Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социальный портрет земского учителя в Псковской губернии в конце ХIХ - начале ХХ вв.

29.06.2011 1791 1 5009
Карпова Валентина Васильевна
Карпова Валентина Васильевна, директор, кандидат исторических наук

Опочецкий индустриально-педагогический колледж
Для создания социального портрета учителя земской школы конца ХIХ – начала ХХ вв.  важно знать образовательный уровень педагогов,  их социальное происхождение, степень интенсивности труда, уровень материального обеспечения жизни, бытовые условия проживания.


Развитие земской начальной школы в пореформенной  России   актуализировало проблему подготовки народных учителей.  В Псковской губернии  не было учебных заведений, занимающихся подготовкой педагогических кадров. Сохранились сведения лишь о частной «учительской школке» в селе Глубоком Опочецкого уезда, организованной в 1860 году Марией Михайловной Дондуковой-Корсаковой.  Однако в 1862 году и эта «школка» была закрыта. [16]


Главную заботу о подготовке педагогических кадров для земских школ Псковской губернии взяло на себя Псковское губернское земство, которое содержало своих стипендиатов в учительских семинариях, способствовало вместе с уездными земствами открытию педагогических классов при женских прогимназиях и гимназиях, выделяло стипендии  гимназиям  для подготовки педагогов, а также организовывало педагогические курсы (долгосрочные и краткосрочные) и педагогические съезды.


В 1874  году  правительство открыло мужскую учительскую  семинарию в Пскове, и в том же году при Мариинской женской прогимназии открылись педагогические  курсы,  а впоследствии - восьмой педагогический класс.  На устройство учительской семинарии Псковское губернское  земство ассигновало в 1874 году 3000 рублей.  Кроме того, при семинарии земство учредило в 1874 году - 8,  а с 1879 года - 16 стипендий по 120 рублей. 8 Такое количество     стипендиатов    содержалось    земством     до   1886   года.  [20]

В последующие годы средства на содержание стипендиатов выделялись неравномерно. Так,  в 1907 году на содержание 17 стипендиатов семинарии губернское земство ассигновало 1700 рублей.  18  В 1914 году из 128 семинаристов 104 человека получали стипендии земств. [7 ] Таким образом, Псковское земство сыграло немалую роль в деле открытия и функционирования Псковской  мужской  учительской  семинарии и позже Великолукской женской учительской семинарии, открытой в 1909 г. 


В Положении  об учительской семинарии говорилось,  что она «имеет целью доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий православного вероисповедания, желающим посвятить себя учительской деятельности в начальных училищах ведомства Министерства народного просвещения». [19]  Срок  обучения  в  семинарии был сначала 3 года,  а затем с 1909 г. - 4 года.  Псковское земство не только проявило заинтересованность в открытии семинарии, но и финансово поддерживало её деятельность: учреждало именные стипендии, оплачивало лечение стипендиатов в земской больнице, оплачивало обеды  воспитанникам.


Псковской учительской семинарии  принадлежит  большая  заслуга  в обеспечении школ Псковской губернии педагогическими кадрами.  Ежегодно в среднем семинария выпускала 15 специалистов (от 8 до 29),  и   в период  с 1877 года, со времени первого выпуска, до 1919 года было подготовлено более 600 учителей, среди которых почти треть являлись земскими стипендиатами. Выпускники Псковской  учительской  семинарии работали по всей губернии в школах разных ведомств,  в том числе и земских.  Так, из 72  учителей земских начальных школ Псковского уезда в 1893/94 учебном году 43 закончили Псковскую учительскую семинарию. [3] Среди  112 учителей земских  начальных школ Опочецкого уезда в 1910 году – 15 были выпускниками Псковской учительской семинарии. [10]


