Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Личностно-ориентированное обучение в среднем профессиональном образовании

13.05.2013 3392 7940
Фисенко Марина Викторовна
Фисенко Марина Викторовна, преподаватель

Краснодарский политехнический техникум

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной парадигмы. Вместо существующей когнитивно-ориентированной парадигмы образования предлагается личностно-ориентированная. Основная причина необходимости смены образовательной парадигмы: социальный и научно-технический прогресс вошел в противоречие со сложившимися в последние три столетия образовательными системами. Нужен принципиально новый подход к определению целей, задач и принципов образования, необходимо пересмотреть содержание образования, которое реализуется учебными предметами и учебными дис­циплинами, требуются новые формы, методы и средства обучения.


Несколько слов в объяснение важности личностно-ориентированного образования для профшколы. Главным аргументом сторонников личностно-ориентированного образования является то, что традиционное когнитивно-ориентированное образование решает в основном одну задачу — формирования знаний, умений и навыков; развитие и воспитание обучаемых — «побочный продукт» обучения. В профессиональной школе не преследуется цель становления личности. Профессионально-образовательный процесс нацелен на овладение обучаемыми социально и профессионально значимыми знаниями и умениями. В результате мы всегда имеем «полуфабрикат» специалиста, точнее, не специалиста, а выпускника, не подготовленного к выполнению профессиональных функций по полученной специальности.


Изменение требований к современным работникам привело к новому определению квалификации. Это не только социально-профессиональные знания и умения, но и качества личности, которые востребованы данным видом профессионального труда.


Таким образом, можно констатировать: образование должно быть ориентировано на становление образа личности, адекватного содержанию профессиональной деятельности.


Приведем еще один аргумент в защиту личностно-ориентированного образования. В настоящее время возрастает значение подготовленности человека к действиям, результат которых не предрешен. В профессиональ­ной деятельности, в жизнедеятельности человека все чаще возникают непредсказуемые ситуации, характеризующиеся большой степенью неопре­деленности. Это неизбежная расплата за научно-технический прогресс. От современных работников требуются качества, способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Только личность может выходить за пределы нормативного, устоявшегося положения дел, принимать ответственность за выполняемую деятельность.


Н.А. Зимняя считает личностно-ориентированное образование составной  частью личностно-деятельностного подхода, который является более общим: «В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что, прежде всего, в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной через активизацию внутренних резер­вов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности».


Обобщение основных концепций обучения, представленности личностной компоненты в этих теориях, а также интерпретации личностно-ориентированного обучения позволяет выделить основные его признаки:

— главная цель обучения — развитие личности обучающегося;

— личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса;

— педагоги и учащиеся являются полноправными субъектами образовательного процесса;

— ведущими мотивами образования, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения;

— формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности;

— полноценная компетентность обучающего обеспечивается путем включения в процесс обучения его субъективного опыта;

— целью личностно-ориентированного воспитания становится развитие автономности, самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.


В соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для данной специальности выпускник – конструктор–модельер должен быть готов к профессиональной деятельности по конструированию, моделированию и изготовлению швейных изделий; по разработке конструкторской, технологической и другой документации в качестве конструктора–модельера в организациях легкой промышленности различных организационно–правовых форм. Эти требования включают следующие виды работ:

- разработка художественно – конструкторского проекта швейных изделий различного назначения;

- проведение сравнительного анализа аналогичной отечественной и зарубежной продукции, оценка их эстетического уровня;

- составление технических заданий на проектирование швейных изделий и согласование их с заказчиками;

- использование новых информационных технологий при проектировании и конструировании швейных изделий;

- поиск наиболее рациональных вариантов решений основных формообразующих и отделочных материалов и деталей внешнего оформления швейных изделий.


Эти виды работ определяют требования к творческой деятельности специалиста, его исследовательской и продуктивной работе.


Выпускник должен уметь: разрабатывать технические требования к швейным изделиям и методы их обеспечения; разрабатывать и зарисовывать эскизы моделей изделий; разрабатывать конструкторскую документацию для изготовления изделий различного ассортимента, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования; составлять технологическую последовательность изготовления изделий; пользоваться нормативной и справочной литературой для выбора наиболее рациональных вариантов решений; использовать информационные технологии для решения профессиональных задач.

Выпускник должен знать: основные направления моды; основные положения действующей нормативной документации; методические материалы по моделированию и конструированию изделий; современные методы изготовления изделий на базе промышленной технологии; назначение и технические характеристики технологического оборудования; методики и средства выполнения технических расчетов, вычислительных и графических работ при конструировании изделий различного ассортимента.


В процессе производственной практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.


Как видно из требований стандарта практические занятия в процессе подготовки специалиста среднего звена играют большую роль, так как обеспечивают именно получение практических навыков. В соответствии с учебным планом вся учебная практика по специальности 2808 распределена на три года обучения и включает три основных раздела.


В ходе прохождения конструкторско-технологической практики студенты выполняют следующие виды работ:

- выбор модели: студенты получают задание разработать эскиз модели согласно заданию.

- выбор материала с учетом эскиза модели: студенты анализируют волокнистый состав материала, исследуют его технологические свойства (дается характеристика материала, его физические и технологические свойства);

- расчет и построение чертежа базовой конструкции;

- проверка базовой конструкции в макете;

- техническое моделирование на основе эскиза модели;

- построение шаблонов;

- раскрой образца швейного изделия выполняется с учетом основных технических условий на выполнение раскладки лекал;

- изготовление образца швейного изделия выполняется с соблюдением технологической последовательности обработки и технических условий на выполнение каждой технологической операции;

- уточнение образца швейного изделия.


