Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие исследовательских компетенций студентов в условиях реализации ФГОС нового поколения

13.05.2013 780 2829
Хилько Анна Александровна
Хилько Анна Александровна, преподаватель экономических дисциплин

Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Новые требования, выдвинутые в рамках ФГОС 3 поколения, ставят для всей системы профессионального образования следующую основную задачу – подготовку компетентного специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.


В инновационном образовательном процессе студент должен иметь высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональную мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, т.е. обладать определенными федеральными стандартами профессиональными и общими компетенциями.


Одним из направлений деятельности студента, способствующих формированию профессиональных и общих компетенций в образовательном процессе является научно-исследовательская работа.


В процессе обучения именно она выявляет мотивы студентов, познавательные, профессиональные и личностные интересы, обуславливает их поисковую деятельность, учит самоконтролю, самооценке, закладывает основу их дальнейшей творческой деятельности.


Все эти положительные факторы способствуют формированию необходимых деловых и нравственных качеств специалиста, так как повышает ответственность и уровень мотивации, развивают стремление к познавательной деятельности и управлению своим обучением на любом уровне в течение всей жизни, воспитывают в нем способность адаптироваться к любым изменениям на рынке труда.


Научно-исследовательская работа студентов рассматривается нами как одна из форм учебного процесса. Участие студента в предметном кружке, студенческом научном обществе, конференциях позволяет ему начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.


В целях развития исследовательский компетенций студентов в колледже мною организована работа «Бюро исследований», целью создания которого является ознакомление студентов с методами и приемами научных исследований, повышение престижа и популяризации научных знаний, развитие творческой личности;  овладение студентами искусством дискуссии, выступлений перед аудиторией.


Мною применяются два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

 

1. Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду НИРС относится написание рефератов по темам учебных занятий. При этом следует сказать о том, что рефератом является не  переписанная статья, или конспект главы какого-то учебника, а написанный на основе нескольких десятков статей и источников труд, который можно по праву включить в список видов НИРС.

 

2. Исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами. Такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами колледжа и подготовки к практическим занятиям и экзаменам.


Основными формами работы бюро являются:

- разработка проектов, подготовка творческих работ;

- участие в олимпиадах, выставках, конкурсах;

- проведение семинаров, конференций;

- выступление с лекциями, с докладами, творческими отчетами.

 

Научно-исследовательская работа со студентами начинается мною на первом курсе с привлечения их на добровольной основе к самостоятельной подготовке небольших сообщений по темам или иным вопросам различных учебных предметов. Постепенно работа усложняется, студенты начинают готовить и защищать свои работы по проблемным вопросам.


Направления деятельности бюро способствуют формированию у студентов устойчивой гражданской позиции, чувства патриотизма, ответственности, правовой культуры, духовности и нравственности, знаний в области экономики, культуры и традиций родного края.


В рамках работы бюро студентами были подготовлены и представлены  исследовательские работы на разных уровнях: Всероссийский конкурс «Юность, Наука, культура» (лауреаты заочного тура); Всероссийский конкурс «Национальное Достояние России» (лауреаты заочного тура);  Межрегиональная студенческая конференция «Моя творческая инициатива в решении проблем современного российского общества» (диплом за лучшую исследовательскую работу); международный конкурсе «Край, в котором мы живем»; колледжная студенческая научно-практической конференции «Юность, наука, культура» и т.д.

Формированию исследовательских навыков у студентов так же способствует участие их в организации  и проведении различных аналитических исследований, таких как опросы, мониторинг и т.д.


Так, участниками «Бюро исследований» в январе 2013 года было проведено анкетирование студентов 1 и 2 курсов по вопросам, касающимся процесса внедрения ФГОС 3 поколения в нашем колледже.

 

Результаты данного исследования представлены на диаграммах:

1) Знаете ли вы что такое ПМ?


Специальности:

Б- экономика и бухгалтерский учет

П-

Э- сварочное производство

М-

С-


2) Знаете ли вы, что такое ОК?


3) Знаете ли вы, что такое ПК?


 

 

4) Применяете ли Вы знания, полученные в рамках изучения учебной дисциплины профессионального цикла при освоении профессионального модуля?


 

5) Где вы приобретаете практический опыт применения полученных знаний в процессе освоения профессионального опыта?


 


6) Знакомы ли Вы с формами промежуточной аттестации на 2012-2013 г.?


 

7) Сможете ли Вы полученные знания и практический опыт по данному профессиональному модулю реализовать в своей профессиональной деятельности?



7) Испытываете ли вы трудности при освоении ПМ?


8) Какую рабочую профессию Вы получите в процессе обучения по выбранной специальности (профессии)?

 

 

 

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что наши студенты не в достаточной степени осведомлены о процессе обучения по новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартам. Полученная информация позволит скорректировать, помочь студентам выстроить правильную траекторию движения по освоению ПМ, в целом ОПОП, и повысить качество образования в колледже.

 

В целом, можно сделать вывод, что развитие исследовательских компетенций будет эффективно, если в воспитательно-образовательном процессе:

- созданы условия, способствующие формированию и развитию поисковых, исследовательских и экспериментальных умений студентов;

- существует система научно-исследовательской работы студентов;

- осуществляются дифференцированный и индивидуальный подходы к научно-исследовательской работе студентов;

- реализуется модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности.

 

Литература

1. Дорджиева Л.А. Научно-исследовательская работа студентов 2003 г.

2. Новые образовательные стандарты: преемственность и перспектива: материалы научно-практической конференции. – Алапаевск: ГБОУ СПО СО АППК, 2011.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*