Уездные земские управы нередко обращались к дирекции семинарии с просьбой дать отзывы о выпускниках, желающих работать учителями в земских школах. Такие запросы в 1908 г. поступили от Опочецкой уездной земской управы. В ответе семинарии давалась положительная   характеристика 8 земским стипендиатам. Опочецкая уездная земская управа впоследствии уведомляла   дирекцию   семинарии,   что   трое   выпускников – Н. Утретский,    П. Михеев, А. Федоров приступили к работе в земских школах уезда. Подобное обращение направило  Холмское земство и получило положительный отзыв о выпускнике Н. Богданове. 9  Такая обратная связь земств с семинарией очень показательна, т.к. демонстрирует желание земств привлекать к работе грамотных, хорошо зарекомендовавших себя в учебе специалистов. В свою очередь, дирекция семинарии обращалась в Порховское, Торопецкое, Великолукское и др. земства о трудоустройстве выпускников.


Социальный состав учащихся семинарии соответствовал замыслам учредителей, дети крестьян в нем преобладали. Так, в 1897 году из 98 воспитанников было: из дворян и чиновников – 6 , из духовенства – 9, из городских сословий – 14, из сельских сословий – 69 (70%). В 1903 году крестьян было уже 75%, а в 1909 году – 80%. [1]  Таким образом, именно выходцы из крестьянского сословия, получив образование, становились учителями сельских школ, в том числе и земских. Почетными попечителями семинарии в разные годы были Н.Ф. Фан-дер-Флит и граф П.А. Гейден, крупнейшие земские деятели Псковской губернии.


Великолукская женская семинария ставила главной своей задачей подготовку учительниц начальных школ. В семинарию принимались девушки всех сословий, имеющие начальное образование и желающие стать педагогами. Расходы на содержание учебного заведения делились между Министерством просвещения, городом и земством (губернским и Великолукским уездным). Город и Великолукское уездное земство нанимали помещение для семинарии. В разные годы в названном учебном заведении обучалось от 75 до 110 человек, причем не только из Псковской губернии. Педагогический коллектив состоял из десяти человек, среди которых было двое мужчин: законоучитель отец Дмитрий Харлов и преподаватель гимнастики А.С. Иванов. Руководила семинарией с 1910 года Зинаида Васильевна Массино.  Обучающиеся изучали Закон Божий, русский и церковнославянский языки, педагогику,  арифметику, алгебру, геометрию, географию, историю, биологию, физику, черчение, космографию, чистописание, пение, музыку, рукоделие, гимнастику, рисование. В 1910 году для прохождения педагогической практики при семинарии была открыта «образцовая школа» - двухклассное начальное училище. Семинаристки, имевшие хорошую успеваемость, получали стипендию 15 рублей в месяц. Девушки пользовались двумя библиотеками: фундаментальной и ученической, участвовали в литературном и театральном кружках, совершали экскурсии, в том числе в Псков, Остров, в Святые Горы на телефонную станцию при Великолукской земской управе. [4]   Как  и в Псковской семинарии, обучающиеся могли бесплатно лечиться в земской уездной больнице, и лекарства им выдавались бесплатно. [22]


Земство, особенно Великолукское, стремилось по мере возможности отслеживать деятельность женской учительской семинарии, помогало ее финансировать. Но эта помощь была неравномерной и  нерегулярной. Так, в 1912-1913 годах Великолукское уездное земство оплачивало семинарии даже пользование телефоном, а  в 1914 году не выделило семинарии никаких средств. [4]   Сказалось изменение обстановки в стране (шла первая мировая война) и нехватка земских средств в целом.


