Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Практические занятия как вид учебной деятельности

13.05.2013 3515 6994
Фисенко Марина Викторовна
Фисенко Марина Викторовна, преподаватель

Краснодарский политехнический техникум

Требования Федерального государственного образовательного стандарта направлены на формирование у студентов определенных профессиональных компетенций, которые способствуют внедрению молодого специалиста в процесс производства без особых нравственных и моральных травм.


Современный выпускник должен обладать мобильностью, позволяющей не только применять на практике полученные знания, но и выбирать рациональные пути решения различных задач.


Именно на формирование такой мобильности в настоящее время должны быть направлены практические и лабораторные занятия, основной задачей которых является закрепление и углубление теоретических знаний.


Лабораторное занятие - форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.


Основные дидактические цели лабораторных работ - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальная проверка формул, расчетов; ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований. В ходе работы студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.


Одновременно у студентов формируются профессиональные умения и навыки обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами для проведения опытов. Однако ведущей дидактической целью лабораторных работ является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.


В соответствии с дидактическими целями определяется и содержание лабораторных работ:

- установление и изучение свойств вещества, его качественных  характеристик, количественных  зависимостей;

- наблюдение и изучение явлений и процессов, поиск закономерностей;

- изучение устройства и работы приборов, аппаратов и другого оборудования, их испытание,

- снятие характеристик;

- экспериментальная проверка расчетов, формул;

- получение новых веществ, материалов, образцов, исследование их свойств.


Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.


Дидактическая цель практических работ - формирование у студентов профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин.


Так, на практических занятиях по математике, физике у студентов формируется умение решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач по специальным дисциплинам. На практических занятиях по инженерной графике студенты овладевают навыками выполнения чертежей, необходимыми при выполнении различных графических работ по специальным дисциплинам.


Особенно важны практические занятия при изучении специальных дисциплин, содержание которых направлено на формирование профессиональных умений. В ходе практических работ студенты овладевают умениями пользоваться измерительными приборами, аппаратурой, инструментами; работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, составлять техническую документацию; выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления, определять характеристики различных веществ, объектов, явлений.


Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.


При отборе содержания практических работ по дисциплине руководствуются перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения данной дисциплины. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.


При том, что задачи у лабораторных и практических работ различны, структура урока у них в принципе, одинакова и сводится к следующему:

- сообщение темы и цели работы;

- проверка теоретических знаний, которые необходимы для рациональной работы с оборудованием, осуществления эксперимента или другой практической деятельности;

- разработка алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности;

- инструктаж по технике безопасности (по необходимости);

- ознакомление со способами фиксации полученных результатов;

- непосредственное проведение экспериментов или практических работ;

- обобщение и систематизация полученных результатов (в виде таблиц, графиков);

- подведение итогов занятия.


Эффективность лабораторных и практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы студенты о выполнении практических и лабораторных работ. Для этого используются инструкционные карты. При подготовке к работе по карте студенты получают возможность спланировать свою деятельность.


В инструкционных картах обычно выделяют следующие разделы:

1) тема;

2) цель работы;

3) пособия и инструменты;

4) вопросы для подготовки к работе;

5) содержание работы;

6) методические указания.

 

Лабораторная работа №1

Построение чертежа бк (базовой конструкции)

Женского плечевого изделия

 

Цель работы: Изучение базовой конструкции женского ассортимента, закрепление знаний по техническим расчетам СОКО одежды и освоение методов построения конструкции по ЕМКО.

Задание 2.1 Расчет параметров конструктивных отрезков

Задание 2.2 Построение БК спинки

Задание 2.3 Построение БК переда

Студент должен знать:

Последовательность расчета и построения базовой конструкции женской плечевой одежды.

Студент должен уметь:

Производить расчеты величин СОКО, производить выбор величин конструктивных прибавок и технологических припусков, выполнять построение базовой конструкции женской плечевой одежды.

Пособия и инструменты. Плакаты учебные, чертежные принадлеж­ности, форматы А 4. Литература: Единая методика конструирования одежды. Базовые конструкции женской одежды. М., 1988.

 

Вопросы для подготовки к работе.

1. Объясните назначение базовой конструкции.

2. С какой целью применяют прибавки при разработке конструкции?

3. Перечислите особенности конструкции женской одежды в отличии от мужской.

4. Что относится к исходным данным для разработки базовой конструкции  жакета?

5. Перечислите вертикальные и горизонтальные линии основы  конструк-ции? Чем определяется их положение?

6. Какие конструктивные линии чертежа основы определяют форму изделия?

7. Какие конструктивные линии определяют качество посадки изделия на фигуре?

 

Содержание работы

1. Ознакомление с системой основных конструктивных отрезков одежды верхней части тела.

2. Определение исходных данных для построения базовой конст­рукции (БК) жакета.

