Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ
течение последних лет в системе
профессионального образования России произошли изменения, касающиеся
правового, организационного, методологического и практического аспектов. Среди
них особое место занимают: создание конституционно-правовой основы
образовательной деятельности; нормирование государственно-общественной системы
управления и координации деятельности образовательных институтов; формирование
государственно-общественной системы оценки качества среднего профессионального
образования, деятельностной подготовки специалистов; демократизация
образовательной сферы; поэтапная интеграция российской системы образования в
мировую.
В
качестве стратегических ориентиров развития профессионального образования
должны стать условия, которые можно охарактеризовать как фундаментальную поддержку
функционирования и дальнейшего развития сетевых форм взаимодействия участников
образовательного процесса, предполагающее коллективное использование всех видов
ресурсов (материально-технических, кадровых, методических, информационных и
т.д.).
За последние годы в профессиональном образовании развитых стран накоплен значительный опыт по переосмыслению традиционных методов и форм обучения в контексте современных технологий обучения. Учет особенностей региона позволит обеспечивать реальные потребности в образовательных услугах и реальные возможности их удовлетворения в части подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.
Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме качества подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования (Г.Э. Алибекова, Г.С. Батищев, С.А. Гапоненко, В.И. Горовая, И.П. Гришина, И.П. Радченко, В.И. Черков, Т.И. Шамова, В.А. Шаповалов, и др.), следует отметить, что на практике сохраняется тенденция использования традиционных управленческих и педагогических технологий, не отражающих современные состояние и требования, предъявляемые к подготовке рабочих и специалистов в системе профессионального образования. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, а также изучение реального состояния образовательной среды позволяют выделить ряд противоречий между:
- необходимостью решения стоящей перед современным мировым образовательным сообществом задачи по формированию конкурентоспособной личности и нестандартными формами, методами, средствами и способами организации педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях;
- требованиями профессиональной деятельности и профессионального сообщества, с одной стороны, возможностями и способностями личности, индивидуальным стилем деятельности и общения, опытом работы - с другой;
- между профессиональной стагнацией, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и достижением прошлого (эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта), в результате чего возникают предпосылки для снижения профессиональной активности и роста, невосприимчивости к новому и т.д.;
- потребностью в изменении форм обучения конкурентоспособных специалистов и недостаточной научной теоретической и практической разработанностью системы педагогического труда в условиях новой парадигмы образования.
В этой связи возникает проблема: какую педагогическую технологию выбрать при подготовке конкурентоспособного специалиста в системе профессионального образования?
Большой объем получаемой в процессе обучения информации требует введения современных интерактивных технологий обучения, позволяющих не только усвоить, но и систематизировать полученные знания. Основным смыслом технологизации учебного процесса является определение наиболее рациональных способов гарантированного достижения результатов. Технология обучения - это педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, чем это имеет место при традиционных моделях обучения.
Наиболее широкое применение в настоящее время получила классификация технологий обучения в соответствии с дидактическими теориями, на которых они базируются. Для решения проблемы систематизации знаний и наилучшего их усвоения служит модульная технология обучения, заключающаяся в дроблении информации на определенные блоки - модули, обусловливающие необходимую управляемость, гибкость и динамичность процесса обучения. Учебный модуль - не только раздел учебной программы, но и выбранная дидактическая система, основное место в которой занимает взаимодействие различных приемов и способов учебной деятельности, обеспечивающих вхождение этого модуля в целостную систему обучения.
Ресурсные
центры профессионального образования (РЦПО) - известная в нашем регионе
форма сетевого взаимодействия с целью профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации
рабочих кадров и специалистов для приоритетных отраслей экономики
Ставропольского края, где используются новейшие производственные технологии. В
интерактивную программу обучения сквозными модулями включены современные
ресурсосберегающие технологии. Особая роль в работе РЦПО принадлежит
стратегическому сотрудничеству между учебными заведениями и работодателями.
Цель РЦПО заключается в реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с использованием европейских принципов и моделей, основанных на компетенциях.
Данный подход эффективен при обучении практически всех целевых групп населения, поскольку он позволяет выстраивать программу обучения в зависимости от потребностей и исходных компетенций, что приводит с одной стороны к индивидуализации обучения, а с другой стороны снижает затраты на обучение. В процессе реализации наблюдается явный экономический эффект.
Структура модульных программ и спецификация модулей позволяет чётко сформулировать требования работодателей к процессу обучения. Алгоритм реализации каждого модуля предполагает поэтапное выполнение следующих действий:
1. Разработка содержания обучения.
2. Составление характеристики целевой группы для формирования среды обучения и плана обучения.
3. Формирование среды обучения:
- расписание,
- место проведения занятий,
- план привлечения представителей работодателей к участию в процессе обучения.
4. Разработка плана обучения.
5. Определение методов обучения и обоснование их выбора.
6. Формирование пакета учебных материалов.
7. Реализация модуля.
8. Анализ результатов.
Инфраструктура
РЦПО направлена на организацию обучения в условиях, максимально приближенных к
реальному производству. Она практически полностью решает главную проблему
профессионального образования - преодоление разрыва между традиционными
учебными и реальными производственными задачами.
Модульные
программы в силу своей гибкости, эффективности и рентабельности способствуют
привлечению новых целевых групп, и, следовательно, повышают статус и престиж
Ресурсного центра на рынке образовательных услуг.
На базе нашего колледжа в октябре месяце планируется открытие ресурсного центра, одним из направлений которого является автомобильный транспорт. И мне думается, модульная технология обучения, разработкой и внедрением которой я занимаюсь, будет успешно применяться в процессе организации обучения на базе ресурсного центра.
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.