Выпускники гимназий и прогимназий часто становились учителями начальных школ, в том числе и земских. Поэтому земства из года в год поддерживали названные учебные заведения. Поддержка эта была неравномерной по объёму средств, т. к. их не  хватало. Чуть подробнее хотелось бы остановиться на деятельности Опочецкой женской прогимназии.  Опочецкая женская прогимназия была основана в 1861 году. Это было единственное в уезде среднее учебное заведение, да и то неполное (до 1910 года прогимназия была четырёхклассной). Своим возникновением женское училище (так первоначально называлось учебное заведение) обязано Якову Карловичу Сиверсу, уездному предводителю дворянства.  В прогимназии преподавались: русский язык, история, арифметика, география, рисование, чистописание, музыка, Закон Божий. Особое внимание уделялось преподаванию иностранных языков: немецкого и французского. Позже стали преподаваться латинский язык, гимнастика, швейное дело. К началу ХХ века треть учительниц начальных школ Опочецкого уезда являлись выпускницами Опочецкой прогимназии. С 1903 года при гимназии работали годичные педагогические курсы. Сохранилось здание, где на первом этаже функционировал банк, а на втором - работала гимназия. Это здание ныне  является частью учебного корпуса педагогического колледжа.


Подготовка новых учителей не исчерпывала вопроса об их профессиональном образовании.  Ведь  большинство учителей уже работало на местах, не имея,  как правило, специальной подготовки,  не до конца представляя себе специфику  земской школы.  По свидетельству известного в XIX веке педагога Н.Ф. Бунакова,  когда народная школа «помаленьку складывалась, народные учителя набирались,  как говорится, «кто с бору, кто с сосенки», были хорошие, умелые и даровитые работники народной школы, были и никуда не годные, а главное - господствовала полная  разноголосица; в обучении не было установлено определенных и разумных начал...  Все работали вразброд,  каждое земство само по себе, даже каждый учитель сам по себе,  не  было единства,  и везде повторялись одни и те же ошибки, промахи, затруднения». [2]


В связи с такой ситуацией  возникла необходимость организации съездов учителей,   учительских  курсов   как   для повышения квалификации, так и для выработки общих для земских школ методических правил. [21]  Курсы  организовывались при Псковской учительской семинарии, а также при гимназиях.


С 17 июля по 14 августа 1900 года  в Пскове прошёл  педагогический съезд для учителей и учительниц земских школ Псковского,  Островского и Опочецкого уездов. 14  На съезде  были  организованы  педагогические  курсы для 132 учителей. Курсы длились три недели и включали беседы,  пробные уроки по русскому языку, пению,  лекции  по  гигиене.  Распорядок дня в течение трех недель был следующим: [14]

8-9.30 – пение,

9.30-12.30 – пробные уроки с учениками образцовой школы,

12.30-13.00 – перемена,

13.00-20.00 – разборы уроков и лекции по методикам.

\

Такой плотный и интенсивный график работы, сочетающий теорию с практикой, помогал педагогам выявлять пробелы в своих знаниях и усваивать важнейшие положения методики преподавания в начальной школе.  В 1911 году открылись губернские курсы по естественным и историческим дисциплинам на 28 слушателей, а в 1912 году - на 75. 25Во всех перечисленных курсах принимали участие и земские учителя.


К началу ХХ века  54%  учителей и  48,8%  учительниц в Псковской губернии имели среднее образование  (в  среднем  51,4%).  Появился небольшой процент педагогов-женщин с высшим образованием (0,3%).  Но тем не менее еще велик был процент учителей с образованием ниже среднего – 48,5%. 20 Так, в 1914 году 93,8% земских учителей и 31,2% учительниц Порховского уезда (в среднем 62,9) имели среднее образование.   С   образованием    ниже   среднего  работали 68,8% учительниц и  6,3% учителей (в среднем 37,6%) того же уезда. [13]   В Опочецком  уезде (по данным на 1910г.) 40,9% земских учителей имело среднее образование, остальные – ниже среднего. [10]


Для создания социального портрета учителя земской школы важна не только характеристика образовательного уровня учителей, но и их социальное происхождение, а также материальное положение и условия труда.


К началу ХХ века учителями служили:  27,5% выходцев из крестьян, 24% - из мещан, 18,1% - лиц духовного сословия, 15,7% - из дворян и чиновников, 11,7% - купеческого сословия.  Таким образом, более половины  учителей  Псковской   губернии вышло  из крестьян и мещан, т.е. из низших сословий, что обусловило непритязательность педагогов и привычку работать в трудных условиях.


