Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социальное партнерство как средство управления качеством исследовательской деятельности обучающихся в ГАОУ СПО «Нефтяной техникум» г. Орска

17.05.2013 1505 3893
Чалышкова Татьяна Владимировна
Чалышкова Татьяна Владимировна, преподаватель

Орский нефтяной техникум им. Героя Советского Союза В.А.Сорокина

В настоящих условиях выпускникам техникума трудно адаптироваться в конкретных, часто меняющихся, условиях производства. В системе среднего профессионального образования (СПО) имеется возможность подготовить к профессиональной деятельности обучающихся таким образом, чтобы они соответствовали современным требованиям и тенденциям, которые предполагают:

  • ускорение темпов развития общества и как следствие – необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
  • переход к постиндустриальному информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
  • динамичное развитие экономики, рост конкуренции, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, росте их профессиональной мобильности;
  • рост значения человеческого капитала, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие как молодежи, так и взрослого населения.

Именно на это направлена концепция модернизации российского образования, в качестве одного из приоритетов которой выступает подготовка конкурентоспособных специалистов, готовых к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, способных жить и работать в условиях высокого динамизма экономической системы.


В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта 3 поколения предприятия-работодатели являются нотъемлемой частью образовательного процесса, начиная от разработки образовательных программ и заканчивая проведением квалификационных испытаний по изученным профессиональным модулям и проведением защиты итоговой квалификационной работы.  

 

Одной из наиболее сложных проблем среднего профессионального образования является формирование системы связи между учебными заведениями и производством. Проблема заключается в противоречии между традиционно сложившейся системой подготовки кадров среднего звена и производством, которое развивается в условиях нестабильных рыночных отношений. Ряд последних нормативных документов доказывает необходимость поиска новых решений выдвинутой проблемы. Вполне очевидно, что профессиональное образование должно быть приближено к потребностям региона, местным рынкам труда.


Решение этой проблемы обеспечивается различными путями:

  • разработкой государственных образовательных стандартов новых поколений;
  • созданием современных учебно-методических комплексов;
  • внедрением инновационных педагогических технологий;
  • совершенствованием кадрового потенциала;
  • развитием материально-технической базы профессиональных учебных заведений.

Термин «социальное партнёрство», хотя и используется в нормотворчестве, в отношении педагогической (образовательной) деятельности он не имеет достаточно полного, точного определения. Он связан с такими понятиями, как «социализация», «конкурентоспособный специалист», «профессиональная мобильность», «образовательный маркетинг».[4, с.110]

Социальное партнёрство можно охарактеризовать как партнерство в достижении совместных результатов в образовательной деятельности. Результатом для учебного заведения является повышение качества подготовки специалистов, для предприятия – подготовка к практической профессиональной деятельности.

 

В связи с этим информационно-методическое обеспечение социального партнерства должно включать в себя: [4,с.27]

  • определение целей взаимодействия;
  • обозначение круга субъектов;
  • формирование содержания сотрудничества;
  • анализ результатов;
  • проведение коррекционных мероприятий.

Социальное партнёрство для учебных заведений ставит задачу прогнозирования потребностей рынка труда с целью качественного перспективного планирования процесса обучения, а потребители (работодатели) должны быть заинтересованы в повышении качества профессионального образования будущих работников.

 

Традиционными формами социального партнерства являются:

  • организация образовательного процесса (совершенствование содержания образования, организация практического обучения);
  • привлечение к преподаванию специалистов производства;
  • материально-техническое обеспечение деятельности образовательных учреждений;
  • привлечение дополнительных финансовых средств для развития;
  • развитие системы информационной поддержки взаимодействия субъектов социального партнерства;
  • содействие трудоустройству выпускников ССУЗ.

 

Цель социального партнёрства в воспитательной деятельности:

  • развития воспитательного потенциала образовательных учреждений среднего профессионального образования в гражданском воспитании, профессиональном самоопределении и творческой самоактуализации личности;
  • повышения качества подготовки специалистов среднего звена;
  • повышения уровня воспитанности студентов;
  • улучшения социально-психологического климата в коллективах обучающихся и преподавателей ССУЗов;
  • повышения образовательного уровня преподавателей и руководителей средних специальных учебных заведений;
  • развития научной и инновационной деятельности;
  • повышение эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства в воспитании молодёжи.

 

В настоящее время расширение пространства социального партнерства в системе среднего профессионального образования происходит за счёт развития различных направлений, перечисленных выше взаимодействия субъектов социального партнерства. Но законы рыночных отношений обуславливают необходимость подготовки специалистов, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся условиях;
  • умело применять знания на практике для решения возникающих проблем;
  • критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы,
  • искать и находить пути их решения;
  • быть способным генерировать новые идеи, творить;
  • умело работать с информацией, собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, формулировать выводы;
  • быть коммуникабельным, контактным, но при этом уметь отстаивать свою позицию.