3. Выполнение технического расчета для построения основы кон­струкции жакета.

4. Построение чертежа базовой конструкции жакета.

5. Проверка базовой конструкции в макете.      

6. Анализ результатов работы; формулировка выводов.

 

Методические указания

1. Записать величины размерных признаков базовой типовой фи­гуры в соответствии с ОСТ 17-326-81 (таблица 1).

2. Оформить таблицу расчетов по СОКО одежды верхней части те­ла (таблица 2).

3. Определить исходные величины конструктивных отрезков для базовой типовой фигуры. Рассчитать величины отрезков в чертеже.

4. Выполнить технический чертеж основы конструкции жакета.

5. Проверить качество посадки изготовленного макета проекти­руемого изделия.

 

Таблица 1 Размерные признаки фигуры Т1-Т16-Т19

Символ размерного признака Тi

Абсолютная величина размерного признака

Символ размерного признака Тi

Абсолютная величина размерного признака

7

 

34

 

9

 

35

 

12

 

36

 

13

 

38

 

14

 

39

 

15

 

40

 

18

 

44

 

25

 

45

 

26

 

46

 

57

 

47

 

 

Таблица 2 Базовая конструкция. Жакет женский. Силуэт полуприлегающий.
Размер Т1-Т16-Т19

 

Номер системы

Отрезок

Формула

Исходная величина отрезка (А-В)

Прибавка общая

П

Величина отрезка на чертеже

(А-В)+П

Величина отрезка в масштабе

М 1:4 …

1

2

3

4

5

6

7

 

Таблица 3 Прибавки общие к конструктивным отрезкам для различных базовых конструкций женской одежды (верхняя часть тела)

№№ системы

Обозначение отрезка

Силуэты по ассортименту

Прямой

Полуприлегающий

Пальто зимнее

Пальто демисез.

Пальто демисез.

Жакет

Платье

1

11-91

3,25

3,05

3,05

2,10

1,89

2

11-21

2,40

2,20

2,20

1,38

1,03

3

11-31

2,45

2,25

2,25

1,41

1,09

 

Педагогическая ценность подобных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы студентов. Если студент пропустил какое- то занятие, он может выполнить ее индивидуально во вне учебное время.


Важную роль на лабораторных и практических занятиях играет педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение имеет четкая постановка познавательной задачи, а также инструктаж, в процессе которого студенты осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую подготовленность студентов к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать студентов на самоконтроль.


При проведении практических занятий особое значение имеет личностный подход к студентам. Каждый из них имеет различный уровень теоретической подготовки. Кроме этого, в процессе выполнения задания, студенты могут применить различный практический прием. Преподаватель должен четко отслеживать в процессе выполнения задания деятельность студентов и оценивать их действия.

Выполнение студентами индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной и производственной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых  методов обучения. Сбор материала, анализ его в конкретной ситуации формирует у студента  первоначальный самостоятельный  профессиональный опыт.

 

Критерии оценки знаний

Прежде чем приступить к оценке знаний студентов по окончании практического занятия необходимо вернуться к инструкционной карте, чтобы определить, какой результат должен быть получен.


В нашем случае студент должен был построить чертеж основы конструкции и выполнить макет изделия. Значит, при защите лабораторной работы он должен предоставить макет и рассказать последовательность построения чертежа конструкции. Необходимо помнить о том, что выполнение практической работы должно привести к получению определенных навыков. Поэтому нельзя сводить защиту к опросу по теоретическим вопросам по данной теме.

При выставлении оценки необходимо применять дифференцированный подход, то есть выставлять оценку в зависимости от качества выполнения задания.

 

Таблица 4 Критерии оценки практической работы

№ п/п

Критерий оценки

Присутствие показателя

Правильность выполнения (наиболее важный критерий)

Аккуратность выполнения

Итог

 

1

Определение размерных

Признаков

+

Выбраны все, лишние отсутствуют

Правильно заполнена таблица

 

2

Определение величин

Прибавок

+

Выбраны в соответствии с эскизом модели

Правильно заполнена таблица

 

3

Выполнение расчета

+

Для масштаба 1:1 и 1:4

Правильно заполнена таблица

 

4

Построение чертежа

+

Масштаб 1:1 и 1:4

Чертеж выполнен в соответствии с требованиями ЕСКД

 

5

Изготовление макета

+

Масштаб 1:1

Аккуратность выполнения

 

 

6

Выводы. Внесение

Изменений в чертеж и макет

 

-/+

Наличие уточнений

Объяснение уточнений

 

 

Список используемой литературы:

1. Майер Д. Социальная психология. Пер с англ. СПб.,2007.

2. Белкин А.С. Психология успеха: как ее создать. Екатеринбург, 1997.

3. Зеер Э.Ф. Личностно – ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*