее место – это зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная необходимыми средствами и предметами труда, размещенными в определенном порядке.


Рабочие посты размещают в зонах ТО и ТР или отдельных цехах и оснащают соответствующим оборудованием (слайд 8).


По технологическому назначению рабочие посты подразделяются на универсальные, специализированные и специальные (слайд 9).

--Скажите, пожалуйста, почему данные посты так названы? Какие операции выполняют на каждом из них?


На универсальном посту выполняют все или большинство операций данного вида воздействия.


На специализированном посту реализуется типовой технологический процесс, например: пост смазочно-заправочных работ, пост контрольно-регулировочных операции, уборочно-моечных работ и т.д.


На специальном посту организуются специфические работы, например: санитарная обработка, измерение объема цистерн, монтажа-демонтажа узлов и агрегатов большегрузных автомобилей (слайд 10).


По способу установки автомобиля, посты могут быть тупиковые и проездные (слайд 11).


По расположению, посты подразделяются на параллельные и последовательные.

 

Поточный метод

- Дайте определение поточному методу.


Определение (слайд 12). При поточном методе все работы выполняются на нескольких, расположенных в технологической последовательности специализированных постах, совокупность которых образует поточную линию.

 


 

На постах поточной линии расположение  автомобилей может быть продольным или поперечным, в зависимости от типа конвейера (слайд 13). Различают потоки непрерывного действия (при скорости конвейера от 0,8 до 1,5м/мин) - ЕО, и потоки периодического действия (при скорости конвейера от 10 до 15м/мин) – ТО-1 и ТО-2 (слайд 14-15).


Назовите необходимые условия для применения потока.

Необходимые условия для применения потока:

• Техническое обслуживание № 1:

- суточная или сменная программа должна быть не менее 12-15 однотипных автомобилей.

- расчетное число рабочих постов должно быть три и более для однотипных автомобилей.

• Техническое обслуживание № 2:

- суточная или сменная программа должна быть не менее 5-6 однотипных автомобилей.

- расчетное число рабочих постов должно быть четыре и более для однотипных автомобилей (слайд 16).


Как вы думаете, в чем преимущества и недостатки поточного метода?

Преимущества:

- возможность специализации постов;

- механизация производственных процессов и улучшение условий труда;

- снижение себестоимости работ;

- рациональное перемещение автомобилей и исполнителей.

Недостатки:

- невозможность изменения объема работ на каком –либо из постов;

- неэффективность применения на малых АТП (слайд 17).

 

Метод универсальных постов

- Дайте определение методу универсальных постов.


Определение (слайд 18).  При таком методе выполняется весь комплекс работ на посту группой исполнителей бригады, при этом каждый исполнитель выполняет свою часть работы в определенной технологической последовательности.

Расположение автомобилей на универсальных постах (слайд 19).

 

Параллельные без проезда.


 

Параллельные с проездом.


 

Параллельные  двухсторонние с проездом.


 

Косоугольные проездные.


 

Условия применение метода универсальных постов (слайд 20).

  • Малая суточная или сменная программа ТО-1 и ТО-2.
  • Минимальное число расчетных постов в зоне ТО.
  • Производство работ, требующих индивидуального подхода, например в зоне текущего ремонта.

 

- В чем преимущества и недостатки метода универсальных постов?

Преимущества:

- возможность выполнения различного объема работ;

- возможность выполнения сопутствующего ремонта;

- обслуживание разномарочных автомобилей.

Недостатки:

- необходимость дублирования одинакового оборудования;

- загрязнение воздуха при многократном маневрировании автомобилей;

- недостаточная реализация разделения труда и специализации ремонтных рабочих;

- затруднение автоматизации производственных процессов (слайд 21).


Методы организации текущего ремонта автомобилей (слайд 22).

Агрегатный метод заключается в замене неисправного агрегата (узла) новым или ранее отремонтированным из оборотного фонда.

Индивидуальный метод заключается в постановке агрегатов (узлов), которые после снятия ремонтируют, т.е. они не обезличиваются, а устанавливаются на тот же автомобиль.

 

Методы проведения текущего ремонта автомобилей (слайд 23).


В зоне текущего ремонта работы проводятся на универсальных или специальных тупиковых постах, которые оснащаются осмотровыми канавами, подъемно-транспортными устройствами, приспособлениями и инструментом.

 


 

Для обеспечения выполнения ремонтно-восстановительных работ в АТП создаются следующие производственные цехи (отделения): агрегатный, слесарно-механический, кузнечно-рессорный, сварочный, медницкий, электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, шиномонтажный, кузовной, малярный и т.д. (слайд 24)

 


 

Организация диагностики автомобилей (слайд 25).


Для диагностики автомобилей организуются тупиковые посты или специализированные посты  поточных линий, оборудованные стендами с беговыми барабанами, оснащенные установками для имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобилей.


Посты диагностики также оснащаются оборудованием и приборами для регистрации параметров, определяющих техническое состояние агрегатов, систем и механизмов автомобиля (слайд 26).


Работы по углубленной диагностике (Д-2) приборов, узлов и агрегатов, проводятся в цехах (отделениях) на специальном оборудовании.

 


 

VI. Закрепление знаний, формирование умений

 

VII. Обобщение (контрольные вопросы (слайд 5)).

 

VIII. Рефлексия. Подведение итогов.

 

IX. Д/з (слайд 27):

1. И.С. Туревский Техническое обслуживание автомобилей. Часть 2. ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2007.- 69-70, 76-89, 106-120 с.

2. И.С. Туревский Техническое обслуживание автомобилей. Часть 2. ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2007.- 96-99 с. Особенности организации ТО и ТР автомобилей на СТОА.

3. Выполнение пункта 2.10 индивидуального задания на курсовое проектирование «Выбор метода организации технологического процесса на проектируемом объекте».

 

Приложение: Презентация по теме: «Организация технологического процесса технического  обслуживания и текущего ремонта в автотранспортном предприятии» (ppt)

 

Список используемой литературы

  1. И.С. Туревский Техническое обслуживание автомобилей. Часть 2. ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2007.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*