 

Как нельзя лучше, эти качества формируются в результате научно – исследовательской деятельности.

Под учебно-исследовательской деятельностью[2,с.94] нужно понимать не только создание ранее не созданного, не предложенного никем (объективная новизна), но и создание обучающимся неизвестного ему, нового для него, но уже известного преподавателям и специалистам (субъективная новизна).

 

В условиях конкурентной рыночной экономики результативность деятельности специалиста достигается не только за счет его высокого профессионализма, но и во многом зависит от его личностных качеств и способностей. Воспитанию и развитию этих качеств и способностей у обучающихся в значительной мере содействует их участие в научно-исследовательской деятельности.

Основной целью исследовательской деятельности обучающихся является развитие профессиональных умений для выполнения определенного вида деятельности в рамках формирования общих и профессиональных компетенций.

 

Можно выделить два направления работы. Первое направление – научно-исследовательская работа, входящая в образовательный процесс, основной задачей которого является активизация процесса обучения на аудиторных занятий; второе – научные исследования, дополняющие образовательный процесс. На этом этапе проводятся конкурсы, семинары, научно-практические конференции.

 

Исследовательская деятельность при подготовке специалистов решает следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала (подготовка сообщений, докладов, наглядных пособий);
  • информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности (работа с научной, справочной литературой, интернет-источниками, ГОСТами, стандартами, создание презентаций, фильмов);
  • социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания.

 

Для организации исследовательской работы обучающихся можно использовать различные технологии, в том числе поисково-исследовательскую.

Чтобы вывести студента на уровень исследования, далеко не достаточно, чтобы он овладел знаниями, умениями, навыками по определенному, пусть даже весьма широкому набору учебных элементов. Необходимо обучить его умению самостоятельно «добывать» необходимые знания и умения. Нужно заставить его поверить в свои творческие способности.

Задача формирования творческих качеств личности решается только в системе проблемного, или проблемно-поискового обучения.

 

Исследовательская работа в ГАОУ СПО «Нефтяной техникум» г.Орска ведется в соответствии с нормативными документами:

  1. Закон об образовании РФ.
  2. Государственные образовательные стандарты СПО, Федеральные Государственные образовательные стандарты СПО.
  3. Типовое положение об образовательном учреждении СПО.
  4. Инструкции, приказы, распоряжения министерства образования РФ, региональных органов управления образованием в области научно-методической работы.
  5. Положения о деятельности научно-методического совета, цикловых (предметных) комиссий, учебных кабинетов.

 

Одним из важнейших направлений деятельности в ГАОУ СПО «Нефтяной техникум» г.Орска является учебно-исследовательская работа обучающихся.

Формы исследовательской деятельности разнообразны:

  • организация семинаров, конференций в рамках деятельности техникума;
  • изготовление компьютерных учебных программ, видео-пособий, приборов, установок, учебных пособий;
  • участие в выработке решений, касающихся внутренней жизни техникума, в рамках самоуправления;
  • осуществление контактов с представителями академической науки, общественных движений, других образовательных учреждений, предприятий города;
  • распространение и пропаганда материалов о своей деятельности.

 

Технология организации научно-исследовательской работы в ГАОУ СПО «Нефтяной техникум» г.Орска складывается из пяти этапов.

Первый этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления обучающихся, желающих заниматься научно-исследовательской работой. Ведущая роль здесь отводится преподавателю, который в процессе индивидуальной работы со студентом призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.

Второй этап. После того как произошла постановка проблемы и определена мотивация, начинается очередной этап реализации творческой идеи. Темы предлагаемых исследований утверждаются на заседаниях цикловых (предметных) комиссий. Представляется, что в технологии исследовательской работы студента подобная практика утверждения темы может играть ключевую роль:

  • студент осознает значимость выполняемой работы;
  • происходит стирание неких граней между студентом и преподавателем, возникает атмосфера сотворчества;
  • имея информацию о тематике разрабатываемых проектов, преподаватель может использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, изучаемых в дисциплине;
  • возникающая ситуация обсуждения исследовательских тем способствует росту уровня профессиональной компетентности педагога, стимулируя развитие их собственной научно-исследовательской деятельности.

Третий этап. Данный этап связан с представлением собранного материала на заседании временного творческого коллектива. Это позволяет:

  • более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы;
  • позволяет оперативно решать возникающие проблемы;
  • поддерживает интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди студенческой и педагогической общественности учебного заведения.

Четвертый этап. На этом этапе студенты имеют возможность выступить со своими сообщениями в группах. К участию в чтениях привлекаются как можно больший круг слушателей из числа студентов и педагогов. Авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения. Работы, признанные лучшими, выносятся на заключительную научно-практическую конференцию.

