Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Ресурсный центр - как образовательная среда

13.05.2013 1289 4037
Чикильдин Владимир Николаевич
Чикильдин Владимир Николаевич, мастер п/о

Ставропольский региональный многопрофильный колледж
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих специалистах с техническим мышлением, в умении конструировать, оценивать, рационально использовать технику и производственные технологии. Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих рабочих и специалистов.

В течение последних лет в системе  профессионального образования России произошли изменения, касающиеся правового, организационного, методологического и практического аспектов. Среди них особое место занимают: создание конституционно-правовой основы образовательной деятельности; нормирование государственно-общественной системы управления и координации деятельности образовательных институтов; формирование государственно-общественной системы оценки качества среднего профессионального образования, деятельностной подготовки специалистов; демократизация образовательной сферы; поэтапная интеграция российской системы образования в мировую.


В качестве стратегических ориентиров развития профессионального образования должны стать условия, которые можно охарактеризовать как фундаментальную поддержку функционирования и дальнейшего развития сетевых форм взаимодействия участников образовательного процесса, предполагающее коллективное использование всех видов ресурсов (материально-технических, кадровых, методических, информационных и т.д.).


За последние годы в профессиональном образовании развитых стран накоплен значительный опыт по переосмыслению традиционных методов и форм обучения в контексте современных технологий обучения. Учет особенностей региона позволит обеспечивать реальные потребности в образовательных услугах и реальные возможности их удовлетворения в части подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.


Однако, несмотря на активное внимание науки к проблеме качества подготовки конкурентоспособного специалиста в системе среднего профессионального образования (Г.Э. Алибекова, Г.С. Батищев, С.А. Гапоненко, В.И. Горовая, И.П. Гришина, И.П. Радченко, В.И. Черков, Т.И. Шамова, В.А. Шаповалов, и др.), следует отметить, что на практике сохраняется тенденция использования традиционных управленческих  и педагогических технологий, не отражающих современные состояние и требования, предъявляемые к подготовке рабочих и специалистов в системе профессионального образования. Анализ научно-методической литературы по исследуемой проблеме, а также изучение реального состояния образовательной среды позволяют выделить ряд противоречий между:

- необходимостью решения стоящей перед современным мировым образовательным сообществом задачи по формированию конкурентоспособной личности и нестандартными формами, методами, средствами и способами организации педагогического процесса в профессиональных образовательных учреждениях;

- требованиями профессиональной деятельности и профессионального сообщества, с одной стороны, возможностями и способностями личности, индивидуальным стилем деятельности и общения, опытом работы - с другой;

- между профессиональной стагнацией, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и достижением прошлого (эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта), в результате чего возникают предпосылки для снижения профессиональной активности и роста, невосприимчивости к новому и т.д.;

- потребностью в изменении форм обучения  конкурентоспособных специалистов и недостаточной научной теоретической и практической разработанностью системы педагогического труда в условиях новой парадигмы образования.


В этой связи возникает проблема: какую педагогическую технологию  выбрать при подготовке конкурентоспособного специалиста в системе профессионального образования?


Большой объем получаемой в процессе обучения информации требует введения современных интерактивных технологий обучения, позволяющих не только усвоить, но и систематизировать полученные знания. Основным смыслом технологизации учебного процесса является определение наиболее рациональных способов гарантированного достижения результатов. Технология обучения - это педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая более высокой степенью эффективности, чем это имеет место при традиционных моделях обучения.


Наиболее широкое применение в настоящее время получила классификация технологий обучения в соответствии с дидактическими теориями, на которых они базируются. Для решения проблемы систематизации знаний и наилучшего их усвоения служит модульная технология обучения, заключающаяся в дроблении информации на определенные блоки - модули, обусловливающие необходимую управляемость, гибкость и динамичность процесса обучения. Учебный модуль - не только раздел учебной программы, но и выбранная дидактическая система, основное место в которой занимает взаимодействие различных приемов и способов учебной деятельности, обеспечивающих вхождение этого модуля в целостную систему обучения.


Ресурсные центры профессионального образования (РЦПО) - известная в нашем регионе форма сетевого взаимодействия с целью профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации  рабочих кадров и специалистов для приоритетных отраслей экономики Ставропольского края, где используются новейшие производственные технологии. В интерактивную программу обучения сквозными модулями включены современные ресурсосберегающие технологии. Особая роль в работе РЦПО принадлежит стратегическому сотрудничеству между учебными заведениями и работодателями.


Цель РЦПО заключается в реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с использованием европейских принципов и моделей, основанных на компетенциях. 


В основу РЦПО положен опыт работы по внедрению модульных программ профессионального образования, основанных на компетенциях в рамках проекта Делфи II, реализация которого началась в 2003 году в рамках программы сотрудничества  ЕС – Россия. Предлагаемый вариант подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов включает себя вопросы, связанные с  разработкой функциональных карт по профессиям и специальностям, модульных программ, основанных на компетенциях, модулей обучения, механизмов оценки, особую организацию обучающей среды.

 



Данный подход эффективен при обучении практически всех целевых групп населения, поскольку он позволяет выстраивать программу обучения в зависимости от потребностей и исходных компетенций, что приводит с одной стороны к индивидуализации обучения, а с другой стороны снижает затраты на обучение. В процессе реализации наблюдается явный экономический эффект.


Структура модульных программ и спецификация модулей позволяет чётко сформулировать требования работодателей к процессу обучения. Алгоритм реализации каждого модуля предполагает поэтапное выполнение следующих действий:

1. Разработка содержания обучения.

2. Составление характеристики целевой группы для формирования среды обучения и плана обучения.

3. Формирование среды обучения:

- расписание,

- место проведения занятий,

- план привлечения представителей работодателей к участию в процессе обучения.

4. Разработка плана обучения.

5. Определение методов обучения и обоснование их выбора.

6. Формирование пакета учебных материалов.

7. Реализация модуля.

8. Анализ результатов.

 

Инфраструктура РЦПО направлена на организацию обучения в условиях, максимально приближенных к реальному производству. Она практически полностью решает главную проблему профессионального образования - преодоление разрыва между традиционными учебными и реальными производственными задачами.


Модульные программы в силу своей гибкости, эффективности и рентабельности способствуют привлечению новых целевых групп, и, следовательно, повышают статус и престиж Ресурсного центра на рынке образовательных услуг.


На базе нашего колледжа в октябре месяце планируется  открытие ресурсного центра, одним из направлений которого является автомобильный транспорт. И мне думается, модульная технология обучения, разработкой и внедрением которой я занимаюсь, будет успешно применяться в процессе организации обучения на базе ресурсного центра.

 

Литература:

  1. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В. Анализ потребностей в умениях //Методическое пособие. М., 2005.
  2. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Сартакова ЕВ. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях// Учебное пособие. М., 2005.
  3. Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Чернякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях// Пособие для преподавателей. М., 2005.
  4. Совершенствование качества подготовки специалистов в ССУЗах / Сост. А.Ф. Щепотин, А.П.Шеховцов.- Москва, 2010.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*