Средняя нагрузка составляла 30 часов на обязательные предметы и 5 часов – на второстепенные (при норме 18 обязательных часов и 3 часа – на пение). Учебный год составлял 148 дней (при норме 180 дней), что заставляло уплотнять график занятий. Кроме того учителя выдавали книги из школьной библиотеки, проводили чтения с «туманными картинками», вели воскресные занятия со взрослыми. Земская школа была трёхгодичной,  нередко все три отделения занимались одновременно. Поэтому на учителя приходилось в среднем 55 учеников. А в некоторых уездах – до 80. В Псковской губернии 76,9% земских педагогов занимались с тремя отделениями учащихся    и лишь  8,9%  работали в более или менее приемлемых условиях, с одним отделением. [10 ] Большинство учителей начальной школы составляли молодые женщины и с таким количеством учащихся им приходилось особенно нелегко.


Жилищные условия оставляли желать лучшего. Площадь комнаты для учителя при школе в среднем равнялась 4 кв. м. Если учитель снимал жильё, то из своего жалованья платил в среднем 31 руб. [5] Бесплатной квартирой пользовались лишь 72% педагогов.  Так, Опочецкая  земская управа, заключая в 1910 году договор с крестьянкой М.А. Хохловой на аренду помещения для  Мутовозовской  земской школы, обязало Матрену Антоновну сделать пристройку к школе для квартиры учительницы, площадью 3,78 кв.м. А в помещении, где раньше была квартира (19,9 кв.м), сделать кухню и раздевалку для учащихся. Таким образом, квартира учительницы Мутовозовской школы состояла из крошечной комнаты и кухни, которая одновременно выполняла роль раздевалки. [6]


Годовое жалованье учителя выросло с 255 руб. в 1897 году до 360 руб. в 1913 г. Однако говорить о реальном повышении уровня жизни трудно из-за роста цен.

Таблица 1.

Цены на продукты питания в 1897 и 1912 г.  25

Продукты

1897 г.(коп.)

1912 г.(коп.)

Мясо (фунт)

Масло коровье (фунт)

Яйцо (десяток)

Мука ржаная (пуд)

3.5

15

7

65

15-18

45

29

160

 

Как видно из таблицы 1, заработная плата учителя с 1897 по 1913 годы выросла, как уже было сказано, примерно на 40%, а цены на продукты питания   значительно выше: на мясо - в 5 раз, масло  в 3 раза, яйцо -  почти в 3 раза, муку - почти в 2,5 раза. И все же по сравнению с другими категориями населения учителя начальной школы имели неплохой заработок.


Земства пяти уездов установили учителям доплату за выслугу лет. В Великолукском уезде 55%  всех земских учителей получали такую доплату, в Островском - 50%;  Псковском - 40%, Новоржевском - 31%; Порховском - 22%. [17]  В Псковском уезде  земские учителя пользовались периодическими прибавками за 10 лет стажа - 12%, за 15 лет - 18%, за 20 лет - 25%,  за 25 лет - 50%.  В Порховском уезде оклад учителя через 15 лет от начала службы повышался  на  60  руб.  в год.  В Новоржевском уезде за 10 лет службы прибавлялось к годовому содержанию 25 руб.,  а затем  каждые  5 лет в том же размере.  Великолукские учителя через 15 лет получали  60 руб. прибавки и столько же через каждое пятилетие. Учительница, проработавшая в земской школе 25 лет, награждалась золотой брошью, стоимостью 5 руб. За внешкольную деятельность педагогам доплачивало земство по 5 руб.  [22 ]   Однако затраты земств на оплату труда земского учителя были явно недостаточны для удовлетворения скромных учительских потребностей.  Об этом  свидетельствуют данные следующей таблицы 2,  где представлены затраты учителей на предметы первой необходимости в год:

Таблица 2.