Пятый этап. Итогом исследовательской работы является конференция. На нее могут быть приглашены студенты и педагоги из других учебных заведений, представители ВУЗов города, представители промышленных предприятий. В качестве почетных гостей в конференции могут участвовать выпускники прошлых лет, родители студентов, что имеет большое воспитательное значение. В ходе заседания заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов. Экспертная комиссия подводит итоги по каждой номинации.

 

Основным социальным партнером ГАОУ СПО «Нефтяной техникум» г.Орска является ОАО «Орскнефтеоргсинтез», которое проявляет заинтересованность научно-практической и научно-исследовательской деятельности молодёжи на рабочих местах.

Традиционными стали научно-практические конференции молодых специалистов, проводимые на протяжении 6 лет на ОАО «Орскнефтеоргсинтез», участвовать в которой, а тем более победить считается весьма престижным и кроме морального поощрения со стороны администрации объединения, имеет ощутимое материальное вознаграждение. Отлично зарекомендовали себя выпускники нашего техникума и неоднократно становились победителями в технологической секции и секции «Охрана труда, промышленная безопасность и охрана окружающей среды». Победители имеют возможность выступить на более высоком уровне среди дочерних предприятий головной компании и посетить профильные предприятия, в том числе и за рубежом  (Паржецкая В.С).

На конференции всегда приглашаются старшекурсники, преподаватели, администрация техникума. Темы для разработки предлагают сами специалисты и руководители структурных подразделений, заинтересованные в решении конкретных производственных задач и перспективном развитии производства. Преподаватели техникума консультируют, помогают в подборе литературы своим выпускникам. Для студентов, присутствующих на конференции, есть чему поучиться: они обсуждают выступления, вопросы жюри, представленные презентации проектов и не скрывают своего восхищения. 

 

Социальное партнерство непосредственно для студентов специальности 240404 «Переработка нефти и газа» со стороны ОАО «Орскнефтеоргсинтез» заключается:

  • в организации исследовательских лабораторных работ по дисциплинам «Химмотология», «Химия нефти», «Технический анализ и контроль производства» (исследовательская лаборатория ОАО «Орскнефтеоргсинтез»);
  • в определении тематики дипломных проектов, актуальных для базового предприятия (специалисты технического отдела, администрация цехов №1, 2, маслоблока);
  • в приобретении новинок специальной литературы, оснащении лабораторий и мастерских (отдел подготовки кадров);
  • в сборе информации для участия в научно-практических и научно-исследовательских конференциях различного уровня;
  • привлечении к преподаванию специальных дисциплин специалистов ОАО «Орскнефтеоргсинтез»

 

Учебно-методическая ценность социального партнерства при организации исследовательской деятельности студентов обусловлена сокращением сроков профессиональной адаптации выпускников на предприятиях - работодателях.

Реализация, практическая, дидактическая и экономическая ценность научно-исследовательской работы подтверждается увеличением количества дипломных проектов по реконструкции, модернизации, оптимизации работы технологических установок с 30 до 63% за последние 3 года. Все дипломные проекты, представленные к защите актуальны, имеют практическое значение. Отмечены и рекомендованы к внедрению председателем Государственной квалификационной комиссии, главным технологом ОАО «Орскнефтеоргсинтез» Кузьминым В.Н.

 

Материалы исследовательской работы студентов были представлены и доложены на конференциях вГАОУ СПО «Нефтяной техникум» г.Орска, а также на Всероссийской студенческо-преподавательской конференции «Глобальные проблемы современности» (г. Тверь), на научно-практической конференции «Меня оценят в 21 веке» (г. Москва), на 7 конференции «Новые технологии в газовой промышленности» в секции «Переработка газа» (РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина),

 

Дальнейшее совершенствование механизма взаимодействия среднего профессионального образования и социальных партнеров заключается в развитии различных форм взаимодействия, в том числе научно-исследовательской и научно-практической деятельности, в интересах создания оптимальной структуры подготовки кадров, повышения качества подготовки специалистов среднего профессионального образования.

 

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Исследовательская работа обучающихся является одной из форм учебного и воспитательного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются воспитание, обучение и практика, что определяет возможность реализации социального партнерства и скорейшую адаптацию выпускников на производстве.
  2. Апробация результатов взаимодействия подтвердила сокращение сроков профессиональной адаптации выпускников техникума.
  3. Предложенный в работе материал может использоваться преподавателями в практике организации научно-исследовательской работы студентов в системе среднего профессионального образования.  

 

Список используемой литературы

  1. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: Академия, 2001 - 192 с.
  2. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Минск: Высшая школа, 2002 - 95 с.
  3. Кравченко А.И., Анурии В.Ф. Социология. – СПб.: Питер, 2006 - 432 с.
  4. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие. – Самара: СГТУ, 2004 - 89 с.
  5. Типушкова Н.В., Ангеловская С.К. О проведении конференции социальное партнерство в системе среднего профессионального образования. - Копейск: 2004 - 46 с.
  6. Федорова Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности. Педагогика №5, 2007



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*