Для выполнения работ используется метод сотрудничества. Студенты разбиваются на пары. В паре студенты изготавливают изделия друг на друга, так как выполнение некоторых видов работ – примерка базовой конструкции  и образца возможно только партнером. Если в группе нечетное количество студентов, то организуется тройка, и студенты изготавливают изделие друг на друга.


На первой практике студенты определяют партнеров по работе самостоятельно, так как к этому периоду времени межличностные отношения в ученическом коллективе практически сформированы, и каждый осознает свою психологическую совместимость с другими студентами. В дальнейшем по своему усмотрению преподаватель может изменить состав группы для более плодотворной работы.


Правила подбора студентов в одну группу разнообразны, но важно учитывать ряд качеств:

1. Теоретическая подготовка студентов.

2. Особенности психофизиологического развития.

3. Особенности темперамента.


Последнее качество очень важно для  работоспособности  микрогруппы.

Важную роль в работоспособности группы играет так же диффиренцированый подход к выдаче задания.


Например, для прохождения практики по изготовлению изделий без подкладки студенты не владеют теоретическими знаниями по техническому моделированию, поэтому сильным ученикам, хорошо справляющимися с построением чертежа базовой конструкции, преподаватель предлагает выполнить  простой перенос вытачек или построение кокеток. Для выполнения работы используются частично-поисковые методы, при которых учащиеся решают частично сами, поставленную проблему. Учитывая, что студенты не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему по выполнению технического моделирования от начала до конца, учебная деятельность развивается по схеме: преподаватель - студент. Часть знаний сообщает преподаватель, часть добывают самостоятельно, работая с учебной литературой. Имея прочную теоретическую основу знаний, студенты погружаются в работу и самостоятельно добывают знания по поставленной преподавателем проблеме, развивают навыки работы с книгой, нормативными справочными материалами.


Как правило, в учебной группе такие студенты составляют 10-15 % от общего количества обучаемых, и преподаватель получает наибольшее удовлетворение, работая с такими парами.


Вторая «пограничная» группа – это студенты, которые имеют низкий уровень теоретической подготовки. В этом случае важно разобраться, почему это произошло. Педагогика знает немало примеров, когда студент имеет изначально заниженную самооценку. Результатом является его нежелание учиться – «все равно все знают, что я слабый». В процессе работы было замечено, что чаще всего эти студенты просто боятся «неправильно» выполнить задание, получить осуждение окружающих, насмешки. Для того чтобы дать студентам почувствовать себя сильнее на практике по получению первичных умений по выполнению конструкции, им предлагается решить более легкую задачу: изготовить изделие без изменения конструкции. Выполнив качественно это задание, студент становится увереннее в своих силах. При прохождении следующих этапов практики он стремится получить от преподавателя более сложное задание. Важно при работе с такими студентами чаще хвалить их, уменьшить до минимума замечания в критической форме. На практике для таких студентов используются методы формирования чувств: поощрение, одобрение, похвала в присутствии студенческого коллектива.


Практика показала, что, если на первом этапе получения профессиональных умений, «пограничная» группа  студентов составляет до 40% в группе, то, при использовании личностно–ориентированного подхода, к заключительному этапу практики их число сокращается до 15%. 


Существует группа студентов, имеющих недостаточную теоретическую подготовку в результате плохого усвоения материала или особенностей психического развития. Таким студентам предлагается упрощенная форма задания. При этом преподаватель помогает студенту определить его действительные (реальные) возможности. Часто комплекс «неполноценности» развивается в результате неправильного воспитания, угнетения в семье. Фактически студент может выполнять более сложную работу, но стремиться избежать ее, чтобы «облегчить» себе жизнь. При использовании личностно – ориентированного метода обучения возникает возможность открыть внутренние, скрытые резервы студента, его неиспользованный потенциал. При правильном подходе студенты этой группы начинают творчески работать уже со второго этапа практики. Их число так же сокращается с 20% до 5-10 %.


В течение всей работы над выполнением задания основная задача преподавателя заключается в контроле над его выполнением, соблюдении графика практики, выполнения всех видов работ. Преподаватель выступает не в роли информатора, а в роли подсказчика различных вариантов решения. Причем, часто дается не ответ на конкретный вопрос, а, сообщается источник, где можно найти информацию по конкретному вопросу. Это так же стимулирует творческую и умственную работу студентов.


Таким образом, на основе практического применения личностно–ориентированного метода обучения на практических занятиях можно сделать следующие выводы:

- при подготовке к занятиям преподаватель должен определить группы заданий по сложности;

- выдача задания и установка требований к их выполнению должны производиться с учетом теоретической подготовки студентов, их психологических особенностей;

- при распределении студентов в группы должны учитываться их желание, возможность работы в паре, психологическая совместимость студентов;

- последующие этапы практики должны содержать усложненное задание для любого студента;

- практические занятия должны быть обеспечены учебной базой, справочными материалами для возможного обеспечения творческого развития и продуктивной деятельности студентов.


Только при полном соблюдении этих требований возможно применение личностно – ориентированного метода обучения и воспитание высококлассного специалиста XXIвека.

 

Список используемой литературы:

1. Майер Д. Социальная психология. Пер с англ. СПб.,2007.

2. Зеер Э.Ф. Личностно – ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.

3. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. Екатеринбург, 2007.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*