Затраты учителей на предметы первой необходимости (1897 год) 24

 

Средние затраты (в руб.) на:

       Всего

   пищу

     одежду

   обувь

разъезды

Одинокого учителя

Одинокой учительницы

Семейного учителя

Семейной учительницы

      131

108

165

171

44

65

66

65

12

14

23

18

25

20

13

24

212

207

267

278


Суммы затрат (судя по таблице) равняются или даже превышают жалованье. На свою месячную зарплату  учитель   начальной   школы   в   Псковской   губернии   мог   купить: 800 фунтов масла или 30 пудов ржаной муки. Назвать такой уровень жизни высоким  нельзя. А ведь учителя еще должны были много читать,  а значит выписывать книги,  газеты, журналы, на что уходило около 10 руб.  в год, но и этот мизер могли позволить себе не все. 


Сами  педагоги характеризовали свое материальное положение словами:  «безотрадное»,  «весьма жалкое», «бедное по содержанию,  приниженное по положению в обществе».   Даже  те,  кто признавал существовавшее положение удовлетворительным,  добавляли, что «настоящее сносно,  но будущее плачевно»,  «страшно заглянуть в  будущее»; или  «должность  почетна,  содержание для холостяка удовлетворительное, но будущее,  кроме потери сил и здоровья, ничего не обещает». Обращает на  себя внимание высказывание одного учителя,  который вроде бы оптимистически заявил,  что «для одинокого человека настоящее обеспечение достаточно  и улучшений не требуется». 24 Но какой же оптимизм у одинокого человека, который понимает, что один-то выживет, а семью содержать не сможет.  Поэтому не случайно, что в Псковской губернии среди народных учителей 35,7%  мужчин и 90%  женщин не имели семьи.  24  В отчете Елизаветы Яковлевны Яковлевой, учительницы Юрьевского земского училища Опочецкого уезда, 1887 года рождения, выпускницы Опочецкой женской прогимназии и педагогических курсов при ней в 1907г., отмечается размер годового жалованья в 360 руб.  При этом   Елизавета Яковлевна имела на иждивении отца, мать, четырех сестер и трех братьев, обучала 40 учеников и в своем отчете жаловалась лишь на нехватку помещений для училища. 10


Подобная же жалоба содержалась в отчете Алексея Васильевича Судеревского, 1879 года рождения, учителя Основского училища Опочецкого уезда. Годовое жалованье Алексея Васильевича составляло в 1910 г. 330 руб. На иждивении имел жену и четверых детей. 57 учеников обучал выпускник Псковской учительской семинарии 1899 года. Кроме того, Судеревский обслуживал библиотеку при школе, выдавая книги для чтения как ученикам, так и окрестным жителям. [10] В отчетах учителей земских школ Опочецкого уезда за 1910 год не везде указаны размер жалованья и то, кого содержали педагоги на свой заработок. Из материалов по 88 земским школам Опочецкого уезда лишь 23 имеют такую информацию. Часть учителей, вероятно, посчитала лишним упоминать о своих трудностях в официальном отчете.


Среди  особенностей, затрудняющих работу земских учителей, выделяются: переполненность школ, недостаточный уровень заработной платы, дополнительные обязанности педагогов (народные чтения, дополнительные занятия, руководство школьными библиотеками и т.д.). [11]   Все перечисленное делало труд педагогов очень нелегким. И это достойно доброй памяти о них.


Заявления о нуждах материального характера, необеспеченной старости занимали центральное место в опросах учителей.  [12]  Однако не менее остро ставили педагоги вопросы повышения своего профессионального уровня. Работая в деревенской глуши, оторванные от своих коллег, учителя жаловались, что «нечего читать», [24]  что необходимо организовать учительские библиотеки при школах или в крайнем случае при земских управах. Кроме того, педагоги настойчиво высказывались за устройство учительских курсов, съездов для обновления педагогических знаний и обмена мнениями по вопросам школы.


Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных народных училищах Псковской губернии имело цель – «оказать помощь членам его, впавшим в нужду: деньгами, определением на места, бесплатным лечением и пр.» [15] Ежегодно губернское земство выделяло обществу пособие в размере 300 руб. Капитал общества состоял из взноса членов общества (1% от годового жалованья), взносов членов-соревнователей (сочувствующих) – по 3 руб.. [23]  Из отчетов общества следует, какую большую работу по поддержке учителей оно проводило. Так, в 1902 году было выдано 6 пособий учителям губернии на лечение, на воспитание детей. Был решен вопрос об устройстве общежития для сыновей членов Общества, обучающихся в учебных заведениях Пскова. Общежитие было открыто в августе 1902 году на частной квартире. В нем проживало 10 человек, в том числе 2 человека из Псковского уезда, обучающихся в учительской семинарии. [23]


Общество заботилось о профессиональном росте педагогов путем ходатайства перед уездными  земствами о выделении средств на выписку журналов для членов Общества. Однако большинство земств отказалось выделить средства на эти цели. Опочецкое,  Новоржевское,  Островское земства мотивировали отказ тем, что учителя этих уездов имеют возможность пользоваться журналами из земских библиотек.  Но в то же время Опочецкое земство выделило в помощь Обществу на 1903 г. – 50 руб., Псковское уездное земство – 370 руб. (кроме средств, выделяемых губернским земством).


Общество взаимного вспомоществования организовывало литературно-музыкальные благотворительные вечера,  деньги от которых использовались на нужды общества.  В частности, в 1902 году такие вечера устраивались для сбора средств на содержание общежития для обучавшихся в Пскове детей учителей. 23 Конечно, все материальные трудности учителей Общество разрешить не могло, но могло активизировать внимание к проблемам образования.


Таким образом, Псковское земство постепенно вырабатывало систему оплаты труда педагогов земских школ: от небольших поощрений до полного перехода материального обеспечения учителей в полномочия земства. Это обеспечение было не очень высоким, т.к. местное самоуправление было ограничено в средствах. Но, тем не менее, оно сумело выработать систему поощрения труда педагогов за успехи, за дополнительную работу, за стаж. Многие уездные земства сумели организовать пенсионные кассы для учителей.


Однако,  несмотря на усилия земства,  уровень материального обеспечения учителей начальных школ оставался  не очень высоким.  Он мог измениться лишь с принятием правительственных мер в этом направлении,  чего, к сожалению, не произошло. [26] Меры правительства требовались и для улучшения качества подготовки учителей начальных школ и резкого увеличения количества педагогов для решения задачи всеобщего начального образования.    К сожалению, и эта проблема не была решена в начале XX века.


Итак, кто же он,  среднестатистический земский учитель?


Это молодая женщина 29 лет из крестьянского или мещанского сословия, со средним образованием, не имеющая семьи, работавшая 35 часов в неделю с детьми и неограниченное время – со взрослыми, обслуживающая школьную библиотеку, проживающая в крохотной комнате при школе, получающая в год 360 руб. (за 7-8 месяцев), всё остальное время педагоги ничего не получали. Часто деньги выдавали вперёд (как в Островском уезде), тратились, а   далее приходилось жить в кредит.  Земский учитель - это подвижник своего дела. Такие педагоги создали основу для будущего перехода ко всеобщему образованию.


Сегодня, конечно ситуация иная: педагоги более образованны, обеспечены учебниками и методической литературой, современными техническими средствами, работают в оборудованных кабинетах, сельских детей подвозят в школу,  для учащихся организовано горячее питание. Но ряд факторов мынаследуем постоянно: это женское лицо учительства и проблемы его материального обеспечения. В последние годы сделан существенный шаг вперёд в повышении уровня жизни педагогов, радует то, что молодые учителя получают неплохие выплаты, но проблемы ещё есть.  Нас, сегодняшних педагогов, и учителей  начала ХХ века роднит любовь к своему делу и беззаветное служение ему. Это самая хорошая традиция в истории образования, доставшаяся нам в наследство.

 

 Литература и источники:

  1. Бакусова Л.Н. Проскурякова Г.В. Ступени развития и роста. Мужская учительская семинария // Псковский педагогический институт. Псков, 1992.
  2. Бунаков Н.Ф. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинции. СПб.,1909.
  3. Вестник Псковского губернского земства. 1895. №1.
  4. ГАВЛ. Ф. 659. Оп.1. Д.33.
  5. ГАВЛ. Ф. 653.Оп.1. Д.1.
  6. ГАВЛ. Ф. 154. Оп.1. Д.16.
  7. ГАПО. Ф.67. Оп.1. Д.216.
  8. ГАПО. Ф.67. Оп.1. Д.47.
  9. ГАПО. Ф.67. Оп.1. Д.225.
  10. ГАПО. Ф.21. Оп.1. Д.9.
  11. ГАПО. Ф.21.Оп.1.Д.11.
  12. ГАПО. Ф.450. Оп.1.Д.1а,1б; Ф. 508. Оп.1. Д.1.
  13. ГАПО. Ф.198. Оп.2. Д.15.
  14. Доклады Псковской губернии земской управы и постановления чрезвычайного губернского собрания 29 мая 1900г. и очередного в съезде 1-14 декабря 1900г. Псков, 1901.
  15. Доклады Псковской Губернской земской управы и постановления чрезвычайного 17-19 июня 1907г. Губернского земского собрания. Доклад № 17. Псков, 1908.
  16. Корнева Н.М. Княгиня Мария Михайловна Дондукова-Корсакова и народное образование в Опочецком уезде в середине XIX в. // Псков. 2003. № 19.     
  17. Красов И. Отчет директора народных училищ Псковской губернии о состоянии народных училищ Псковской губернии за 1899 гражданский год. Псков, 1900.
  18. Лещиков В.Н. Земская школа Псковской губернии // Псков, 1997, №6.
  19. Лещиков В.Н., Филимонов А.В. Псковская учительская семинария // Псковский педагогический институт. Псков, 1999.
  20. Материалы к вопросу об участии Псковского губернского земства в развитии начального образования. Вып.2. Псков, 1899.
  21. Михайлова М.В. Педагогические съезды по народному образованию конца XIX – нач. XX вв. // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. М. 1984.
  22. Орлов В.В. Земский учитель – беззаветный труженик // Великолукские ведомости. 22.08.2001.
  23. Отчет Общества Взаимного Вспомоществования учащим и учившим в начальных народных училищах Псковской губернии за 1902г. Псков, 1903.
  24. Положение народных учителей Псковской губернии // Материалы к вопросу об участии Псковского губернского земства в развитии начального образования. Вып.2. Псков, 1898.
  25. Псковский край. Краеведный сборник. Псков, 1927.
  26. Сучков И.В. Учительство России в конце XIX– нач. XX вв. М., 1998.



Назад к списку

Комментарии
"При этом Елизавета Яковлевна имела на иждивении отца, мать, четырех сестер и трех братьев"
Содержать 9 человек -- кто из современных учителей может себе это позволить?
И это называется бедность?..
Мои прадед (1870 г.р.) и прабабушка (1872 г.р.) работали учителями в конце 19 -- начале 20 века (до революции) в г. Острове Псковской губернии.
Имели 7 детей. Жили в деревянном доме в несколько комнат. У детей была гувернантка. Не шикарно жили, но и не бедствовали, все были сыты-одеты-обуты.
К революции семья накопила на каменный дом. Это что касается "плачевного" положения учителей до революции.

А вот умерла прабабушка в 1966 году в нищете. У нее даже комнаты своей не было, только угол, отгороженный шкафом...

Ольга

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*